Свидерская
Марина Ильинична

Сектор классического искусства Запада
Свидерская  Марина Ильинична

Доктор искусствоведения, с 1992 г. Работает в Институте с 1996 г. С 2007 по 2018 гг. заведующий сектором Классического искусства Запада, затем главный научный сотрудник того же сектора. Общий стаж пребывания и работы в Институте — 54 года.

Сфера научных интересов — изобразительное искусство Италии эпохи Возрождения и XVII – XIX веков, культура Западной Европы от античности до конца XIX века, теория искусства, философия культуры.

Также:

  • Читает курсы лекций: с 1993 г. на Высших женских курсах при РГГУ; затем в качестве профессора, штатного совместителя на кафедре Всеобщей истории искусств Отделения искусства РГГУ; на факультете церковных художеств Православного Свято-Тихоновского университета (1995 – 1999 гг.); 4-х летний курс по западноевропейскому искусству в лектории Дома культуры Института ядерных исследований в Дубне (1995 – 1999 гг.).

  • Работа в качестве рецензента, затем члена жюри в комиссии по созданию новых учебников для средней школы (фонд Д. Сороса; до 1995 г.)

  • Член Ученого Совета ГМИИ им. А. С. Пушкина.

  • Решением Президиума Российской Академии художеств от 31.01.2017 избрана почетным членом Академии.

  • Член диссертационных Советов Института искусствознания (по изобразительному, декоративно-прикладному искусству и архитектуре) и философского ф-та МГУ (по этике, философской антропологии и философии культуры)

  • С 1996 г. — доцент, с 1998 г. по настоящее время — профессор кафедры Истории и теории мировой культуры (ИТМК) философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова.

Награды:

  • Награждена медалью «Ветеран труда» (1990) и медалью «850-летия Москвы» (1997 г.)
  • Отмечена дипломами МОСХХ II степени за статью «Творчество Орацио Джентилески» (в сб. «Античность. Средние века. Новое время» ВНИИ искусствознания Мин. Культуры СССР, М., 1977 г.) и редакционную работу (совместно с Е. И. Ротенбергом) над томом (в двух книгах) по искусству XVII века комплексной «Истории искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века» (1988, 1995 гг.).
  • Награждена серебряной медалью Российской Академии Художеств за монографию «Искусство Италии XVII века: основные направления и ведущие мастера». – М.: Искусство, 1999.
  • Удостоена «Благодарности министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 06.09.2007.
  • На основании решения Ученого совета Московского университета от 23 декабря 2011 года приказом ректора от 12 января 2012 года присуждена премия имени М. В. Ломоносова II степени за научную деятельность по совокупности трех монографий («Искусство Италии XVII: основные направления и ведущие мастера», 1999; «Караваджо — первый современный художник. Проблемный очерк», 2001; «Пространственные искусства в художественной культуре Западной Европы XIII–XIX веков», 2010)

Образование:

  • Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, специальность: историк искусства (1960 г., с отличием). Под руководством акад. В. Н. Лазарева специализировалась по искусству итальянского Возрождения.
  • Научный сотрудник Отдела популяризации искусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. Под руководством Б. Р. Виппера специализировалась по западноевропейскому искусству XVII века (1960 – 1962 гг.)
  • Аспирантура в Институте истории искусств Министерства Культуры СССР (затем ВНИИ искусствознания, в настоящее время – ГИИ), сектор Классического искусства Запада (1962 – 1965 гг.).

Основные публикации

Переводы:

С итальянского языка – монографии «Джотто» (М.: Слово/Slovo, 1995), «Мантенья». – М.: Слово/Slovo, 1996;

С немецкого – «Микеланджело». – М.: Слово/Slovo, 1999;

«Алтари: живопись Раннего Возрождения» (в сотрудничестве с М.И. Майской и И.Е. Прусс) – М.: Белый город, 2002.

Материалы конференций:

Проблема стиля в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения. Доклад на всероссийской конференции, посвященной XVI веку в истории, искусстве и культуре Западной Европы, прошедшей в ГИИ МК РФ и статья в сборнике по материалам конференции. – М., URSS, 2008. С 16 – 53.

Бруно и Караваджо. Доклад на международной научной конференции «Джордано Бруно в контексте российской и мировой культуры». 28 — 30 сентября 2010 г. Москва, Институт философии РАН и Итальянский институт философских исследований. Статья по материалам доклада включена в русско-итальянский сборник.

