Петрушанская
Елена Михайловна

Отдел художественных проблем массмедиа
Петрушанская Елена Михайловна

elena.petrushanskaya@gmail.com

Кандидат искусствоведения, с 1986 г. Ведущий научный сотрудник, с 2012 г. Работает в институте с 1992 г. в Секторе (Отделе) художественных проблем СМК — средств массовой коммуникации (с 2013 г. — сектор медийных искусств)

Сфера научных интересов — интердисциплинарные исследования: связи музыки и современных технологий; союзы и синтезы различных музыкальных жанров, стилей с СМК (звукозаписью, телевидением, радио, кино, интернетом); музыкально-поэтические закономерности; русская музыка: исторические и архивные исследования; архивные и музыковедческие изыскания в сфере шостаковичеведения; культурологические проблемы истории музыки и музыкального театра; общие проблемы музыкальной эстетики

Также:

  • Член жюри Международного музыкального конкурса им. Виотти, неоднократно (Италия, г. Верчелли)
  • Член жюри Международного музыкального конкурса «Torneo Internazionale Musicale» (TIM), Италия-Франция
  • Автор курса истории звукозаписи (Государственная Академия музыки им. Гнесиных; Высшая школа экономики)
  • Автор курса «Музыка на телеэкране» (Университет г. Болонья Alma Mater Studiorum, факультет медийных искусств)
  • Член Союза композиторов России
  • Член профкома московских драматургов

Награды:

  • Благодарность Министерства Культуры России
  • Победитель конкурса Посольства России в Италии на перевод книги «Михаил Глинка и Италия»; 2010–2011, не осуществлено вследствие материальных проблем заказчика

Образование:

  • Музыкально-педагогическое училище им. Гнесиных, отделение истории и теории музыки, 1969
  • Факультет ИТК (история, теория, композиция) ГМПИ им. Гнесиных, 1974 (специальность: история, теория, критика, лекционная деятельность)
  • Аспирантура Государственного института искусствознания, 1976–1979
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Концертные музыкальные жанры на телевидении: эстетические проблемы адаптации», 1986

Основные публикации

Монографии:

Музыка на телевидении. — М.: Знание, 1984 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; № 11. 4, 5 а.л.).

Рождение звукового образа: Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио (составитель, автор статьи и интервью). — М.: Искусство, 1985.

Музыкальный мир Иосифа Бродского. СПб.: изд. «Звезда», 2004; второе издание 2007 (издание исправленное и дополненное).

Михаил Глинка и Италия: загадки жизни и творчества. М.: Классика-XXI, 2009 (монография издана по гранту РГНФ).

Приключения русской оперы в Италии. М.: Аграф, 2018. 

Подслушать у музыки. М.: АСТ, 2021. 

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

О концертных жанрах на телевидении //Музы ХХ века. М.: Искусство,1978. С.191–214.

Современная музыка и радиоэстетика. Проблемные заметки // Радиоискусство: теория и практика. Вып. 2. Сост. В. Зверев. М.: Искусство, 1983. С. 54–75. Версия: La musica contemporanea e radio-estetica. Note problematiche//Musica/Realta. Milano,1985. № 12. P. 75–92.

Музыка и СМК: из прошлых прозрений, прогнозов и проблем // В зеркале критики: Из истории изучения худож. возможностей МК. М. : Искусство, 1985. С. 214–231.

Мир композитора в мире киномузыки: Альфред Шнитке // Искусство кино — 1987. N. 9. С. 18–47. версия на нем. языке: Изображение и музыка — возможности диалога. Die Moglichkeiten des Dialoges zwischen Bild und Musik im Film // Kunst und Literatur. Janrgang 36. H. 2. Berlin, 1988.

О проблемах оперы на телевидении // Музыкальный театр: события, проблемы / Ред.-сост. М. Сабинина. — М. : Музыка, 1990. С. 121–140.

