Бусев
Михаил Алексеевич

23.07.1951
Сектор современного искусства Запада
Бусев Михаил Алексеевич

Кандидат искусствоведения, с 1994 г. Член-корреспондент Российской академии художеств, с 2007 г. Старший научный сотрудник, с 1994 г. Работает в институте с 1981 г. в Секторе (Отделе) современного искусства Запада

Сфера научных интересов — западноевропейское изобразительное искусство конца XIХ — начала XXI в.

Также:

  • Заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, с 2000 г.
  • Ученый секретарь Научного совета по историко-теоретическим проблемам искусствознания при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук, с 1996 г.
  • Член правления Ассоциации искусствоведов, с 2009 г.
  • Член Президиума Российской академии художеств, 2007–2010
  • Председатель государственной аттестационной комиссии по специальности «Искусствоведение» в Уральском государственном университете им. А. М. Горького, 2007–2011
  • Руководитель научного семинара по западному искусству ХХ века. Семинар работал под эгидой Научного совета по историко-теоретическим проблемам искусствознания Отделения историко-филологических наук РАН и НИИ РАХ, 2000–2016 гг.
  • Руководитель группы по изучению новейших художественных течений (при НИИ РАХ, 2010–2016 гг.).

Награды:

  • Медаль «Защитник свободной России», 1993
  • Звание «Ветеран труда», 2001
  • Диплом победителя конкурса за лучшую публикацию 2004 года за сборник статей «Мир искусств / Альманах. Вып. 5, 2005
  • Медаль Российской академии художеств «Достойному», 2007
  • Большая серебряная медаль лауреата национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России «Русская галерея — XXI век» в номинации «Искусствоведение. Теория. Критика», 2009
  • Медаль «Шувалов», 2010
  • Премия имени Петра Кончаловского по номинации в области художественной критики за лучшее издание «большой формы», посвященное современным проблемам искусства (за серию сборников «Искусство в современном мире, вып. 2–4), 2011
  • Ряд благодарностей от Российской академии художеств.

Образование:

  • Отделение искусствоведения исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, 1975 (специальность: искусствовед, историк искусства)
  • Аспирантура ВНИИ искусствознания, 1977–1980
  • Стажировка на Факультете пластических искусств и искусствознания университета Париж-1 Сорбонна и в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже, 1987–1988
  • Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения «Проблема наследия в творчестве Пикассо», 1994

Основные публикации

Теоретико-методологические проблемы семиотического подхода к искусству. Обзорная информация. Серия «Изобразительное искусство». М., 1978. 47 с. [Информационный центр по проблемам культуры и искусства]

Хэролд Розенберг об авангардизме в искусстве США 60-70-х годов // Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. М.: Наука, 1988. С. 99–115.

Позднее творчество Пикассо: от диалога с наследием к новому живописному языку // Искусство. 1989. № 9. С. 57–62.

Античные мотивы в графике Пикассо 1930-х годов // Западное искусство. ХХ век. М., Наука, 1991. С. 28–42. [АН СССР. ВНИИ искусствознания МК СССР]

Пикассо и традиции мастеров XVI—XIX вв. // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. М.: Наука, 1992. С. 183–206.

Примитивизм во французском изобразительном искусстве конца XIX — начала XX века. Поль Гоген // Примитив в искусстве. Грани проблемы., М., Российский ин-т искусствознания. 1992. С. 126–145.

Творчество Сальвадора Дали (1920–1930-е годы) // Мир искусств / Альманах. М., РИК «Культура», 1995. С. 299–314.

Неоклассические тенденции в творчестве Пикассо. 1915–1925 // Судьбы неоклассицизма в ХХ веке. М., Государственный институт искусствознания. 1997. С. 114–125.

Пикассо: диалог с классикой (1915–1925) // Западное искусство. ХХ век. Между Пикассо и Бергманом. СПб.: Дмитрий Буланин. 1997. С. 27–37.

Поль Гоген и внеевропейское искусство // Западное искусство. ХХ век. Современные искания и культурные традиции. М.: Наука. 1997. С. 3–21.

Реминисценции искусства прошлого в творчестве западных мастеров ХХ века: Пикассо и Дали // Искусствознание. 2/98. М., 1998. С. 144–157.

Творчество скульптора Сезара. Между традицией и экспериментом // Западное искусство. ХХ век: Мастера и проблемы. М.: Наука. 2000. С. 71–86.

Статус произведения современного искусства // Художественный совет. 2000. № 1. С. 38–40, № 4. С. 33–36.

Об эволюции категории «художественное произведение» в изобразительном искусстве Франции ХХ в. // Западное искусство. ХХ век: Проблема развития западного искусства ХХ века. СПб.: Дмитрий Буланин. 2001. С. 197–228.

Метаморфозы предмета в произведениях и акциях Армана (1950–1960-е годы) // Западное искусство. ХХ век: Образы времени и язык искусства. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 78–91.

Новый реалист – Арман // ДИ. 2004. № 1. С. 34–39.

Пабло Пикассо глазами Сальвадора Дали // Пикассо и окрестности. Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 200–211.

«К черту Паганини!» Образы культуры прошлого в творчестве Армана // Западное искусство. ХХ век. Проблемы интерпретации. М.: УРСС, 2007. С. 159–171.

Пластические новации Сезара // Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции мастера. Очерки. М.: Галарт, 2010. С. 473–482.

Музеи новейшего искусства // Academia. 2010. № III. С. 27–32.

Пикассо в Москве // Academia. 2010. № VI. С. 105–112.

Мировое художественное наследие глазами парижских неоавангардистов. Скульптор Сезар // Западное искусство. ХХ век. Судьбы классики в европейском искусстве. Сборник статей. — М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2010. С. 377–398.