The Beloved (К 100-летию со дня рождения А. А. Аникста) // Шекспировские чтения 2010. – М.: РАН, РГГУ, 2010. С. 20 – 26.

Доклад «А. Г. Габричевский о проблеме формы в художественном произведении. О живописи как виде искусства». Круглый стол «А. Г. Габричевский в культуре XX века». Москва, РГГУ. 5 декабря 2011 года.

Доклад «А. Г. Габричевский о Леонардо». Международная конференция «Итальянское Возрождение в трудах российских ученых» и круглый стол, приуроченные к презентации двуязычного издания книги «Леонардо в России. Темы и фигуры. XIX – XX век» / «Leonardo in Russia. Temi e figure. XIX–XX secolo» (под редакцией З. Нанни и Н. Подземской. Милан: Бруно Мондадори).  ГИИ при содействии Французского национального центра научных исследований, Итальянского института культуры (Москва). 27 ноября 2012 года.

Доклад «Джорджоне. Картина „Три философа“: сюжет и образ» на международной конференции «Аристотель и его философское влияние сквозь века и до наших дней / Aristote et son influence philosofique a traversles siecles et jusqu’a nos jours». Париж, Сорбонна. 22 – 30 сентября 2012. Доклад переведен на французский язык и включен в сборник по материалам конференции.

Доклад «И. Е. Данилова о судьбе картины в европейской живописи». Круглый стол на тему: «И. Е. Данилова. О творческом методе ученого». 30 октября 2013. РГГУ, ИВГИ.

Систематическое участие в Ротенберговских чтениях, проводимых сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания:

Е.И. Ротенберг о творчестве Микеланджело // I Чтения памяти Е.И. Ротенберга. Москва, ГИИ, 2014.

”Божественная Комедия” Данте: от умозрения к зрению // II Чтения памяти Е.И. Ротенберга. Москва, ГИИ, 2015.

Об общих особенностях искусства Северного Возрождения // III Чтения памяти Е.И. Ротенберга. Москва, ГИИ, 2016.

О фундаментальных чертах западноевропейской культуры на переходе от Возрождения к Новому времени // IV Чтения памяти Е.И. Ротенберга. Москва, ГИИ, 2017.

Е.И Ротенберг о творчестве ЯкопоТинторетто // V Чтения памяти Е.И. Ротенберга. Москва, ГИИ, 2018.

Доклад «Классическое и современное искусство глазами Андре Мальро» // Випперовские чтения. Международная научная конференция «Творческое наследие Андре Мальро в искусстве, литературе, гуманитарных науках» к выставке «Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро». 16 – 17 февраля 2017 г. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Участие в выставочных проектах ГМИИ им. А. С. Пушкина:

«Диалоги в пространстве культуры», выставка в ГМИИ 20 марта – 19 мая 2002.

Древнеегипетская туалетная ложечка / Пикассо. Сборник статей «Диалоги в пространстве культуры» — М.: Художник и книга, 2002, С. 26 – 35.

«…чтобы написать красавицу…» // Каталог выставки одной картины. Пармиджанино. «Антея». ГМИИ им. А. С. Пушкина. 12 мая — 27 июля 2008. – М., 2008. С. 7–35.

«История, историческое, „историзм“ в культуре XIX столетия» – вступительная статья к каталогу выставки в ГМИИ 30 ноября 2009 – 8 февраля 2010 «Лики истории в европейском искусстве XIX века». – М., 2009. С. 10–34.

«Первый современный художник» – вступительная статья к каталогу выставки «Караваджо. Картины из собраний Италии и Ватикана», 26 ноября – 19 февраля 2012 г. – М.: СканРус, 2011, С. 16 – 27.

«Образы любви и красоты в западноевропейском искусстве от античности до X1X века» / «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея Орсэ (Париж). К выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина 18 апреля-17 июня 2016 года. – М., 2016, с.14 – 32.

