Тараканова
Екатерина Михайловна

14.11.1960
Сектор современного искусства Запада
Тараканова Екатерина Михайловна

Музыковед, кандидат искусствоведения, с 1991 г. Старший научный сотрудник сектора Современного искусства Запада

Сфера научных интересов — музыкальное искусство ХХ века, философская проблематика музыкально-исторического процесса, музыкальный театр

Также:

  • Доцент АНО ВО «Институт современного искусства»

  • Член Союза композиторов России, Центрального дома ученых, Московского музыкального общества

  • Организатор международных научных конференций: Фоносфера — человек — сообщество. Памяти М. Е. Тараканова, 1998, 2003, 2008 (Москва, Государственный институт искусствознания, Союз московских композиторов, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского)

  • Член оргкомитета Международной студенческой научно-практической конференции «Музыкальное искусство и вызовы современности» (Москва, АНО ВО «Институт современного искусства», 2022)

  • Ответственный редактор-составитель сборников: М. Е. Тараканов: человек и фоносфера. СПб., 2003; Звуковая среда современности. Сб. ст. памяти М. Е. Тараканова (1928–1996). М., 2012; Музыкальное искусство и вызовы современности. М., 2022.

  • Член редколлегии Энциклопедического словаря экспрессионизма (М., 2008)

Награды:

  • Медаль «За трудовое отличие», 1986

  • Благодарность VI Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» за вклад в фестивальное движение и популяризацию традиционных для России православных семейных ценностей, 2009

  • Золотая медаль Московского союза композиторов «За содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки», 2022

  • Почетная грамота Института современного искусства «За преданность делу подготовки высококвалифицированных специалистов и воспитание талантов», 2022

Образование:

  • Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1986

  • Аспирантура ВНИИ искусствознания (1990, научный руководитель — доктор искусствоведения И. В. Нестьев). Кандидатская диссертация: «Инструментальное творчество Альбана Берга и эволюция принципа программности в музыке ХХ века»

Основные публикации

Монографии:

Картина мира в музыке ХХ века. М., 2010.

Фоносфера — сфера музыки, слова и звука. М., 2020.

Опера и мультимедиа: Фильм-опера и мастера западноевропейской режиссуры. М., 2022.

Статьи в словарях:

Статьи о музыке в Энциклопедическом словаре сюрреализма (М., 2007) и Энциклопедическом словаре экспрессионизма (М., 2008).

Тараканов Михаил Евгеньевич // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006: Библиографический энциклопедический словарь. М., 2007.

Статьи в сборниках:

«Путешествие» по спирали (метафизика программной музыки) // Московский музыковед. Ежегодник. Вып. 1. М., 1990.

Работа со старинной моделью (А.Шнитке. Concerto grosso № 1) // Музыка России. Вып. 9. М., 1991.

Вена как центр современной музыкальной культуры // Современные творческие процессы и пути европейской культурной интеграции. М., 1996.

Поэтика авангарда ХХ века и музыка: Опыт фиксации в справочно-энциклопедических изданиях // Превратности выбора. Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М., 2004.

Числовая символика в музыке Альбана Берга // Число в искусстве и науке. М., 2007;

Музыкальное произведение как «вещь в себе» и «вещь для нас» (на примере сочинений Альбана Берга) // Символы, коды, знаки. М., 2008.

Метаморфозы оперного синтеза: «Пиковая дама» Юрия Любимова, «Трагедия Кармен» Питера Брука // Западное искусство. ХХ век. М., 2010.

Некоторые аспекты межличностных коммуникаций музыкального процесса (модель «учитель — ученик») // Коммуникации в искусстве и науке. М., 2010.

Некоторые вопросы музыковедческой методологии // Методология в искусстве и науке. М., 2010.

Музыкальная «коммуникабельность»: взгляд на Новую венскую школу. Система коммуникативных триад // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. М., 2010.

Диалектика музыкально-исторического процесса // Философия искусства и науки. М., 2011.

Фоносфера и ноосфера: бытие, познание, творчество // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия. М., 2012.

Проблема аутентичной интерпретации музыки прошлого // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: параллели и взаимодействия. М., 2012.

Предмет «история музыки» и формирование целостного мировоззрения // Концепции образования в искусстве и науке. М., 2012.

Творческий путь М. Е. Тараканова // Звуковая среда современности. М., 2012; Концепция фоносферы на рубеже тысячелетий // Там же.

Загадочное число «32» (23): Букстехуде, Бах, Бетховен, Брамс, Берг // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М., 2013.

Скрипичный концерт Альбана Берга и «Религия искусства» // Густав Малер и музыкальная культура его времени. М., 2013.

Разворот к музыкальной классике. Германия и Россия на фоне панорамы 1930-х годов // Западное искусство. ХХ век. Тридцатые годы. М., 2016.

Экранные искусства и опера: возможности и перспективы // Наука телевидения и экранных искусств.  Вып. 14. М., 2018.

Некоторые актуальные проблемы истории музыки // Искусство - образование - культура: традиции и современность. М., 2019.

Пикассо и музыка (по прочтении монографии Н.А. Дмитриевой «Пикассо») // Искусство постигать искусство. Сб. ст. к 100-летию Н.А. Дмитриевой. М., 2020

Музыка в «глобальной деревне» // Западное искусство. ХХ век. Шестидесятые годы. М., 2021 и др.

Статьи в периодике:

Другу и Учителю. Открытое письмо Альбана Берга Арнольду Шёнбергу / вступительная статья, перевод, публикация и примечания // Музыкальная академия, 1994, № 1.

Неизвестный автограф Б. В. Асафьева // Музыкальная академия, 2012 (1).

Классика в пространстве «попсы»: Чайковский на льду // Театр. Живопись. Кино. Музыка. М., 2014, № 1.

К вопросу об акустическом пространстве // Художественная культура, 2015, № 3-4 (16).

Идея «фоносферы» // Музыковедение, 2016, № 5.

Образ Рима в опере Джакомо Пуччини «Тоска» и в её кинематографических прочтениях: к вопросу о теме города в опере // Музыковедение, 2020, № 3 и др.

Подготовка к изданию некоторых рукописей М. Е. Тараканова:

Музыка и политика; Музыка в нестабильном обществе; Звуковая среда современности; Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре: попытка классификации; Музыкальное пространство и звуковая среда обитания в СССР; Ожидание. (Авторский синопсис и фрагменты романа).