РУССКИЙ    |    ENGLISH
Кириллина Лариса Валентиновна

Доктор искусствоведения, с 1996. Профессор, с 2010. Ведущий научный сотрудник сектора классического искусства Запада, с 1996 г. Работает в институте с 1986 г.; до 1999 — в секторе современного искусства Запада, затем в секторе классического искусства Запада

Сфера научных интересов — западноевропейская музыка XVIII—XX вв., прежде всего музыкальное искусство Австрии и Германии XVIII — начала XIX века

Также:

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 томах. М., Московская консерватория, 2009.

Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика-XXI, 2006 (по гранту РГНФ).

Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX в. Часть 1.: Самосознание эпохи и музыкальная практика.: М.: МГК, 1996; Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007; Часть 3. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007.

Итальянская опера первой половины XX века. М.: ГИИ, 1996.

XX век: Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 [Очерки о творчестве Л.Ноно и Л.Берио; переводы текстов]. М.: Музыка, 1995.

Составление, переводы, вступительные очерки и комментарии:

Бетховен. Письма 1787–1811. М.: Музыка, 2011 (вступ. статья, сост., коммент. — переработка и дополнение издания Н. Л. Фишмана 1970 года).

Письма Бетховена 1817–1822. Сост., коммент., вступ. статья (совместно с Н. Л. Фишманом). М.: Музыка, 1986.

Людвиг ван Бетховен: Рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга. Каталог. Сост. И. В. Брежнева, Л. В. Кириллина. Вступ. статья Л. В. Кириллиной. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008.

Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф.Вегелера и Ф.Риса. Перевод, вступ. статья, коммент. Л. В. Кириллиной. М.: Классика-XXI, 2001; 2-е дополненное изд. — 2007.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

Более 100 статей в журналах, сборниках и альманахах, опубликованные в России, США, ФРГ, в том числе:

In modo antico: the «Alceste» scene in «The Early Reign of Oleg» // Die Tonkunst. Magazin für klassische Musik und Musikwissenschaft (Weimar). 2013, № 1. S. 53–67.

Сарти, Еврипид и Третий Рим // Научный вестник Московской консерватории. 2012, № 1. С.12–41.

Поздний стиль Бетховена: художник и эпоха // Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада. Сб. статей в честь 70-летнего юбилея М. И. Свидерской. М.: Галарт, 2010. С. 146–173.

«Гейлигенштадсткое завещание» Бетховена как литературный памятник эпохи // Гетевские чтения 2004–2006. М.: Наука, 2007. С. 181–199.

Глюк и музыкальное воплощение античности // Sator tenet opera rotas. Ю. Н. Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения).М.: МГК, 2003. С. 153–165.

Музыка в поэзии М. В. Ломоносова // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского. Материалы международной научной конференции. М.: Московская консерватория, 2003. С. 171–190.

Коллективные труды:

Beethoven-Handbuch. Band 1. Laaber, 2013/ [Главы о 4, 5 и 6 симфониях Бетховена]: Die vierte Sinfonie / Die fünfte Sinfonie / Die sechste Sinfonie (Pastorale) // Beethovens Orchestermusik und Konzerte. Hrsg. Von O. Korte und A. Riethmüller // S. 107–146.

История органного искусства (глава «На рубеже XVIII–XIX веков. Эпоха венских классиков») М., 2007.

Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006 (раздел «Теория музыки классической эпохи»).

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Книга 3: Искусство XIX века: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. СПб: Дмитрий Буланин, 2004 (глава «Скандинавия. Музыка»).

История зарубежной музыки XX в. М.: Музыка, 2005 (глава «Италия»).

Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Hrsg. von A.Riethmüller, C.Dahlhaus, A. L. Ringer. Bde I, II. Laaber, 1994 [Анализы произведений Бетховена: Три сонаты ор.2, Две сонаты ор.49, Три квартета WoO 36].