Музыка России первой трети ХХ века: между техникой и государством // СМК в художественной культуре ХХ века. Том 1: История. Сб. ст. М.: ГИИ, 2001. С. 194–254.

«Слово из звука и слово из духа». Приближение к музыкальному словарю Иосифа Бродского // «Звезда», СПб., 1997. № 1. С. 217–229.

О «мистической» природе советских массовых песен // Russian Literature, Elsevier: North-Holland, XLY (1999). P. 87–102.

«Услышу и отзовусь: о „музыкальных“ цитатах у Бродского // Russian Literature. Elsevier: North-Holland, XLY (1999). P.103–119.

Опыт сопряжения: Бродский и музыка // Мир искусства: Альманах, выпуск 4. Сост. Б. Зильберман. М. : ГИИ, „Наука“, 2000. — СПб, 2001. С. 438–462.

„Удержать ноту у тишины“ (Из музыкального словаря Иосифа Бродского) // Музыка и незвучащее / Редк. Вяч. В. Иванов, Е. Пермяков, Т. Цивьян. — М.: Наука, 2000. С. 240–256.

Бродский и мир итальянской музыкальной культуры („Watermark“ u"Water Music») // Un crocevia fra culture. Italia e oltre nella poesia e nella prosa di Josef Brodskij. Venezia-Мilano, 2002.

Эхо радиопросвещения в 1920–1930-е годы: Музыкальная гальванизация социального оптимизма // Советская власть и медиа: Сб. статей. С.-Петербург: Академический Проект, 2006. С. 113–132.

L’immagine della donna nella poesia e nella musica del Romanticismo russo (assieme con Haisa Pessina Longo) / Poesia romantica in musica. A cura di Alberto Caprioli. Bologna University Press, 2005. P. 177–187.

Михаил Глинка в кругу итальянских dilettanti di musica // «О Глинке». Сб. статей. Ред.-сост. М. П. Рахманова. М., ГЦММК им. Глинки, 2005.

Несбывшаяся Италия Михаила Глинки // Вестник истории, литературы и искусства. Российская Академии наук. Отделение историко-филологических наук. Том 3. Гл. ред. академик РАН Г. М. Бонгардт-Левин. М., 2006. С. 241–254.

Иосиф Бродский: разговор с немецкой культурой / Россия и Германия в ХХ веке. В 3-х томах. П/ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, Ас. Фольперт. // Том 3. Оттепель, похолодание и управляемый диалог. Русские и немцы после 1945 года. — М.:АИРО-ХХI, 2010. C. 753–778.

Su topos dei angeli caduti nella musica: Caso Prokofiev // Quaderni / Rivista degli Studi indo-mediterranei (RSIM) N. 11 2011. A cura di Carlo Saccone e Alessandro Grossato /Archivi di Studi indo-mediterranei. Milano: Edizione del’ Orso, 2012. Р. 225–232.

О фольклорных источниках звуковых прозрений советских композиторов 1960–1970-х годов // От искусства оттепели к искусству распада империи. Сб.ст./отв.ред. Н. А. Хренов. — М. : ГИИ; «Канон+" РООИ «Реабилитация», 2013. С. 481–505.

Избранные материалы конференций:

Трансформации «любовной темы» русской литературы в музыке ХХ века / Amore e Eros nella litteratura russa del novecento. III conferenza sulla letteratura russa del novecento. Bologna 25–26 febbraio 2002. a cura di Haisa Pessina Longo, Gabriella Imposti, Donatella Possamai. Università di Bologna, 2004. P. 205–220.

Международные и общероссийские ежегодные конференции в Смоленске + публикации статей в «Новоспасский сборник». С вып. 3 по вып. 10 / Эпоха М. И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25—26 апреля 2007 года. Отв. Н. В. Деверилина. Смоленск, изд. «Смоленская государственная типография», 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012.

«Разрешающая способность» телевизионного изображения // Наука телевидения. Научный альманах. Сб. материалов международной конференции. Науч. ред. А. Яковлева. Гл. ред. В. В. Лазуткин. М., 2005. С. 23–45.

