РУССКИЙ    |    ENGLISH
Колязин Владимир Федорович

Доктор искусствоведения, с 2000 г. Ведущий научный сотрудник. Работает в институте в Секторе стран искусства Запада, с 1972 г.

Сфера научных интересов — история немецкого театра и драмы, русско-немецких театрально-художественных взаимосвязей, переводы современной немецкоязычной драмы, научно-исследовательская работа в Российском обществе по изучению современного немецкого искусства (РОИСНИ, первоначально Российское Брехтовское общество, одним из создателей и руководителем которого является)

Также:

Награды:

Образование:

Oсновные публикации

Автор книг:

Брехт — классик ХХ века. 1990.

«Верните мне свободу!» Деятели литературы и искусства России и Германии — жертвы сталинского террора. Мемориальный сборник документов из архивов бывш. КГБ. 1997.

Таиров, Мейерхольд и Германия. Брехт, Пискатор и Россия. Очерки истории русско-немецких художественных связей. 1998.

Брехт и художественная культура ХХ века. 1999.

От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья. 2002.

Бото Штраус. Время и комната. Сборник пьес (составление, вступительная статья, научный комментарий и перевод). 2001.

Мюнхенская свобода. Сборник пьес (составление, вступительная статья, комментарий и перевод). 2004.

Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. 2008.

Хайнер Мюллер. Проза. Драмы. Эссе. Диалоги (научное издание — составление, вступительная статья, переводы, научный комментарий). 2012

Петер Штайн. Судьба одного театра. Ч. 1: Диалоги о театре. 2012.

Мейерхольд, Таиров и Германия. Брехт, Пискатор и Россия. Очерки русско-немецких художественных связей. 2-е, исправленное и значительно расширенное издание, Palmarium academic publishing, Саарбрюккен, 2013.

Около 200 научных публикаций. Статьи последних лет:

Реквием по русской судьбе. «Орестея» Петера Штайна в Москве // Театральная жизнь, 1999, № 12.

«Летучий голландец» ставит Брехта. // Русский телеграф, 8 апреля 1998.

Франкфуртские мастера и шутники. // Независимая газета, 15 мая 1998.

Зреет ли трагедия в недрах современности? (О современных интеллектуально-драматургических дебатах в Германии. Бото Штраус). // Диалог истории и искусства. Сборник статей. Сост. А. А. Стригалев. Спб.: Дмитрий Буланин. 1999. С. 200–208.

Мейерхольд и творцы эпического театра. // Россия — Германия. Культурные связи, искусство, литература в 1-ой половине ХХ века. Редактор-составитель И. Данилова. М., 2000. С. 405–417.

Выживание русского интеллектуала — дело частного случая (camus primus). Необязательные заметки, неизбежные констатации. // Журнал Вопросы философии. М. Наука., 2006. № 2. С. 164–168.

Колязин В. Ф. Драматургическая поэтика Хайнера Мюллера — между реализмом и постмодернизмом. // Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Сборник трудов № 3 Российского Общества по изучению современного искусства. Москва. РОССПЭН. Редактор-составитель В. Ф. Колязин. М.: РОССПЭН. 2008. С. 461–480.

Русский театр в Германии 10–20 гг. XIX в. как символ веры. // [Текст]/ — «Германия и русская революция 1917–1924». Сост. Герд Кёнен и Лев Копелев. Редактор русского издания Яков Драбкин. М.: ВГБИЛ. 2008.

Берлинские «Театральные встречи». Фестиваль немецкого театра — 2008 // [Текст]/ — В. Ф. Колязин. Вопросы театра, 2008. № 3–4. С. 62–91.

О проблемах изучения немецкого искусства ХХ века. Введение. // Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Сборник статей. Редактор-составитель В. Колязин. [Текст]/ — Колязин В.Ф. // М.: РОССПЭН, 2008. С. 5–14.

«Leni Basso», или Лени Рифеншталь возвращается. // Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Сборник статей. Редактор-составитель В.Колязин. [Текст]/ — Колязин В.Ф. // М.: РОССПЭН, 2008. — С. 431–448.

Нам идти еще очень долго (несколько слов к беседе с Василием Франком) // Журнал Вопросы философии. М. Наука., 2009. № 1. С.137–138.

