Савицкая
Елена Александровна

Отдел художественных проблем массмедиа
Савицкая Елена Александровна

helen@inrock.ru

Работает в институте с декабря 1999 года. Кандидат искусствоведения с 1999 года, старший научный сотрудник Сектора художественных проблем массмедиа.

Сфера научных интересов — рок-музыка, популярная музыка, молодежная культура, массовые жанры, зрелищно-развлекательное искусство, история и теория развлекательной культуры, этническая музыка.

Образование:

  • Средняя специальная музыкальная школа при Уфимском государственном институте искусств, 1979-1990: музыковедение, специальное фортепиано.
  • Российская академия музыки им. Гнесиных, отделение музыковедения, 1990-1995 (красный диплом).
  • Аспирантура Российской академии музыки им. Гнесиных, 1995-1999.
  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Принципы стилеобразования в рок-музыке (на примере зарубежного хард- и арт-рока 1960-1970-х годов), май 1999 года, ГИИ.

Награды:

  • Диплом победителя конкурса на присуждение стипендии им. А.И. Комеча, ГИИ (2011);
  • Диплом финалиста конкурса книги ГИИ за монографию «Прогрессив-рок: герои и судьбы» (2014);
  • Почетные грамоты «За многолетний творческий труд и большой вклад в развитие подрастающего поколения» за подписью Главы городского округа Троицка в г. Москве В.Е. Дудочкина (2015, 2016)

Участие в научных конференциях:

  • «Ночь как культурологический феномен» (Москва, ГИИ, 2007 год — наст. время);
  • «Развлечение и искусство» (Москва, ГИИ, 2008 год — наст. время);
  • «Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире» (Саратовская государственная консерватория, ноябрь 2009 г.);
  • «Культура фламенко в процессах глобализации» (Москва, ГИИ, май 2011)
  • «Авторская песня вчера и сегодня» (Москва, ГИИ, ноябрь 2013 г.)
  • «Экранная культура начала ХХI века» (Москва, ГИИ, апрель 2014 г.)
  • «Music Science Today: the Permanent and the Changeable» (Университет Даугавпилса, Латвия, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.)
  • «Ломоносовские чтения» (МГУ, апрель 2017)

Также:

  • Член Гильдии музыковедов России
  • Заместитель главного редактора, постоянный автор музыкального журнала «InRock», с 2002 года по настоящее время.
  • Лектор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Троицкой ДШИ (г. Москва, г. Троицк), музыкант-исполнитель.

В прошлом:

  • Соорганизатор международного фестиваля прогрессив-рока «InProg», ежемесячных всероссийских мини-фестивалей прогрессив-рока «ProgDays» (2012 — 2015 гг.), фестиваля свободного творчества «Пустые Холмы».
  • Обозреватель журнала «Салон Audio Video», портала Gromko.ru.

Основные публикации

Монографии

«Великие обманщики» (творчество группы KING CRIMSON в контексте зарубежной рок-музыки 1960-2000-х годов): Монография. М., изд. Е. Галиной (под грифом ГИИ), 2008. — 358 с., илл., нот. пр.

«Прогрессив-рок: герои и судьбы»: Монография. М., ИП Галин А.В. (под грифом ГИИ), 2015. — 304 с., илл..

Публикации в научных сборниках и рецензируемых журналах:

«Философия ухода» в творчестве отечественных рок-музыкантов // Между обществом и властью: Массовые жанры от 20-х к 80-м годам ХХ века: Сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Дуков. Москва: Индрик. 2002. С. 231 — 249.

Звуковая ткань рок-музыки: эстетика и технология // Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов: Сб. ст. / отв. ред. Е.В. Дуков, П. Викке. С.-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004. С. 142 — 155.

«Новый русский рок» // Массовая культура на рубеже веков: сб. ст. / под ред. Е.В. Дукова, Л.И. Левина. С.Петербург: Дмитрий Буланин, 2005. — С. 164-176.

На пути к рассвету: «Кафтан смеха» // Ночь. Ритуалы, искусство, развлечения: сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Дуков. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 246 — 256.

Может ли ретро быть прогрессивным? (К проблеме авторского стиля в современном прогрессив-роке) // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции / ред. колл: О.Б. Краснова, Е.И. Вартанова и др. Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л.В. Собинова, 2009. С. 280 — 287.

Музыкант и слушатель в пространстве рок-концерта // Развлечение и искусство: Вып. 2: сб. ст. / ред.-сост. д.ф.н. Е.В. Дуков. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011. С. 284 — 296.

Ночные прогулки по Петербургу // Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3: сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Дуков. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012. С 454 — 465.

Рок-музыка как система стилевых координат // Обсерватория культуры. № 1 — 2013. С. 57 — 65.

Российские опен-эйры до и после полуночи // Ночь: ритуалы, искусство, развлечение: Вып.4: сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Дуков. Москва: ГИИ, 2014. С. 202 — 214.

Зарубежный прогрессив-рок 1960-1970-х годов: «высокий стиль» в рок-музыке // Народная традиционная культура в системе современного музыкального образования / науч. ред-сост. Н.В. Ахметжанова, Ф.Х. Шарафуллин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. С 49 — 57.

Прогрессив-рок: проблемы стилевой идентификации и эволюции // Muzikas Zinatne Sodien: Pastavigais Un Mainigas. Zintnisko rakstu krajums VIII. Daugavpils Universitates, 2016. С. 58 —70.

Арт-рок в России: мы пойдем другим путем! // Эстрада сегодня и вчера. О некоторых эстрадных жанрах ХХ—ХХI веков: Вып. 2: сб. ст. / ред.-сост. О.А. Кузнецова. М., ГИИ, 2016. С.112-134.

Specifics of Mode and Harmony Approach in Progressive Rock // Music Science Today: the Permanent and the Changeable. / Scientific papers. Editor-in-Chief prof. Evalds Daugulis. Daugavpils University. Academic Press «Saule», ISSN number 2501-0344. 2017. P. 22-28.

Коллективные труды:

Эстрада России. ХХ век. Энциклопедия. М. «Олма-пресс». 2004. Статьи, общим объемом 1 а.л.

Прочие публикации по вопросам профессиональной деятельности: интервью, статьи о рок-музыке, рецензии, концертные обзоры в журнале «InRock»