Иосиф Бродский: воспоминание о Чайковском // Материалы международной конференции «Миры И. Бродского». С. ст. М. : изд. РГГУ, 2005.

Шостакович-читатель // DMITRIJ SˇOSTAKOVICˇTRA MUSICA, LETTERATURA E CINEMA: Atti del Convegno internazionale Università degli Studi di Udine 15–17 dicembre 2005 a cura di Rosanna Giaquinta. — Firenze: Leo S. Olschki editore, 2008.

Glinka — Rossini, via Zamboni // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: Материалы международных научных конференций, в 2-х тт. Том 1 / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, С.-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, отв. ред. Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2006. С. 30–44. Итальянские опусы Глинки петербургского периода: поэтика и метаморфозы. Том 2-й, там же, с. 126–133.

Протоглобализация и жанрообразование в музыке // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках. Материалы Международной научной конференции в РАМ им. Гнесиных 2008. Сб.ст. / Ред.-сост. В. Валькова, Е. Ключникова. М., 2011. С. 18.

«Хоры штурмующих». О присылаемых Шостаковичу литературных материалах и стратегиях отказа (1948–1974) // Материалы международной конференции «Север в традиционной культуре и профессиональных композиторских школах». The Horth in the traditional cultures and professional composing schools. Study Groop of Intennational Musicological Society «Shostakovich and his Epoch». Сб. ст. / под ред. Л. Г. Ковнацкой / Петрозаводск, Издательство ПетрГУ, 2012. С. 282–293.

A Forgotten Scandal: The Background and the origin of the first Italian Stage of Lady Macbeth by Shostakovich // ABSTRACTS' BOOK of the International Conference Sociocultural Crossing and Borders: Musical Microhistories and Competition Interdisciplinary Studies in Music. New Approashes, Methods ans Conceptions. Compilers Ruta Stanaviciute, Rima Povillioniené. — Vilnius: Lithuanian Academy of Music and Theatre, 2013. P. 30–31.

Каталоги выставок и собраний:

Аннотации к компакт-дискам, фестивалям, концертам, муз. марафонам 1975–2013.

Аннотации и комментарии к томам Собрания сочинений Д. Д. Шостаковича, тома 41–43, 46. М.: Музыка, 1981–1984.

Избранные коллективные труды (многотомные):

(см.№ 6) СМК в художественной культуре ХХ века. Т.1, 3. М., ГИИ искусств., 1999–2004.

О формировании музыкальных жанров в свете протоглобализационных процессов // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. В 3 томах. Т. 1: Процессы глобализации и система масс-медиа. Ред.-сост. А. А. Новикова. М., ГИИ искусств., 2005. С.185–211. «Свое» и «чужое» в отечественном звуковом теледизайне. Т.3. С.124–151.

Глава учебника: Фонография в контексте других форм механического воспроизведения музыки // История русской музыки. Собрание в 10 томах / Т. 10Б. 1890–1917 годы. «Серебряный век». Общ. ред. Л. З. Корабельникова, Е. М. Левашев. М., «Музыка», 2004. С. 803–863 (3,5 а.л.).

Перепады оперы XIX века // Высокое и низкое в художественной культуре. Том 1. СПб, Нестор-история. 2011. Пусть к утрате взаимности? О ценностях российской музыкальной культуры (1917–1970-е годы), Т.2, там же, 2013, с. 139–178. Перевал тысячелетий: вершины музыкального театра в новых интерпретациях, Т. 3, там же, 2013. С.15–53.

Статьи в ежегодники «Наука телевидения» (ред.-сост. Е. В. Дуков), 2004–2012; «Ракурсы» (2007–2013); «Новоспасский сб. «Эпоха Глинки» (2007–2012).

Предтечи и основы: о некоторых музыкально-звуковых принципах, существенных для формирования и структуры сериалов // Большой формат. Экранная культура в эпоху трансмедийности. В 3-х частях. Часть 1. С. 102-119.

