Бартошевич
Алексей Вадимович

Сектор современного искусства Запада
Бартошевич Алексей Вадимович

Доктор искусствоведения, с 1986 г. Профессор, с 1988 г. Зав. Сектором современного искусства Запада, с 1985 г., работает в институте с 1974 г.

Область научных интересов — история мирового театра, английский театр ХХ века, история интерпретации Шекспира в современном театре

Также:

  • Зав. Кафедрой истории зарубежного театра Российского университета театрального искусства — ГИТИС, с 1990 г.
  • Заслуженный деятель науки РФ, с 1992 г.
  • Преподаватель (с 1964 г.), доцент (с 1972 г.), профессор (с 1988 г.) кафедры истории зарубежного театра ГИТИС
  • Член Ученого Совета ГИИ
  • Председатель секции Совета по зрелищным искусствам
  • Председатель Совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций ГИТИС
  • Член экспертного совета РГНФ, 2004–2012
  • Член экспертного совета Комитета по печати (2009 — по н.вр.)
  • Председатель Шекспировской комиссии при Совете по проблемам мировой культуры РАН РФ

Исследовательскую и педагогическую работу Бартошевич совмещает с практической деятельностью, принимая живое участие в судьбах отечественного театра: в 1987–1991 был секретарем СТД СССР, вице-президентом Комитета по театральному образованию МИТ. В 2008, 2011 годах — Председатель жюри Российской национальной премии и фестиваля «Золотая маска» в номинации «Драматический театр и театр кукол».

Постоянно выступает с критическими статьями по вопросам театра в периодической печати, является членом жюри многих театральных фестивалей. С середины 1990-х годов Бартошевич ведет на телевидении авторский цикл научно-популярных программ о Шекспире и английском театре.

Награды:

Лауреат премии К. С. Станиславского, театральной премии «Чайка», премии Москвы, премии «Театрал» и др.

Образование:

  • Окончил театроведческий факультет Гитиса (1961), аспирантуру ГИТИС по кафедре истории зарубежного театра (1961–1964)
  • Защита кандидатской диссертации «Комедии Шекспира» (1965), докторскую диссертацию «Сценическая история Шекспира в английском театре конца ХIX — первой половины ХХ вв." (1985)

Основные публикации

Монографии:

«Шекспир на английской сцене конца ХIX — первой половины ХХ веков». М.,1985.

«Шекспир. Англия. ХХ век», М.,1994.

«Мирозданью современный. Шекспир в театре ХХ века». М.,2003.

«Театральные хроники конца ХХ — начала ХХI века». М., 2013.

Составитель, ответственный редактор изданий:

«Театр Питера Брука. Взгляд из России». М., 2000.

«На грани тысячелетий» Книга статей. М., 2004.

«Спектакли ХХ века». М., 2005.

Сборник «Шекспировские чтения», М., Наука, 2007.

Сборник «Западное искусство. ХХ век. Судьбы классики в мировом искусстве» М., 2011.

Сборник «Шекспировские чтения». М., Наука, 2011.

Разделы в учебниках и хрестоматиях:

Главы «Английский театр Возрождения», «Шекспир» в кн. История зарубежного театра, СПБ, 2005.

Главы «Дошекспировская драматургия», «Марло», «Английский театр после Шекспира» в кн: История зарубежной литературы, СПБ, 2007.

Раздел «Театр Возрождения», «Шекспир» в кн: Хрестоматия по истории зарубежного театра, СПБ, 2008.

Около 200 статей в сборниках и специальных журналах.

Материалы конференций (за последние годы):

«Шекспироведческое наследие А. А. Аникста. Доклад на Всероссийской Шекспировской конференции. М., 2006.

«Гамлет» В России. Доклад на Международной Шекспировской конференции. М., 2009.

«The Arden Forest in Russia of Stalin». The paper for The International Shakespeare Congress, Washington DC. 1999.

«The fortunes of Russian Hamlet». A Paper for The World Shakespeare Conference., Stratford, 2010.

«Vsevolod Meyerhold’s unproduced Hamlet». A Paper for The International Shakespeare Association Conference. Stratford-upon-Avon, 2012.