Попова
Ольга Сигизмундовна

Сектор византийского искусства
Попова Ольга Сигизмундовна

Попова (Витлина) Ольга Сигизмундовна (1938-2020) — выдающийся российский искусствовед, специалист по византийскому и древнерусскому искусству, доктор искусствоведения (2004), профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая сектором византийского искусства Государственного института искусствознания.

Будучи ученицей В.Н. Лазарева, О.С. Попова усвоила от него метод стилистического анализа, который успешно применяла и в исследовательской работе, и в построении полномасштабного лекционного курса по византийскому искусству, порученного ей учителем в 1968 г. Лекции, которые О.С. Попова читала в Московском университете более половины столетия, открыли для нескольких поколений студентов красоту христианского образа и остались незабываемым опытом личного духовного переживания. Преподавательская работа была главным делом ее жизни, к которому она относилась с величайшей ответственностью и горячей любовью, передававшейся многочисленным ученикам. Ими были почти все специалисты по византийскому, древнерусскому и средневековому искусству, работающие сейчас в музеях, университетах, научно-исследовательских институтах Москвы и других городов и стран.

Свой путь в науке О.С. Попова начинала с изучения древнерусского искусства. В 1960-1965 гг. она работала в государственной библиотеке имени В.И. Ленина в отделе рукописей, которым посвятила свою первую книгу "Древнерусские миниатюры XI-XV вв." (1975 г.). Постепенно ее интересы смещались в сторону взаимодействия древнерусского и византийского искусства, что воплотилось не только в статьях, но и в кандидатской диссертации и второй книге "Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией" (1980 г.). С 1990х гг. О.С. Попова стала заниматься почти только византийским искусством, и этот поворот совпал с появлением новых широких возможностей для путешествий, изучения памятников на Балканах и по всему миру, общения с коллегами всех национальностей. В последние три десятилетия О.С. Попова опубликовала около сотни статей, несколько коллективных трудов и монографий, в том числе: "Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века" (2012 г., в соавторстве с А.В. Захаровой и И.А. Орецкой), "Мозаики и фрески святой Софии Киевской" (2017 г., в соавторстве с В.Д. Сарабьяновым), "Пути византийского искусства" (2013; 2020 г.) и др. 

Исследовательский метод О.С. Поповой основывается на тщательном анализе формы и приемов создания художественного образа в каждом конкретном произведении, что позволяет уяснить его глубинное содержание. Для византийского искусства это содержание определялось христианской системой ценностей, однако на нее накладывалось множество других факторов, важнейшим из которых оставалась унаследованная от античности традиция жизнеподобного изображения. Выявление этих двух основ византийского искусства на протяжении его тысячелетней истории, осмысление менявшихся со временем граней и форм их соотношения стало тем стержнем, на котором построена концепция истории византийского искусства О.С. Поповой. 

Ее лекции, доклады, книги и статьи составили целую эпоху в российском искусствознании, где совершенно отчетливо обозначился новый подход и к византийскому, и особенно к древнерусскому искусству, изучение которого теперь никогда не обходится без солидного византийского фундамента. На протяжении многих лет О.С. Попова была частью профессионального сообщества искусствоведов, группировавшихся в Государственном институте искусствознания вокруг сектора Древнерусского искусства под руководством О.И. Подобедовой. И хотя формально О.С. Попова начала работать в институте только с 2002 г., когда был создан новый сектор византийского искусства под ее руководством, все периоды ее научного творчества были тесно связаны с этим большим кругом коллег и друзей. Это выражалось, в том числе, в постоянном участии О.С. Поповой во многих важнейших проектах института – научных конференциях, издании сборников «Древнерусское искусство» и новой многотомной Истории русского искусства.

Тесно сотрудничая с крупнейшими музеями нашей страны, О.С. Попова принимала участие в организации выставок, таких как «Искусство Византии в собраниях СССР» в Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина в 1977 г. и «Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII – первой половины XV века» в Третьяковской галерее в 1991 г., в связи с проходившим в Москве XVIII Международным конгрессом византийских исследований. 

О.С. Попова выступала на многих международных конгрессах и научных конференциях, придавая большое значение возможности обмениваться идеями и общаться с коллегами. Многие свои работы О.С. Попова публиковала не только по-русски, но и на иностранных языках за рубежом. В 1998 г. она стала почетным членом Христианского археологического общества Греции. Научная деятельность О.С. Поповой широко известна и признана в мире. 

Благодаря трудам и заботам О.С. Поповой, с 1989 г. входившей в редколлегию «Византийского временника», в крупнейшем российском издании по византиноведению  постоянно были представлены работы специалистов по искусству Византии и стран византийского круга. Она была тем мостиком, который соединял разные научные области, исследовательские направления и школы, к пользе и процветанию общего дела.

