РУССКИЙ    |    ENGLISH
Лифшиц Лев Исаакович
Лифшиц Лев Исаакович

Доктор искусствоведения, с 2006 г. Заведующий Cектором древнерусского искусства, с 2000 г. Работает в институте в Секторе (Отделе) древнерусского искусства с мая 1987 г.

Сфера научных интересов — древнерусское и византийское искусство: монументальная живопись, иконопись, пластика IX—XV вв. Член редакционного совета Истории русского искусства в 22 т. Ответственный секретарь федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах, с 2001 г.

Также:

Награды:

В прошлом:

Образование, квалификация, стажировки:

Oсновные публикации

Монографии:

Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., изд. «Искусство», 1987.

Очерки истории живописи Пскова. Середина XIII — начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., изд. «Северный паломник», 2004.

Русское искусство X–XVII веков (Михаил Алленов, Лев Лифшиц. История русского искусства в 2-х томах). М., изд. «Белый город», 2007. Т. 1.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Программа росписи собора Снетогорского монастыря // Гос. Третьяковская галерея. Вопросы русского и советского искусства: Материалы научных конференций 1972—1973 гг. М., изд. ГТГ, 1974. Вып. 3. С. 21–51.

О мастерах снетогорской росписи // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., изд «Наука», 1977. С. 106–125.

О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI—XVII вв. М., изд «Наука»,1980. С. 93–114.

Об одной ктиторской композиции Нередицы // Древний Новгород. История, искусство, археология. Новые исследования. М., изд. «Изобразительное искусство», 1983. С. 188–197.

«Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси. // ДРИ: Художественная культура Х — первой половины ХІІІ в. М., изд «Наука»,1988. С. 211–230.

Рогатина великого князя Тверского Бориса Александровича // Древнерусское искусство: Проблемы, атрибуции. М., изд. Российского и-та искусствознания МК РФ, 1993. С. 110–144.

An Object of Art: Value and Price (An Art Historian’s Viewpoint) // Phystech Journal. М., изд. Физико-технического института, 1994. Vol. 1, N 2. P. 71–81.

Собрание древнерусской иконописи Государственной Третьяковской галереи. Сложение коллекции, история изучения // Гос. Третьяковская галерея. Каталог собрания: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., изд. «Красная площадь», 1995. Т. 1. С. 7–24.

К вопросу о происхождении и времени создания «Тверских врат» Александровской слободы // Александровская слобода. Материалы научно-практической конференции. Владимир, изд. «Золотые ворота», 1995. С. 102–111.

К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в. // Дмитриевский собор во Владимире. М., изд. «Модус-граффити», 1997. С. 156–173.

Псковская икона «Илья Пророк со сценами жития» // Древнерусское искусство: Художественная культура XIII века. СПб., изд. «Дм. Буланин», 1997. С. 326–343.

Тема «Вход в дом Премудрости» в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // ГИКМЗ «Московский Кремль». Материалы и исследования: Русская художественная культура XV–XVI веков. М., изд. Гос. музеев «Московский Кремль», 1998. Вып. XI. С. 174–195.

Иконография Явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве конца XIV — начала XV в. // ДРИ: Художественная культура Москвы эпохи Сергия Радонежского. СПб., изд. «Дм. Буланин», 1998. С. 79–94.

Die Ikone «Sophia-Weisheit Gottes» aus der Sammlung der Museen der Moskauer Kreml. Zue Frage nach der Herkunft und der Zeit des ersten Auftauchens des sogenannten «Novgoroder» ikonographischen Typs // «Die Weisheit baute ihr Haus». Untersuchungen zu Hymnischen und Didaktischen Ikonen / Hgg. K. H. Felmi und E. Haustein-Bartsch. Mьnchen, «Deutcher Kunstverlag», 1999. S. 29–41.

Заметки о соотношении техники и стиля в живописи середины XI — начала XII вв. // ДРИ: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2002. С. 322–343.

Идеи заволжских старцев и роспись Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря. Иконографическая заметка // Ферапонтовский сборник. М.,.изд. «Индрик», 2002. Вып. VI. С. 175–180.

Кто такие «галатские еретики»? // Древнерусское искусство: Русское искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2002. С. 166–177.

Фрески Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улице (Об иконографической программе росписи) // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа. Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В. Н. Лазарева (1897–1976). СПб., 2002. изд. «Дм. Буланин», С. 269–287.