Ретроспектива Пабло Пикассо в Москве // Искусство в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. М.: Памятники исторической мысли, 2011. С. 333–345.

Творчество Сальвадора Дали 1920–1930-х годов и наследие мастеров XVI–XIX веков // Дали вблизи и вдали. Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2013. С. 169–184.

Ильдар Ханов. Человек, художник, мироустроитель // Ильдар Ханов. Воспоминания, размышления о творчестве. Автор-составитель Р.Р. Султанова. Казань, 2015. С. 12–15.

Скульптура в раннем творчестве Пабло Пикассо // Пикассо сегодня: Коллективная монография. М.: Прогресс-Традиция, 2016. С. 165–175;

Между неоклассикой и сюрреализмом. Пабло Пикассо в 1930-е годы // Западное искусство. ХХ век. Тридцатые годы. М. ГИИ, 2016. 171–199;

Предисловие. О Нине Александровне Дмитриевой // Искусство постигать искусство. Сборник статей к 100-летию Н. А. Дмитриевой. – М.: БуксМАрт, 2020. С.5–8;

Молодой Пикассо и скульптура // Искусство постигать искусство. Сборник статей к 100-летию Н. А. Дмитриевой. – М.: БуксМАрт, 2020. С. 160–176; 

Авангардизм шестидесятых в манифестах и практике нового реализма: Пьер Рестани и Ив Клен // Западное искусство. ХХ век. Шестидесятые годы. Сборник статей. – М.: БуксМАрт, 2021. С. 186–203;

Париж в творчестве Христо: от 1950-х к 2020-м годам // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. Научно-теоретический журнал. 2021. № 2. С. 138–149.

Материалы конференций:

Парижский период творчества Сальвадора Дали и наследие мастеров XV—XIX вв. // Проблемы искусства Франции ХХ века. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1989». Вып. XXII. ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1990. С. 160–176.

Заметки о проблемах интеграции в современном изобразительном искусстве Франции // Современные творческие процессы и пути европейской культурной интеграции (материалы конференции, 1995 год). М., 1996. С. 110–116. [Министерство культуры РФ, Государственный ин-т искусствознания, Венгерский центр науки, информации и культуры в Москве]

Копирование в творчестве мастеров ХХ века: Матисс, Пикассо, Дали // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы научной конференции. 8—10 декабря 1997 года. Российская академия художеств. М., 1998. С. 227–235.

Творчество Ива Клена и учение розенкрейцеров // Религия и искусство. Материалы научной конференции, состоявшейся в Государственном институте искусствознания 19–21 мая 1997 года. «ГИТИС», М., 1998. С. 216–225.

Коллаж: от кубизма к сюрреализму // Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. «ГИТИС», М., 1999. С. 98–105.

Пластические эксперименты Сезара // Искусство ХХ века. Итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999 года. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. 2003. С. 45–50.

Plastic experiments of César // Искусство ХХ века. Итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999 года. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. 2003. С. 206–210.

Московские коллекционеры новейшего западного искусства и их роль в русско-французских культурных связях начала ХХ века // Россия – Франция. Взаимодействие культур XVIII–XXI в. Сб. материалов научной конференции 2010. М., 2012. С. 65–73.

Диалог старого и нового в художественном пространстве Парижа: от девятнадцатого века к двадцать первому // Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 26–27 ноября 2015 г. Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. С. 7–10.

Античные мотивы и образы в творчестве парижских неоавангардистов: Сезар, Арман // Искусство скульптуры в ХХ–ХХI веках: мастера, тенденции, проблемы. Коллективная монография по материалам международной научной конференции (Москва, 2015). М.: БуксМАрт, 2017. С. 471–487.

Каталоги выставок и собраний, музейные издания:

Метаморфозы античности у Пикассо // Пикассо: отражения – метаморфозы. [Каталог выставки в ГМИИ]. М.: СканРус, 2004. С. 20–27.

Поздний Пикассо: пластические диалоги с мастерами XVI–XIX вв. // Пикассо: отражения – метаморфозы. [Каталог выставки в ГМИИ]. М.: СканРус, 2004. С. 28–39.

О Нине Александровне Дмитриевой // Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век. М.: 2017. (Издание подготовлено к выставке 30 ноября 2017 – 25 февраля 2018 ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва). С. 23–27.

Коллективные труды:

[Статьи] Арп, граттаж, Дали, декалькомания, Дельво, Дюшан, коллаж, Магритт, Ман Рей, Массон, Миро, Пикассо, Танги, фроттаж, фюмаж, Эрнст // Энциклопедический словарь сюрреализма / Отв. ред. Т.В. Балашова, Е.Д. Гальцова. М.: ИМЛИ РАН, 2007.

Ответственный редактор и автор предисловий к сборникам:

Искусство в современном мире. Вып. 1–4. М.: Памятники исторической мысли, 2004–2011.

Пикассо и окрестности. Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

Н.А. Дмитриева. В поисках гармонии. Искусствоведческие статьи разных лет. М.: Прогресс-Традиция, 2009.

Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. М.: Галарт, 2010.

Дали вблизи и вдали. Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2013.

Конёнков и Голубкина: секреты мастерства. Сборник статей и материалов. М.: Галарт, 2013. 

Пикассо сегодня: коллективная монография. М.: Прогресс-Традиция, 2016.

Искусство скульптуры в ХХ–ХХI веках: мастера, тенденции, проблемы. Коллективная монография по материалам международной научной конференции (Москва, 2015). М.: БуксМАрт, 2017. 

Искусство постигать искусство. Сборник статей к 100-летию Н.А. Дмитриевой. М.: БуксМАрт, 2020.

Научное редактирование, предисловие, хронология и библиография к книге Анри Жиделя «Пикассо» (М.: Молодая гвардия, 2007. Серия «Жизнь замечательных людей»).