Диссонансы жизни и таланта. «Тассо» И.-В. Гёте в постановке Петера Штайна. На полустанке между Бременом и Шаубюне. // [Текст]/ — В. Ф. Колязин. // Вопросы театра, 2009. № 3–4. С. 157–170.

«Даешь Европу, Мейерхольд!» Гастроли ГосТИМа в Германии в 1930 г. Публ., вступит. статья, перевод и комментарии В. Ф. Колязина. [Текст] /[: [альманах]/ В. Ф. Колязин. // М-во культуры Рос. Федер., Гос. ин-т искусствознания [и др.]. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2009. С. 617.

Брехтом Брехта поправ, или Сто пудов полынной горечи нашей встречи с обыкновенная капитализмом. «Трехгрошовая опера» Брехта в МХТ им. Чехова. [Текст]/ — В. Ф. Колязин // Планета Красота, 9–10, 2009. С. 38–40.

Херварт Вальден в стране большевиков. Документально-биографический очерк. // Россия и Германия в ХХ веке. Том 2. Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы (перевод немецкого издания, вышедшего в Германии в Fink-Verlag в рамках продолжения т.н. «копелевского проекта» в 2006 году). Москва, АИРО, 2010. С. 760–785.

Деятели искусства — жертвы сталинского террора. Комментарий к трагическим документам эпохи. // Россия и Германия в ХХ веке. Том 3. Оттепель, похолодание и управляемый диалог. Русские и немцы после 1945 года. Москва, АИРО, 2010. С. 242–276.

Псевдо-Чехов? О постановке Франком Касторфом «В Москву! В Москву!» по произведениям Чехова. // [Текст]/ — В. Ф. Колязин В.Ф. // Планета красота. М.: 2010. № 9–10.

Мистерия как религиозное действо, зрелище и праздник. // Эстетико-культурологические смыслы праздника. Сборник статей памяти А. И. Мазаева. // Москва, ГИИ, 2010. С. 305–326.

Первый русский фестиваль Хайнера Мюллера в Санкт-Петербурге. // [Текст]/ В. Ф. Колязин. М.: «Независимая газета». 2011. 18 июля.

Зачинатель «Штурма». Немецкий художник Херварт Вальден: Россия как идеал и Россия как плаха//[Текст] // В. Ф. Колязин. М.: «Независимая газета», 29 ноября 2011 г. С. 12.

Магнитная аномалия. Хайнер Мюллер в России.// [Текст] // В. Ф. Колязин. М.: «Театр», 2011. С. 80–87.

О постдраматическом театре и его месте на современной европейской сцене. [Текст] // Колязин В.Ф. М.: «Вопросы театра», 2011. № 1–2. С. 86–99.

Колязин, В. Ф. Новый «Берлинский дадаизм» и постмодернистское прочтение мифа (постановка трагедии Ф. Геббеля «Нибелунги» Франком Касторфом на сцене Фольскбюне. «Теория художественной культуры», сборник материалов научной конференции ГИИ. М. 2011, № 13. С. 262–272.

«Меж двух миров: рождение духа свободы». // Предисловие к сборнику произведений Хайнера Мюллера «Хайнер Мюллер. Проза. Драмы. Эссе. Диалоги». Издательство РОССПЕН. 2012. 528 стр. С. 7–30.

Крупный план: Петер Вайс и Фолькер Браун: две пьесы про Троцкого. // Журнал «Театр», 2012, № 8. С. 74–83.

Бертольт Брехт и Томас Манн: как великого драматурга награждали Сталинской премией. Документальная публикация с комментариями. // Журнал «Театр», 2012. № 8. С. 184–192.

Гумус Созополя. Заметки посетителя болгарских арт-салонов. // Независимая газета. 20 июня 2012.

Чеховское, слишком чеховское??? Полутанцтеатр Люка Персеваля. // Независимая газета. 22 октября 2012.

Кураж. Шардам, Эрмитаж. О постановке «Мамаши Кураж» Брехта в театре «Эрмитаж». // 29 февраля 2012 г.

Виртуозы новой немецкой сцены. Берлинская школа имени Эрнста Буша в Москве. // Независимая газета. 31 октября 2012.