От сакрального к идеальному: «Средневековый Запад», «От античности к Средневековью», «От Византии к западному Средневековью», «От Средневековья к Возрождению», «Портретный образ в искусстве итальянского и Северного Возрождения». От идеального к реальному: «От живопись и архитектонической к живописи оптической», «От эпохи Возрождения к XVII веку», «Синтез идеального и реального в пределах жанрово-мифологического единства в искусстве XVII века», «Классицизм и барокко. Проблема эскиза», «Бытовой жанр и миф», «Религиозный образ», «Натюрморт», «XVIII век. Эпоха Просвещения: разум, чувство, наука, музыка, театр», «Рококо. Сентиментализм – эстетика чувства. Предромантизм» // Каталог выставки «Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро». К XXXVI Международному фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». 30 ноября 2016 – 12 февраля 2017 г. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина. – М., 2016. С. 162 – 223.

Выступления на телевидении по каналу «Культура»:

В цикле передач «Сенсация! Сенсация!» в связи с 550-летним юбилеем Леонардо да Винчи (2002); передачи, посвященные 500-летию «Джоконды» Леонардо да Винчи (2004, 2005), выставке картин Караваджо в ГМИИ (в диалоге с В.Э Марковой, 2011), выставке картин Тициана в ГМИИ 28 июня — 29 сентября 2013 (в цикле «Пятое измерение», эфир 01.10 2013, совместно с И. А. Антоновой и Б. А. Мессерером).

Выступление в посольстве Италии в Москве с сообщением о творчестве Леонардо да Винчи по случаю показа в ГМИИ им. А. С. Пушкина «Кодекса о полете птиц» Леонардо да Винчи (29 ноября 2012 г.).

Участие в подготовке научно-популярного фильма о творчестве и личности Леонардо да Винчи (июль 2013 г.).

Избранные статьи 2000-ых годов:

Стиль в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения / Vivit virtus. Сборник статей, посвященный памяти Т.В. Васильевой. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 169 – 222.

Рецензия на книгу С.П. Батраковой Театр-Мир, Мир-Театр. Творческий метод художника XX века. Драма о драме. М., 2010 // Искусствознание 3-4/11. – М.: ГИИ, 2011. С. 526 – 555.

Первая леди изящных искусств (к юбилею И.А. Антоновой) // Наше наследие 101/102. С. 24 – 25.

«... он человек был, человек во всем» (памяти Е.И. Ротенберга) // Искусствознание 1-2/12. М.: ГИИ, 2012. С.8 – 27.

Миф и реальность: диалог на территории любви (образ прекрасной женственности в искусстве Западной Европы от античности до конца XIX века // Искусствознание 1-2/16. М.: ГИИ, 2016. С.154 – 205.

О Леониде Михайловиче Баткине // Новое литературное обозрение 3’2017. С.195 – 201.

Музей как эвристическая модель. Post Scriptum к выставке «Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро» //Искусствознание 3/17. – М.: ГИИ, 2017. C. 10 – 53.

О Михаиле Яковлевиче Либмане // От классической античности до модерна. Сборник статей сектора Классического искусства Запада. Посвящается памяти Михаила Яковлевича Либмана (1920-2010). – М.: ГИИ, 2018. С.12 – 34.

Караваджо и Бруно // История и теория культуры. Альманах. Выпуск 2. Посвящается юбилею М.И. Свидерской. Печатается по решению Ученого Совета философского факультета МГУ. Ответственный редактор М.О. Кедрова. – М.: МГУ, 2018. С. 6 – 17.

Об Александре Викторовиче Михайлове: “неслучайные встречи” // Жизнь в науке: А.В. Михайлов – исследователь литературы и культуры. К 80-летию со дня рождения Александра Викторовича Михайлова (1938 – 1995). Коллективная монография. Ответственный редактор Л.И. Сазонова. – М.: ИМЛИ им. А.М. Горького, 2018. С. 383 – 399.

Маньеризм = модернизм: человек “на распутьях тысяч дорог”. Сага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи. Часть 1 // Искусствознание 3/18. М.: ГИИ, 2018. С.10 – 47.

Понтормо и Микеланджело. Трагедия творчества. Сага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи. Часть II // Искусствознание 4/18. М.: ГИИ, 2018. С. 10 – 53.

Подробная библиография статей в научных сборниках и журналах, учебно-методические материалы (программы учебных курсов), отчеты о деятельности руководимой М. И. Свидерской студенческой Выездной школы кафедры Истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова содержатся на персональном веб-сайте: sviderskaya.philos.msu.ru.