Ученый с мировым именем и глава российской научной школы, Ольга Сигизмундовна была, прежде всего, замечательным человеком, привлекавшим к себе людей своей мудростью и сердечностью. Редкие душевные качества придали ее преподавательской и научной деятельности особое измерение, во многом определив и направленность ее исследований, и масштаб ее влияния на развитие российского искусствоведения в последние несколько десятилетий.

Награды:

  • Заслуженный преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова (2003 г.)

  • Лауреат премии имени М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность (2008 г.)

Основные публикации

Избранная библиография

Монографии и коллективные труды:

Popova O. Les miniatures russes du XI au XV siècle. Leningrad: Éditions d'art Aurore, 1975. 

Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией. Москва: Искусство, 1980.

Popova O. Russian Illuminated Manuscripts of the 11th to the 16th Centuries. Leningrad: Aurora Art Publ., 1984 (то же на нем. и франц. яз.).

Попова О.С. Раннехристианское искусство (II–V века). Византийское искусство // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 220–303.

Popova O. L’icona bizantina dalle origini al XV secolo // Popova O., Smirnova E., Cortesi P. Icone [guida completa al riconoscimento delle icone dal 6. secolo a oggi]. Milano: A. Mondadori, 1995. P. 33–82. 

Попова О.С. Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века (Popova O. Ascesi e Trasfigurazione. Immagini dell’arte bizantina e russa nel XIV secolo). Milano: La casa di Matriona, 1996. 

Попова О.С. Византийские иконы VI–XV веков // История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. Москва: Арт-БМБ, 2002. С. 41–94.

Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. Москва: Индрик, 2003.

Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. Москва: Северный паломник, 2006.

Попова О.С. Византия. Искусство и архитектура // БРЭ. Т. 5. Москва: БРЭ, 2006. С. 289-295.

Popova O. Le illustrazioni dei manoscritti antico-russi // Lo spazio letterario del medioevo. 3. Le culture circostanti. Vol. 3. Le culture slave / A cura di M. Capaldo. Roma: Salerno Editrice, 2006. P. 753–795.

История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века / Отв. ред. А.И. Комеч. Москва: Северный паломник, 2007. С. 263–323, 423-469, 505-511.

Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века. Москва: Гамма-пресс, 2012.

Попова О.С. Пути византийского искусства. Москва, Гамма-пресс, 2013; 2020

Сарабьянов В.Д., Попова О.С. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. Москва: Гамма-пресс, 2017.

Статьи в журналах и сборниках:

Новгородская рукопись 1270 г. Миниатюры и орнамент // Записки отдела рукописей [Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В.И. Ленина]. Т. 25. М., 1962. С. 184–219.

Новгородские миниатюры и второе южнославянское влияние // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 179–200.

Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в. (К вопросу о взаимоотношении русского и византийского искусства) // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 283–315. 

Новгородская миниатюра раннего XIV в. и её связь с палеологовским искусством // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Т. 1. М., 1972. С. 105–139. 

Новгородская живопись раннего XIV в. и палеологовское искусство // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 256–266.

Новгородские миниатюры второй четверти XIV в. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Т. 2. М., 1974. С. 70–99. 

Икона «Богоматери Одигитрии» середины XIV в. из Успенского собора Московского Кремля // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1974. М., 1975. С. 238–251.

Икона Спаса из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 125–146.

Икона “Спас Ярое Око” из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М, 1977. С. 126–148.

Миниатюры Московского евангелия начала XV в. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1977. М., 1977. С. 206–214.

К вопросу о связях древнерусского, византийского и романского искусства XI – начала XII вв. // Труды II Международного симпозиума по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977. С. 1–22.

Виктор Никитич Лазарев (1897–1976) // Византийский временник. 1977. Т. 38. C. 271–275.

Виктор Никитич Лазарев (1897–1976) // Советское искусcтвознание. 1976. Вып. 2. М, 1977. C. 275–286. 

Свет в византийском и русском искусстве XII–XIV веков // Советское искусствознание. 1977. Вып. 1. М., 1978. С. 75–99.

Икона “Иоанн Предтеча” середины XIV в. из Эрмитажа // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 245–261.

Греческое евангелие второй половины XI в. Миниатюры и орнамент // Зборник за ликовне уметности. Т. 15. Београд, 1979. С. 31–50.

Древнейшие русские миниатюры // Actes du XVe Congrès international d’études byzantines. T. II. Art et Archéologie. Athènes, 1981. P. 649–664. 

