Сектор византийского искусства

В 2002 году по инициативе директора института А. И. Комеча был создан отдел Византийского искусства. Ранее связи художественной культуры Византии и Руси нередко становились предметом исследований сотрудников отдела Древнерусского искусства. Однако необходимость изучать проблемы собственно византийского искусства и его роль в мировом художественном наследии становилась все более очевидной, и выделение для этой цели специальной исследовательской группы имело важное значение. В 2013 г. отдел был преобразован в сектор Византийского искусства в составе отдела Западно-европейского искусства. 

В 2002–2020 г. сектором руководила О. С. Попова. Ею была определена направленность научной работы сектора, которая посвящена исследованию содержательной стороны византийского искусства на основе стилистического анализа. Концепция истории византийского искусства, сформированная О.С. Поповой на протяжении ее длительной исследовательской и преподавательской деятельности, отражена в книге, дважды изданной под грифом Института искусствознания: Попова О.С. Пути византийского искусства. Москва: Гамма-Пресс, 2013; 2020.

На протяжении 2002–2012 гг. важнейшей областью исследований сотрудников сектора были византийские иллюстрированные рукописи. Результатом этой работы стала серия статей, а также коллективная монография: Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины X — начала XII в. Москва: Гамма-Пресс, 2012.

О. С. Попова — один из авторов I тома «Истории русского искусства». Ею написаны главы о стиле мозаик и фресок собора Св. Софии в Киеве, а также о четырех древнейших русских иллюстрированных рукописях. По искусству XI в. О.С. Поповой опубликована большая серия статей и монография: Сарабьянов В.Д., Попова О.С. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. Москва: Гамма-Пресс, 2017.

В последние годы члены сектора занимаются изучением византийского искусства ΧΙ-ΧΙV вв. Это время окончательного оформления основополагающих принципов византийского искусства, время его зрелости, широкого распространения и существенного влияния на искусство Древней Руси, Закавказья, Сербии, Болгарии, Италии. Исследование собственно византийского искусства и его восприятия в региональных традициях позволяет лучше понимать закономерности в развитии и взаимодействии разных европейских культур.

С 2020 г. заведующей сектором является А.В. Захарова. Одно из направлений ее исследований — продолжение изучения ансамбля мозаик и фресок Св. Софии Киевской, в частности, начатая совместно с В.Д. Сарабьяновым работа по отождествлению нескольких сотен изображений святых. В настоящее время А.В. Захарова занимается также проблемой соотношения столичных и региональных тенденций в византийской архитектуре и монументальной живописи IX-XIV вв. 

Византийское искусство в Италии является одним из важнейших направлений научной работы И.А. Орецкой. Кроме того, она изучает византийскую монументальную живопись конца XI–XIII в. и продолжает исследовать иллюстрированные рукописи.

С 2018 г. в секторе византийского искусства работает О.В. Овчарова. Она занимается проблемами иконографии и стиля византийской живописи XII-XIV в. Ею недавно опубликована монография об одном из наиболее выдающихся ансамблей византийской монументальной живописи XII в.: Овчарова О.В. Фрески Нерези (1164) и византийская живопись XII века. М.: Индрик, 2020.

Сектор сохраняет традиционную связь с Московским государственным университетом, где А.В. Захарова преподает историю византийского искусства. В семинарах, организуемых сектором в ГИИ, постоянно принимают участвуют студенты, аспиранты и преподаватели МГУ и других учебных заведений, а также сотрудники музеев и других научно-исследовательских институтов.

Научные сотрудники