Кириллина
Лариса Валентиновна

Сектор классического искусства Запада
Кириллина Лариса Валентиновна

Доктор искусствоведения, с 1996 г. Профессор, с 2010 г. Ведущий научный сотрудник. Работает в Институте с 1986 г.; до 1999 г. в секторе Современного искусства Запада, затем в секторе Классического искусства Запада.

Сфера научных интересов — западноевропейская музыка XVIII – XX вв., прежде всего музыкальное искусство Австрии и Германии XVIII – начала XIX века.

Также:

  • С 1992 г. преподает историю музыки в Московской консерватории; с 2000 г.  – доцент кафедры истории зарубежной музыки (ученое звание присвоено в 2002 г.), с 2002 г. – профессор (ученое звание присвоено в 2010 г.)

  • Член диссертационного совета Московской консерватории

Образование:

  • Историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории (Университет) им. П. И. Чайковского, 1980 – 1985
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.», Москва, 1991 г.
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX века: Самосознание эпохи и музыкальная практика», Москва, 1996 г.

Основные публикации

Монографии:

XX век: Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 [Очерки о творчестве Л. Ноно и Л. Берио; переводы текстов]. – М.: Музыка, 1995.

Итальянская опера первой половины XX века. – М.: ГИИ, 1996.

Реформаторские оперы Глюка. – М.: Классика-XXI, 2006 (по гранту РГНФ).

Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в. В 3-х частях. Часть 1.: Самосознание эпохи и музыкальная практика. – М.: МГК, 1996; Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. – М.: Композитор, 2007; Часть 3. Поэтика и стилистика. – М.: Композитор, 2007.

Бетховен. Жизнь и творчество. В 2-х томах. – М.: Московская консерватория, 2009.

Гендель. Серия: Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2017.

Глюк. Серия: Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2018.

Бетховен. Серия: Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2019 (2-е издание; первое в 2015 г.).

Театральное призвание Георга Фридриха Генделя. М.: Московская консерватория, ГИИ искусствознания, 2019.

Составление, переводы, вступительные очерки и комментарии:

Письма Бетховена 1817 – 1822. Сост., комментарии, вступительная статья (совместно с Н. Л. Фишманом). – М.: Музыка, 1986.

Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. Перевод, вступительная статья, комментарии. – М.: Классика-XXI, 2001; 2-е дополненное издание – 2007.

Людвиг ван Бетховен: Рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга. Каталог. Сост. И. В. Брежнева, Л. В. Кириллина. Вступ. статья Л. В. Кириллиной. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008.

Бетховен. Письма. В 4-х томах. – М.: Музыка, 2011 (т.1), 2013 (т. 2 и 3), 2016 (т. 4). Тома 1 – 3 являются дополненным и расширенным переизданием Писем Бетховена, изданных под редакцией и с комментариями и вступительными статьями Н.Л. Фишмана (М.: Музыка, 1970, 1977, 1986), том 4 опубликован впервые (с использованием переводов и комментариев Н.Л. Фишмана).

Италия — Россия: четыре реки музыки / Italia — Russia: quattro secoli di musica. Составление и авторские тексты очерков: Введение; Ренессанс и барокко в зеркале современности; «Начальное управление Олега» Екатерины Великой как международный проект; История любви и ревности: Джузеппе Верди и Россия; Ферруччо Бузони, Отторино Респиги и Альфредо Казелла в России; Издано на русском и итальянском языках под эгидой Посольства Республики Италия в Москве и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.  – М., 2017.

Перекрёстки авангарда: Луиджи Ноно и Россия. Предисловие и комментарии // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В восьми выпусках. Выпуск 6: Благодарение Бетховену; Гёте и Бетховен; Возлюбленные Бетховена. – М.; СПб: Музыка, Центр гуманитарных инициатив, 2018 (Переиздание: 2019)

Предисловие и комментарии // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В восьми выпусках. Выпуск 7: Песнь воскресения. – М.; СПб: Музыка, Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2019.

Предисловие и комментарии // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В восьми выпусках. Выпуск 8: Девятая симфония. Последние квартеты. Finita comoedia. – М.; СПб: Музыка, Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2019.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

Более 100 статей в журналах, сборниках и альманахах, опубликованные в России, США, ФРГ, в том числе:

Глюк и музыкальное воплощение античности // Sator tenet opera rotas. Ю. Н. Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). – М.: МГК, 2003. С. 153 – 165.

«Гейлигенштадсткое завещание» Бетховена как литературный памятник эпохи // Гетевские чтения 2004 – 2006. – М.: Наука, 2007. С. 181 – 199.

Музыка в поэзии М. В. Ломоносова // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского. Материалы международной научной конференции. – М.: Московская консерватория, 2003. С. 171 – 190.

Поздний стиль Бетховена: художник и эпоха // Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада. Сб. статей в честь 70-летнего юбилея М. И. Свидерской. – М.: Галарт, 2010. С. 146 – 173.

Сарти, Еврипид и Третий Рим // Научный вестник Московской консерватории № 1, 2012. С.12 – 41.

In modo antico: the «Alceste» scene in «The Early Reign of Oleg» // Die Tonkunst. Magazin für klassische Musik und Musikwissenschaft (Weimar). 2013, № 1. S. 53 – 67.

Топосы и символы в поэтике Римского-Корсакова // Научный вестник Московской консерватории № 4, 2015.

“Galitzin, der Cellist". Fürst Nikolai Borisowitsch Galitzin als Mensch und Musiker // Widmungen bei Haydn und Beethoven. Personen – Strategien – Praktiken. Bericht über den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Bonn, 29. September bis 1. Oktober 2011 (Series IV Schriften zur Beethoven-Forschung, Vol. 25). – Bonn, 2015.

Глюк и Гендель: Пути передачи традиции в музыке XVIII века // Научный вестник Московской консерватории № 4 (27), 2016.

К истории первого исполнения «Орфея» Монтеверди в России // Научный вестник Московской консерватории № 4, 2017.

Кесарь и лира. Император Леопольд I как музыкант и меценат // От классической античности до модерна. Сборник статей Сектора классического искусства Запада. Посвящается памяти Михаила Яковлевича Либмана (1920 – 2010). Сост. и отв. ред. Е.В. Шидловская. – М.: ГИИ, 2018.

Венская театральная жизнь 1781 – 1791 годов в «Мемуарах» Лоренцо Да Понте. «Мемуары» Лоренцо Да Понте (фрагмент: перевод и комментарии Л.В. Кириллиной // Моцарт в пространстве и времени: Сборник статей по материалам научной конференции / ред.-сост. С.Г. Мураталиева. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2019.

Коллективные труды:

Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Hrsg. von A.Riethmüller, C.Dahlhaus, A. L. Ringer. Bde I, II. Laaber, 1994 [Анализы произведений Бетховена: Три сонаты ор.2, Две сонаты ор.49, Три квартета WoO 36].

Скандинавия. Музыка // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Искусство XIX века — в 3 томах. Т. 3: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. – СПб: Дмитрий Буланин, 2004  

Италия // История зарубежной музыки XX в. – М.: Музыка, 2005

Теория музыки классической эпохи // Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. – М.: Композитор, 2006

На рубеже XVIII–XIX веков. Эпоха венских классиков // История органного искусства. – М., 2007

Beethoven-Handbuch. Band 1. Laaber, 2013 / Die vierte Sinfonie / Die fünfte Sinfonie / Die sechste Sinfonie (Pastorale) // Beethovens Orchestermusik und Konzerte. Hrsg. Von O. Korte und A. Riethmüller // S. 107 – 146.