Искусство раннего XIII в. на Балканах и на Руси // Festschrift für Fairy von Lilienfeld zum 65. Geburtstag. Erlаngen, 1982. S. 338–354.

Особенности исторического и культурного развития Москвы и Новгорода в первой половине XIV в. Связи с Византией // Русско-балканские связи в эпоху Средневековья. София, 1982. С. 20–41.

 Русская книжная миниатюра XI – XV вв. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Т. 3. М., 1983. С. 9–74.

 Балканска уметност раног XIII века и руско сликарство // Зограф. 1983. Т. 14. С. 31–39.

Изобразительное искусство // Культура Византии. IV– первая половина VII в. М., 1984. С. 546–572.

Византийский кодекс второй половины XI в. в Государственном Историческом музее // Музей. 1987. Т. 7. С. 130–146.

Две русские иконы раннего XIII в. // Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 231–243. 

Византийские иконы XIV – первой половины XV вв. / Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII – первой половины XV века. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 1991. С. 11–40. 

Una materia transfigurata in luce. Da Ravenna a Kiev // La nuova Europa. 1992. № 4. P. 79–87.

Новый Завет с Псалтирью: греческий кодекс первой половины XIV в. из Синодальной библиотеки (гр. 407) // Византийский временник. 1993. Т. 54. С. 127–139.

 Medieval Russian Painting and Byzantium // Gates of Mystery. The Art of Holy Russia / Ed. by  R. Grierson. St. Petersburg; Fort Worth: InterCultura, 1993. P. 44–59.

Особенности искусства Пскова // Отблески христианского Востока на Руси. Псковское искусство. Милан, 1993. С. 9–27.

Икона “Благовещение” из Музея изобразительных искусств в Москве – произведение фессалоникских мастерских 30–40-х гг. XIV в. // Византийский временник. 1995. Т. 56. С. 238–246.

Russian Icons at the Time of St. Sergius // Contemplating the Mystery. Saint Sergius and Rublev. Slough, 1996. Р. 2–10.

Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII в. // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. М., 1997. С. 93–119.

Византийская аскеза и образы искусства XIV в. // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 96–112.

Миниатюры Хутынского Служебника раннего XIII в. // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб, 1997. С. 274–289.

Фрески и иконы Феофана Грека. Два пути духовной жизни // Введение в храм (Язык. Семиотика. Культура). М., 1997. С. 499–509.

The Frescoes and Icons of Theophanes the Greek Two paths of the spiritual life // La spiritualité de l’univers byzantin dans le verbe et l’image. Hommages offerts à Edmond Voordeckers à l’occasion de son éméritat (Instrumenta Patristica et Mediaevalia; 30). Turnhout, 1997. P. 253–263.

Византийская духовность и стиль византийской живописи VI и XI вв. // Византийский временник. 1998. Т. 55/ 2. С. 216–221.

Русские иконы эпохи св. Сергия Радонежского и его учеников. Православная духовность XIV в. и ее русский вариант // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб, 1998. С. 27–39.

Il volto di Cristo nelle icone bizantine del XIV secolo // La nuova Europa. Milano, 1998, № 6. P. 82–91.

Некоторые проблемы позднего византийского искусства. Образы святых жен, Марины и Анастасии // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб., 1999. С. 348–358. 

Il volto di Cristo nell’arte bizantina // Sophia, la sapienza di Dio. Milano, 1999. P. 19–30.

Древнерусская живопись и Византия // Искусство средневековой Руси. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. XII. М, 1999. С. 14–51.

Древнерусское искусство как часть православного культурного мира // Россия и арабский Восток: встреча двух культур. Бейрут, 1999. С. 42–55 (то же параллельно на арабском языке).

Византийское искусство в Италии. Мозаики Торчелло // Византийский временник. 2000. Т. 59. С. 152–165.

Die Miniaturen des Chutynskij-Euchologions aus dem frühen 13. Jahrhundert und Probleme der byzantinischen Kunst an der Wende vom 12. zum 13. Jahrhundert // ΛΙΘΟΣΤΡΩΤΟΝ. Studien zur byzantinischen Kunst und Geschichte. Festschrift für Marсell Restle. Stuttgart, 2000. S. 201–215.

 Образ Христ в византийском искусстве // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 18–28. 

Le icone russe dell’epoca di San Sergio // «In te si rallegra ogni creatura». Andrej Rublev e Dionisij (Storia dell’icona in Russia; 2). Milano, 2000. P. 7–16.

Образ Исаака Сирина в византийском искусстве XIV в. // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. М., 2000. № 4 (13). С. 293–314.