Изобличение вечного зла. «Отелло» Люка Персеваля на фестивале «Сезон Станиславского». // Независимая газета. 29 октября 2012 г.

Некабинетный ученый. Эрика Фишер-Лихте в Государственном институте искусствознания. // Экран и сцена. 12 октября 2012.

Российская имперская парадигма в восприятии немецких драматургов второй половины ХХ века. // «От искусства оттепели — к искусству распада империи». // [Текст] // В. Ф. Колязин // 2013. Сб. статей под ред. Н. А. Хренова.

«Кончилось ли время Брехта?» Современные дискуссии о классике эпического театра. // Вопросы театра. 2013. № 4.

Статьи на иностранных языках:

«Das Erbe Stanislawskis… " «Neue Aspekte und Perspektive». Tuebingen, 1992.

Performance Reviews. Der gute Mensch von Sezuan aus russischer Sicht. — Communications from the IBS, Pennsylvania, Volume 21, N 1, 1992. P. 24–26.

Brecht und sowjetisches Theater heute, oder Brecht auf den sieben Winden des russischen Wirren. — Communications from the IBS, Pennsylvania, Volume 22, N 2, 1992. P. 67–70.

Brodelnde Gefahr. Ueber den zunehmenden Rechtsradikalismus in Russland. — Der Tagesspiegel, 5.5.1993.

Meyerhold und Gropius. «Neue Rundschau». S.Fischer, 1994, N 3.

Die Lage der Theaterkritik in Russland. — «Das Theaterbuch», Hrsg. von F. R. Stuke. Muenchen, 1994.

«Orestie» von Peter Stein in Moskau. — «Kulturchronik», Inter Nationes, Bonn, 1994, N 3.

«Das Theater und die Revolution als geistiges Dilemma der Russen und Deutschen». Serie «Russen und Russland aus deutscher Sicht», Hrsg. von Lew Kopelew. Reihe A, Band 5. Fink Ferlag, Muenchen, 1998. S. 703–762.

Peter Weiss am Taganka-Theater. // Theater der Zeit, 1999, N 3–4. S. 55–56.

Die dritte Welt liegt im Osten. // Abendzeitung, München. 18/19 März 2000.

Eine Kulturpolitik gegen Kuenstler. 20-Minuten-Zeitung, Koeln. 24. Maerz 2000.

«Russische Literatur bei Heiner Mueller»; «Russland und Heiner Mueller». In: «Heiner Mueller-Handbuch. Leben, Werk, Wirkung». Metzler-Verlag, 2003.

Herwart Walden im Land der Bolschewiki. Eine Dokumentarisch-biographische Skizze. // K.Eimermacher, A.Volpert (Hrsg). Stuermische Aufbrueche und enttauschte Hoffnungen. Russen und Deutsche in der Zwischenkriegszeit. Fink Verlag, Muenchen, 2006. S. 953–986.

Kuenstler als Opfer des stalinistischen Terrors. Anmerkungen zu tragischen KGB-Zeitdukementen. // K.Eimermacher, A.Volpert (Hrsg). Tauwetter, Eiszeit und gelenkte Dialoge. Russen und Deutsche nach 1945. Fink Verlag, Muenchen, 2006. S. 355–398.

Heiner Müller und Russland. Internationale Rezeption. // Heiner Müller Handbuch. Leben-Werk-Wirkung. — Hrsg. Von H.-T. Lehmann / P.Primavesi.//Metzler Verlag, Stuttgart, Weimar, 2005, 2 Aufl. 2009. S. 389–390.

Heiner Müller a Moscow. // Theátre / Public. Revue bimetrelle publiéc par le theatre de Gennovilliers. [Текст] // Paris, 2008. P. 160–161.

Нощ на музейте. Старозагорские зустречи. // Пламък. Литература. Изкуство.

Публицистика. Списание альманах за литература. // София. 2012. С. 84–90.

«Les recherchesstylistiques. Peter Stein, directeurartistique de la Schaubühne 1970–1984». — Théâtre / Public n° 209, La Schaubühne Berlin-Ouest, 1970–1981, Paris, automne 2013. P. 12–24.