РУССКИЙ    |    ENGLISH

Сектор современного искусства Запада

Рубежом, с которого начинается история современного искусства и который тем самым определяет начальную хронологическую границу научных интересов сектора — другая граница подвижна, открыта в наступившее столетие — является эпоха конца ХIХ — начала ХХ столетий, эпоха, когда складывается система искусства ХХ века, возникают явления и идеи, определившие судьбу художественного развития последующей эпохи. Вот почему в трудах сектора, наряду с работами, посвященными разным периодам истории европейского искусства ХХ века, включая явления самого последнего времени — например, новейших направлений авангарда, — в течение многих лет особое место занимает изучение искусства рубежа столетий. Это относится и к монографиям сотрудников сектора, и к его коллективным трудам, таким, например, как серия сборников «Западное искусство. ХХ век». В 2013 году сектор завершает работу над сборником этой серии, посвященным проблемам искусства 1930-х гг. — все еще недостаточно изученному периоду, который подытожил результаты эпохи раннего авангарда и открыл новую страницу истории современного искусства.

В последние годы проблематика трудов сектора, таких обобщающих коллективных работ, как «На грани тысячелетий» или «Театр ХХ века», определяется попытками «подвести итоги» развития западного искусства ХХ века, составить представление об искусстве прошедшего столетия в его историко-художественной целостности Особую роль в проблематике трудов сектора играет тема интерпретации классического наследия в современной художественной культуре Этой проблеме посвящен ряд последних выпусков сборника «Западное искусство. ХХ век» и написанных членами сектора монографий

В основе многих работ сектора лежит идея сущностной целостности мирового художественного развития — при всех различиях исторических путей разных стран и народов, при всем многообразии национальных менталитетов и традиций. Судьба отечественного искусства рассматривается как естественная составная часть общеевропейского, общемирового художественного процесса. Эта идея лежит, например, в основе инициированной сектором труда «Спектакли ХХ века», в котором одновременно рассматриваются крупнейшие театральные явления Запада и России. Естественно, что ряд сотрудников сектора участвует в подготовке многотомной Истории русского искусства.

Комплексность исследования искусства — ведущий научный и структурно-организационный принцип работы сектора. Его коллектив включает специалистов в области изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра, кинематографа. Наряду с учеными старшего поколения, многолетними сотрудниками института сектор включает молодых специалистов, делающих первые шаги в своей исследовательской судьбе, и это одна из давних и главных традиций сектора.

Сотрудники отдела стремятся, не теряя научного уровня своих исследований, обращать свои работы к разным слоям читателей, в особенности акцентируя их внимание на практиках искусства начала ХХI века, выступать в качестве экспертов, художественных критиков, педагогов. Можно без особого преувеличения утверждать, что труды сектора широко читаются и оказывают реальное влияние на современный художественный процесс — в той, разумеется, степени, в какой искусствоведение вообще способно влиять на искусство.

На протяжении всех лет своей истории сектор стремился привлекать в свой состав не только самых серьезных специалистов по современному искусству, но таких ученых, которые были достаточно смелыми и порядочными людьми, чтобы в условиях жесткого идеологического давления советского времени не становиться инструментом казенной политики, не заниматься тем, чего официоз требовал от коллектива, работающего над изучением современной западной культуры: «контрпропагандой», «разоблачением растленного буржуазного искусства» и т. д. Среди секторных трудов нет ни одной книги, ни одной статьи, ни одной строчки, за которые потом авторам пришлось бы стыдиться. Люди, определявшие лицо сектора, такие, как Г. Недошивин, Н. Дмитриева, А. Михайлов, Т. Бачелис, Б. Зингерман или в наши дни — С. Батракова или И. Рубанова всегда твердо отстаивали научные, гражданские, человеческие позиции коллектива.

 
Научные сотрудники: