
Музыковед, кандидат искусствоведения, с 1991 г. Старший научный сотрудник сектора Современного искусства Запада
Сфера научных интересов — музыкальное искусство ХХ века, философская проблематика
Также:
- Преподаватель Института современного искусства
- Член Союза композиторов России, Центрального дома ученых, Центрального совета Межрегиональной общественной организации «Гильдия музыковедов», Московского музыкального общества
- Организатор международных научных конференций: Фоносфера — человек — сообщество. Памяти
М. Е. Тараканова , 1998, 2003, 2008 - Ответственный
редактор-составитель сборников:М. Е. Тараканов : человек и фоносфера. СПб., 2003; Звуковая среда современности. Сб. ст. памятиМ. Е. Тараканова (1928–1996). М., 2012. - Член редколлегии Энциклопедического словаря экспрессионизма (М., 2008)
Награды:
- Медаль «За трудовое отличие», 1986
- Благодарность VI Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» за вклад в фестивальное движение и популяризацию традиционных для России православных семейных ценностей, 2009
Образование:
- Московская государственная консерватория им.
П. И. Чайковского , 1986 - Аспирантура ВНИИ искусствознания (1990, научный руководитель — доктор искусствоведения
И. В. Нестьев ). Кандидатская диссертация: «Инструментальное творчество Альбана Берга и эволюция принципа программности в музыке ХХ века»
Основные публикации
Монография:
Картина мира в музыке ХХ века. М., 2010.
Статьи в словарях:
Статьи о музыке в Энциклопедическом словаре сюрреализма (М., 2007) и Энциклопедическом словаре экспрессионизма (М., 2008).
Тараканов Михаил Евгеньевич // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006: Библиографический энциклопедический словарь. М., 2007.
Статьи в сборниках:
«Путешествие» по спирали (метафизика программной музыки) // Московский музыковед. Ежегодник. Вып. 1. М., 1990.
Работа со старинной моделью (А.Шнитке. Concerto grosso № 1) // Музыка России. Вып. 9. М., 1991.
Вена как центр современной музыкальной культуры // Современные творческие процессы и пути европейской культурной интеграции. М., 1996.
Поэтика авангарда ХХ века и музыка: Опыт фиксации в
Числовая символика в музыке Альбана Берга // Число в искусстве и науке. М., 2007;
Музыкальное произведение как «вещь в себе» и «вещь для нас» (на примере сочинений Альбана Берга) // Символы, коды, знаки. М., 2008.
Метаморфозы оперного синтеза: «Пиковая дама» Юрия Любимова, «Трагедия Кармен» Питера Брука // Западное искусство. ХХ век. М., 2010.
Некоторые аспекты межличностных коммуникаций музыкального процесса (модель «учитель — ученик») // Коммуникации в искусстве и науке. М., 2010.
Некоторые вопросы музыковедческой методологии // Методология в искусстве и науке. М., 2010.
Музыкальная «коммуникабельность»: взгляд на Новую венскую школу. Система коммуникативных триад // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. М., 2010.
Диалектика
Фоносфера и ноосфера: бытие, познание, творчество // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия. М., 2012.
Проблема аутентичной интерпретации музыки прошлого //
Предмет «история музыки» и формирование целостного мировоззрения // Концепции образования в искусстве и науке. М., 2012.
Творческий путь
Загадочное число «32» (23): Букстехуде, Бах, Бетховен, Брамс, Берг // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М., 2013 и др.
Статьи в периодике:
Другу и Учителю. Открытое письмо Альбана Берга Арнольду Шёнбергу / вступительная статья, перевод, публикация и примечания // Музыкальная академия, 1994, № 1.
Неизвестный автограф
Подготовка к изданию некоторых рукописей
Музыка и политика; Музыка в нестабильном обществе; Звуковая среда современности; Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре: попытка классификации; Музыкальное пространство и звуковая среда обитания в СССР; Ожидание. (Авторский синопсис и фрагменты романа).