Образ Христа в византийском искусстве V–XIV веков // Византийский временник. 2001. Т. 60. С. 159–173.

Da Atene a Bisanzio. L’eredità del mondo classico. // Luoghi dell’infinito. 2000. №  48, gennaio (Icone, ponti tra oriente e occidente). Milano, 2002. P. 8–13.

Мозаики Михайловского монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI – начала XII в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 344–364.

Икона Христа Пантократора из Византийского музея в Афинах // Древнерусское искусство. Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения Виктора Никитича Лазарева (1897–1976). СПб., 2002. С. 260–268. 

The Icon of Christ Pantokrator in the Byzantine Museum, Athens, and Byzantine Art of the Second Quarter of the Fourteenth century // Byzantine Icons. Art, Technique and Technology. An International Symposium. Gennadius Library. The American School of Classical Studies at Athens. 20–21 February 1998. Heraklion, 2002. P. 117–125. 

Виктор Никитич Лазарев // Древнерусское искусство. Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. СПб., 2002. С. 33–37.

Греческая иллюстрированная рукопись второй четверти XIV в. из Венской Национальной библиотеки (Theol. Gr. 300) // Мир Александра Каждана. К 80-летию со дня рождения. СПб., 2003. С. 238–258.

Греческий иллюстрированный кодекс (Евангельские чтения) второй половины X века из Парижской Национальной библиотеки (Coislin 31) // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. СПб., 2004. С. 45–72.

Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI в. и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М., 2005. С. 175–203. 

Мозаики Михайловского-Златоверхого монастыря в Киеве и византийское искусство XII в. // Личность и традиция. Аверинцевские чтения. Киев, 2005. С. 117–136.

The Ascetic Trend in Byzantine Art of the Second Quarter of the 11th Century and Its Subsequent Fate // Nea Rhome. Rivista di studi bizantinistici. 2005. Vol. 2 (= Ampelokēpion. Studi di amici e colleghi in onore di Vera von Falkenhausen, 2). P. 243–257.

Аскетиот тренд во византиската уметност од втората четвртина на XI век и неговата понатамошна судбина // Зборник. Средновековна уметност. Скопjе, 2006. Бр. 5. С. 25–39.

Мозаики Софии Киевской и византийская монументальная живопись второй четверти XI века и византийская монументальная живопись второй четверти XI века // София. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. C. 347–374. 

Andrej Rublev e l’arte bizantina e russa tra XIV e XV secolo // Andrej Rublev e l’icona russa. Atti del XIII Convegno ecumenico internazionale di spiritualità ortodossa. Sezione russa. Bose, 15–17 settembre 2005 / A cura di A. Mainardi. Magnano, 2006. P. 61–76.

Миниатюры Изборника Святослава 1073 г. и византийское искусство третьей четверти XI в. // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э.С. Смирновой. М., 2007. С. 405–440. 

Мир русской архитектуры в фотографиях Алексея Ильича Комеча. М.: Гос. институт искусствознания, 2007. С. 2–6 (Предисловие).

Фрески Софии Киевской // Византийский временник. 2007. Т. 66.  C. 5–23.

Образ и стиль в мозаиках Софии Киевской // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения Алисы Владимировны Банк. 1906-1984. Материалы конференции. СПб., 2008. С. 386-419.

Памяти Алисы Владимировны Банк // Там же. С. 30–32.

Миниатюры Мстиславова Евангелия в кругу византийского и русского искусства 11 – раннего 12 в. // Анфологион: Власть, общество, культура в славянском мире в Средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2008 (Славяне и их соседи. Выпуск 12). С. 370-382.

Миниатюры кодекса Гертруды в кругу византийского искусства второй половины 11 в. // Византийский временник. 2008. Т. 67. С. 176–193.

Алексей Ильич Комеч: [Некролог] // Византийский временник. 2008. Т. 67. С. 313–317.

История византийского искусства в Московском университете // Византийский временник. 2008. Т. 67. С. 318-321.

Алиса Владимировна Банк // Византийский временник. 2009. Т. 68. C. 278–279.

Борису Львовичу Фонкичу посвящается // Хризограф. Вып. 3. Средневековые книжные центры: местные традиции и межрегиональные связи. М., 2009. С. 528‒530.

Раннехристианское искусство. Искусство Византии // Отделение истории и теории искусства. Программы общих курсов. Часть первая / Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Истор. ф-т Моск. ун-та, 2009. С. 82-109.

The 1061 Gospel Miniatures (St Petersburg, NLR, cod. Gr. 72) and Byzantine Art of the 1060s and 1070s // Nea Rhome. Rivista di studi bizantinistici. 2009. Vol. 6. P. 249-269.