О «звуковых скрепах»: наблюдения над организацией саундтреков сериалов.  Авторский хоррор «Твин Пикс», музыка Анджело Бадаламенти Драмеди «Моцарт в джунглях», композитор Роберт Нийл, и другие звуковые поля // Большой формат. Экранная культура в эпоху трансмедийности. Часть 3. С. 185-206.

О пласте отечественного кино переходного периода // Смена вех. Отечественное кино второй половины 1980-х-1990х годов». Канон-прогресс, 2022. С. 128-166.

Темнота и свет тайны в звуковой атмосфере «Черного монаха» И. Дыховичного // Смена вех. Отечестенное кино второй половины 1980-х-1990-х годов. Канон-прогрессс, 2022. С. 488-511.

2021-2022. Некоторые статьи вне плана и вне работы в ГИИ:

La specificità delle ‘traduzioni musicali’ nelle opere dei compositori italiani basate su testi della letteratura russa: Gli zingari di Leoncavallo e Risurrezione di Alfano // Arti dello Spettacolo / Performing Arts Anno VII | Numero 7 | 2021 pp.157-165.

2021-2022 год. Некоторые статьи в коллективные труды сектора ГИИ

А) Предтечи и основы: о некоторых музыкально-звуковых принципах, существенных для формирования и структуры сериалов // Большой формат. Экранная культура в эпоху трансмедийности. Часть 1. С. 102-119 (1,5 а. л.).

Б)  там же: Часть 3: О «звуковых скрепах»: наблюдения над  организацией саундтреков сериалов.  Авторский хоррор «Твин Пикс», музыка Анджело Бадаламенти. С. 185-198.  Драмеди «Моцарт в джунглях», композитор Роберт Нийл, и другие звуковые поля. С. 199-206 (2 а.л.  

В)  О звуковом пласте отечественного кино переходного периода // Смена вех. Отечественное кино второй половины 1980-х-1990х годов». Канон-прогресс, 2022. С. 128-166 (3 а.л.)

Г) Темнота и свет тайны в звуковой атмосфере «Черного монаха» И. Дыховичного \\ Там же. С. 488-511 (1, 5 а.л.)

 Участие в конференциях ВНЕ сектора и ГИИ в 2020-2022 гг.:

2020  -  Випитено, Международный Институт исследований русской музыки. Конференция,  июль, ЗУМ-доклад об особенностях, чертах перевода, драматургии, интонационных парадоксах двух опер итальянских композиторов на сюжеты русской литературы).

2021 – Музыковедческий коллоквиум журнала «Музыкальный мыслитель». Зум-доклад о стратегии телеканала «Классика» в период пандемии.

2022  - Випитено, Международный Институт исследований русской музыки. Конференция, 12-16 июля 2022 г. ЗУМ-доклад (40 минут, с иллюстрациями) «О судьбах оперы М. И. Глинки Жизнь за царя в Италии (1874-1974: неизвестный ранее материал о постановке в Турине)».

Рецензии 2019-2022 гг. на книгу “Приключения русской оперы в Италии”:

Никольская И. И. Почти детектив или: книга Елены Петрушанской «Приключения русской оперы в Италии» (Москва, «Аграф», 2018) // Артикульт. 2019. № 1 (33). С. 138–141. Почти детектив или: книга Елены Петрушанской «Приключения русской оперы в Италии» (Москва, «Аграф», 2018) // Артикульт. 2019. № 1 (33). С. 138–141.

Воротынцев П. И. Высокая оперная дипломатия: О книге Е.М. Петрушанской «Приключения русской оперы в Италии»

КиберЛенинка. 2022. С. 11-135    https://cyberleninka.ru/article/n/vysokaya-opernaya-diplomatiya-o-knige-e-m-petrushanskoy-priklyucheniya-russkoy-opery-v-italii/viewer