РУССКИЙ    |    ENGLISH
Тараканова Екатерина Михайловна

Музыковед, кандидат искусствоведения, с 1991 г. Старший научный сотрудник сектора Современного искусства Запада

Сфера научных интересов — музыкальное искусство ХХ века, философская проблематика музыкально-исторического процесса, музыкальный театр

Также:

Награды:

Образование:

Oсновные публикации

Монография:

Картина мира в музыке ХХ века. М., 2010.

Статьи в словарях:

Статьи о музыке в Энциклопедическом словаре сюрреализма (М., 2007) и Энциклопедическом словаре экспрессионизма (М., 2008).

Тараканов Михаил Евгеньевич // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006: Библиографический энциклопедический словарь. М., 2007.

Статьи в сборниках:

«Путешествие» по спирали (метафизика программной музыки) // Московский музыковед. Ежегодник. Вып. 1. М., 1990.

Работа со старинной моделью (А.Шнитке. Concerto grosso № 1) // Музыка России. Вып. 9. М., 1991.

Вена как центр современной музыкальной культуры // Современные творческие процессы и пути европейской культурной интеграции. М., 1996.

Поэтика авангарда ХХ века и музыка: Опыт фиксации в справочно-энциклопедических изданиях // Превратности выбора. Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М., 2004.

Числовая символика в музыке Альбана Берга // Число в искусстве и науке. М., 2007;

Музыкальное произведение как «вещь в себе» и «вещь для нас» (на примере сочинений Альбана Берга) // Символы, коды, знаки. М., 2008.

Метаморфозы оперного синтеза: «Пиковая дама» Юрия Любимова, «Трагедия Кармен» Питера Брука // Западное искусство. ХХ век. М., 2010.

Некоторые аспекты межличностных коммуникаций музыкального процесса (модель «учитель — ученик») // Коммуникации в искусстве и науке. М., 2010.

Некоторые вопросы музыковедческой методологии // Методология в искусстве и науке. М., 2010.

Музыкальная «коммуникабельность»: взгляд на Новую венскую школу. Система коммуникативных триад // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. М., 2010.

Диалектика музыкально-исторического процесса // Философия искусства и науки. М., 2011.

Фоносфера и ноосфера: бытие, познание, творчество // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия. М., 2012.

Проблема аутентичной интерпретации музыки прошлого // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: параллели и взаимодействия. М., 2012.

Предмет «история музыки» и формирование целостного мировоззрения // Концепции образования в искусстве и науке. М., 2012.

Творческий путь М. Е. Тараканова // Звуковая среда современности. М., 2012; Концепция фоносферы на рубеже тысячелетий // Там же.

Загадочное число «32» (23): Букстехуде, Бах, Бетховен, Брамс, Берг // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М., 2013 и др.

Статьи в периодике:

Другу и Учителю. Открытое письмо Альбана Берга Арнольду Шёнбергу / вступительная статья, перевод, публикация и примечания // Музыкальная академия, 1994, № 1.

Неизвестный автограф Б. В. Асафьева // Музыкальная академия, 2012 (1) и др.

Подготовка к изданию некоторых рукописей М. Е. Тараканова:

Музыка и политика; Музыка в нестабильном обществе; Звуковая среда современности; Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре: попытка классификации; Музыкальное пространство и звуковая среда обитания в СССР; Ожидание. (Авторский синопсис и фрагменты романа).