Миниатюры Евангелия 1061 г. (РНБ, гр. 72) и византийское искусство 60-х-70-х годов XI в. // Византийский временник. 2010. Т. 69. C. 262-278.

Остромирово Евангелие. Миниатюры и орнаменты // Остромирово Евангелие и современные исследования рукописной традиции новозаветных текстов. Сборник научных статей. СПб., 2010. С. 60-84.

Аскетическое направление и классические традиции в византийском искусстве VI–XI вв. // Византийский временник. 2011. Т. 70. C. 202-218.

Особенности византийского искусства 70–80-х гг. XI в. (Четвероевангелие в афинской Национальной библиотеке, cod. 57) // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. М., 2012. С. 69-87. 

Перемены в византийском искусстве после Македонского ренессанса // Палеография, кодикология, дипломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. Материалы Международной научной конференции в честь 75-летия Б.Л. Фонкича. М., 2013. С. 246-258. 

О стиле византийского искусства VI–VII веков // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского института. Выпуск 8. Октябрь 2013. М.: СФИ, 2013. С. 84-93.

Миниатюры греческого Евангелия cod. Theol. gr. 154 из Национальной библиотеки Австрии и некоторые особенности византийского искусства около середины XI века // В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица / Отв. ред. М.А. Орлова. М., 2014. C. 370-383.

Миниатюры в греческом Новом Завете c Псалтирью (ГИМ, Син. греч. 407) // Новый Завет с Псалтирью: Греческая иллюминированная рукопись из собрания Государственного Исторического музея. Сб. статей / Сост. и отв. ред. Э.Н. Добрынина. М., 2014. С. 135-146.

Византийское искусство 1330–1340-х гг. // Там же. С. 147-180.

На рубеже двух периодов византийского искусства XI в. Евангелие-апракос cod. 163 из Национальной библиотеки Греции в Афинах // Византийский временник. 2014. Т. 73. C. 204-218.

The Four Gospels cod. 57 in the National Library of Athens // Αφιέρωμα στον Ακαδημαϊκό Παναγιώτη Λ. Βοκοτόπουλο. Αθήνα, 2015. Σ. 309-316.

The Image of Saint Isaac Syrus in Byzantine Art of the 14th Century // Saint Isaac the Syrian and His Spiritual Legacy: Proceedings from the International Patristics Conference, held at the Sts Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies. Moscow, October 10-11, 2013. Yonkers, NY: St Vladimir's Seminary Press,  2015. Р. 223‒228.

Miniatures of the Lectionary 163 from the National Library of Greece // Rivista di storia della miniatura. 2015. Vol. 19. P. 17-30.

Фрески собора Св. Софии Охридской и искусство 40-х – 50-х гг. XI в. // Византийский временник. 2015. Т. 74. С. 211-223.

Мозаики в монастыре Неа Мони на Хиосе и византийское искусство середины XI в. // Искусство христианского мира. Вып. 13. М., 2016. С. 150-161.

Из истории одной картины // Amant alterna Camenae. Сборник статей к 60-летию И.И. Тучкова / Ред. Е.С. Кочеткова, М.А. Лопухова. [Труды Исторического факультета МГУ, 89. Серия II Исторические исследования, 45]. Москва, 2017. С.  273-278.

Греческая иллюстрированная рукопись  конца XI - начала XII века из собрания ГИМ (Син. гр. 41) // Лицевые рукописи XI-XVII веков. Проблемы  и аспекты изучения: Материалы научной конференции. М.: ГТГ, 2017. С. 11-32

Греческий кодекс второй половины XI в. в Национальной библиотеке Греции (cod. 2645) // Византийский временник. 2017. Т. 101. С. 174-187.

Греческое Евангелие из ризницы Троице-Сергиевой лавры № 28 (греч. 11) // «Вертоград многоцветный». Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2018. С. 19-36.

Греческий иллюстрированный минологий Симеона Метафраста (ГИМ, Син. греч. 175) // Хризограф. Сборник статей в честь И.П. Мокрецовой. Вып. 4. Москва, 2018. С. 274-287.

Греческое Евангелие XI в. в Национальной библиотеке Франции (cod. gr. 189) // Византийский временник. 2018. Т. 102. С. 279-287

Греческое Четвероевангелие в Парижской Национальной библиотеке (Coislin gr. 21) // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 220–227

Мозаики в куполе церкви св. Софии в Фессалониках // Византийский временник. 2020. Т. 104. С. 261-272.

Два мозаических образа Богоматери конца XI и первой половины XII в. // Искусствознание. 2020. № 4 (в печати)