Икона «Св. Никола» из села Виделебье и проблемы развития местного иконописания Пскова первой половины — середины XIV века // От древней Руси к России нового времени. М., изд. «Наука», 2003. С. 396–406.

О стиле миниатюр «Изборника Святослава» 1073 года // Хризограф. М., изд. «СканРус», 2003. С. 14–32.

Новый памятник византийской книжной миниатюры XII в. // Древнерусское искусство: Искусство рукописной книги. Византия, Древняя Русь. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2004. С. 164–172.

Два направления в живописи Древней Руси конца XI — первой четверти XII века // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912–1999). М., изд. «Северный паломник», 2005. С. 205–226.

Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея // Хризограф. М., изд. «СканРус», 2005. Вып. 2. С. 94–108.

О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало ХVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., изд. «Северный паломник», 2005. С. 126–162.

Об одной группе произведений новгородской живописи середины XIV века // Новгород и новгородская земля: Искусство и реставрация. Великий Новгород, Изд. Новгородского Гос. музея-заповедника, 2005. Вып. 1. С. 124–139.

Росписи апсиды «Крещальни» Софийского собора в Киеве // . Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. М., изд. «Северный паломник», 2006. С. 249–274.

К вопросу о дате создания византийской камеи панагии патриарха Иова // Образ Византия. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., изд. «Северный паломник», 2008. С. 257–272.

К вопросу о датировке росписей церкви Св. Георгия в Старой Ладоге // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения Алисы Владимировны Банк 1906–1984. Материалы конференции (Труды Гос. Эрмитажа. Т. XLII). СПб., изд. Гос. Эрмитажа, 2008. С. 420–441.

Икона «Дмитрий Солунский» из собрания ГРМ. К вопросу о времени и обстоятельствах создания // Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова. М., изд. «Северный паломник», 2009. С. 155–166.

Вновь о «Варваринских иконах» // Археология Пскова и Псковской земли. Материалы 45 заседания (15—17 апреля 2008 года). Псков, 2009. С. 117–129.

Иконографический извод: шаблон или партитура // Древнерусское искусство: Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции 1—2 ноября 2005 года. М., 2009. С. 367–382.

Пелена с «Распятием» и изображениями Христа, Богоматери Воплощение и апостолов на полях // Церковное шитье в Древней Руси. Сборник статей. М., 2010. С. 39–47.

«Св. Никола» из Порхова и проблемы развития псковской живописи в начале XV в. // Древности Пскова: Археология, история, архитектура. Лабутиной. Псков, 2011. Вып. 2. С. 15–24.

Изображение царственного отрока в тимпанах фасадов Дмитриевского собора во Владимире // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси. Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. М., 2012. С. 184–201.

О месте росписи церкви Благовещения на Мячине в Новгороде в кругу памятников византийской и древнерусской живописи конца XII в. // Международный симпозиум «Византийский мир. Региональные традиции в художественной жизни и проблемы их изучения». Москва 8—9 октября 2012 года. Тезисы докладов. М., 2012. С. 24–32.

Состояние изучения росписей 1408 года Успенского собора во Владимире // Древнерусское искусство: Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. М. 2012. С. 9–28.

Живопись Владимиро-Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского // «Хвалы достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Владимир, 2013. С. 54–67.

Коллективные труды:

Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. (Центры художественной культуры средневековой Руси). СПб., изд. «Дм. Буланин», 2004.

Лифшиц Л.И., Попов Г. В. Дионисий. М., изд. «Северный паломник», 2006.

Введение // История русского искусства. Т. 1: Искусство Киевской Руси. IX — первая четверть XII века. М., изд. «Северный паломник», 2007. С. 13–36.

История законодательства в области охраны и реставрации памятников культуры // Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX–XX веках. История, проблемы. Учебное пособие / Отв. редакторы: Л. И. Лифшиц, А. В. Трезвов. М., изд. «Академический Проект», 2008. С. 79–126. [Учебное пособие].

Введение // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство 20-60-х годов XII века. М., 2012. С. 6–22.

Предисловие // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство 20- 60-х годов XII века. М., 2012. С. 24–29.

Автор концепции выставок:

«Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII — середины XV века». в Гос. Третьяковской галерее. 1991 г.

Научный консультант выставки «Русская икона в конце ХХ века». Музей истории города Москвы. М., 1997. (К 850-летию города).

«София Премудрость Божия» в русской иконописи XIII — начала XIХ веков в Ватикане (1999 г.) и Гос. Третьяковской галерее (2000 г.)