Ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения (с 1992 г.)

Ведущий научный сотрудник Сектора изучения и публикации театрального наследия Вс. Мейерхольда с 2017 г. (по настоящее время). Работает в институте с 1980 г.

Заместитель директора по научной работе Государственного института искусствознания МК РФ с 2003 по 2016 г.

Сфера научных интересов — отечественная сценография и театр ХХ века.

Также:

  • Член Общей редакционной коллегии издания «Истории русского искусства» в 22 томах (с 2006 г. по настоящее время)
  • Член редакционного совета журнала «Вопросы театра. PROSCAENIUM» (с 2008 г. по настоящее время)
  • • Член редакционного совета журнала «Сцена» с 2022 г.

Награды:

  • Наградной знак «За достижения в культуре» Министерства культуры Российской федерации (2003)

В прошлом:

  • В рамках международного сотрудничества участвовала в организации работы секции сценографии Международной федерации театральных исследований (FIRT) в Москве.

Образование:

  • Театроведческий факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (1973–1979, специальность — театроведение, руководитель курса П. А. Марков.
  • Аспирантура ГИТИСа им. А. В. Луначарского (1979–1984).
  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствознания «Формирование принципов экспрессионизма в театрально-декорационном искусстве Петрограда — Ленинграда 1910–1920-х годов» (1992).

Основные публикации

Монографии

Искания художников театра. Петербург — Петроград — Ленинград 1910–1920-е годы. М.: ГИИ, 1998. — 246 с.; илл.
Художники Малого театра. ХХ век. М.: 2014. — 375 с.; илл.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

«Дыханье века моего»// Театр. 1990. № 8. С. 127 — 137.

«Дыханье века моего». Художник театра Юрий Анненков // Вопросы театра. Выпуск 13. Сборник статей и публикаций / отв. ред. В. В. Фролов. М.:ГИИ, 1993. С. 223 — 247.

Экспрессионизм в русском театрально-декорационном искусстве 1910-х годов. Сценография Ю. Анненкова // Русский авангард в кругу европейской культуры. Сб. Статей по материалам Международной конференции «Русский авангард в кругу европейской культуры» (Москва, январь 1993). М.: «Радикс», 1994. С. 211 — 223.

Виктор Коленда. Художник театра В. Ф. Комиссаржевской // Театр. № 7–8. С. 99 — 100.

Ленинградские театральные художники-экспрессионисты // Художественные процессы и направления в искусстве стран восточной Европы 20 — 30-х годов ХХ века. М.: ГИИ, 1995. С. 147 — 158.

Театральные эксперименты «Союза Молодежи» // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. /ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «ГИТИС», 1996. С. 149 — 185.

Алексей Грипич. Петроградский театр Новой драмы. 1921 — 1924. Публикация, вступительная статья и примечания Е. И. Струтинской//Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. /ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «ГИТИС», 1996. С. 79 — 110

«Штыки в землю!» («Победа над солнцем»).// Современная драматургия.1998. № 2. С. 160 — 163.

«Увидев чистую форму, я стал одиноким». Ю. П. Анненков. «Театр до конца». Републикация, вступительный текст и примечания Е. И. Струтинской // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 2. Составление и научная редакция: Владислав Иванов. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 23 — 51.

О крэговских кубах, «головинских мейерхольдах» и художнике Зандине // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 2. Составление и научная редакция: Владислав Иванов. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 328 — 337.

«Борис Годунов»: постановочный план С. Э. Радлова // Пушкин в мире искусств. М.: 2000. С7 139 — 147.

Маски в театре и живописи В. В. Дмитриева // Маска и маскарад в русской культуре XVIII–XX веков. М.: ГИИ, 2000. С. 242 — 250.

Элизиум // Большой. Журнал Большого театра. 2001. № 27. С. 3 — 8.

От Гофмана к Гоголю. Сценографические работы В. Дмитриева 20-х годов // Люди и судьбы. М.: ОГИ, 2002. С. 103 — 116.

О некоторых особенностях экспрессионистской образности в русской сценографии 1910 — 1920-х годов // Русский авангард 1910 — 1920-х годов и проблема экспрессионизма. Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко. М.: «Наука», 2003. С. 487 — 495.

Легенда о «Саломее» // Русское искусство. 2004. № 1. С. 140 — 149.

Н. Чушкин. В. В. Дмитриев. Творческий путь. (Записи бесед, выписки, наброски и др. Материалы). 1948 год. Публикация, вступительный текст и примечания Е. И. Струтинской // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 3. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2004. С. 346 — 392.

«Единственный в своем роде». Николай Калмаков // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 3. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2004. С. 426 -470.

Юрий Хржановский // Русское искусство. 2006. № 4. С. 92 — 97.

«… кто посетил сей мир в его минуты роковые» // Русский музей представляет /Юрий Хржановский. Альманах. Вып. 186. СПб.: Palace Editions, 2007. С. 19 — 28.

«К счастью есть русские». Раздел советского театра на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже 1925 года // Вопросы театра. Proscaenium. 2008. № 3–4. С. 152 — 192.

«Настроение кошмара и маскарада…» Письма Н. К. Калмакова А. Н. Чеботаревской. 1909- 1915. Публикация, вступительная статья и комментарии Е. И. Струтинской // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 4. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: «Индрик», 2009. С. 302 — 311.

Блики времени // Вопросы театра. Proscaenium. М.: 2014. № 1–2, С. 111 — 118.

«Ручаюсь за исключительный эффект». Переписка В. Г. Сахновского и Ю. П. Анненкова. 1918 — 1923. Публикация, вступительная статья и комментарии Е. И. Струтинской // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 4. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: «Индрик», 2009. С. 312 — 323.

Реформатор театра // Александр Головин. К 150-летию со дня рождения. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. С. 146 — 168.

Феномен Камерного театра // Камерный театр и его художники. Каталог-резоне из собрания Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина. М.: 2014. С. 16 — 39.

The European Premiere of the Russian Theatrical Avant-Garde // Russian Avant-Garde Theatre: War, Revolution &Design. Edited by John E. Bowlt. London. Nick Hern Books, 2014. P. 71 — 91.

Театральный дебют русского авангарда // Театр и театральность в народной культуре. М.: Государственный институт искусствознания, 2017. С. 342–358.

«Меня безумно влечет Ваш театр…» Письма художников В.Ф. Комиссаржевской и Ф.Ф. Комиссаржевскому (1906-1907). Публ., вступит. статья и коммент. // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 7. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: «Индрик», 2019. С. 11–46.

«Реалистическая химера» Алексей Дикий. Режиссерский план спектакля «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина в Малом театре и статья «Мои взгляды на театр. Публ., вступит. статья, коммент. // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 7. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: «Индрик», 2019. С. 459–486.

Русский театральный экспрессионизм // Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма. СПб.: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. 2019. С. 13–61.

Театр Василия Поленова // Василий Поленов. К 175-летию со дня рождения. М. : Государственная Третьяковская галерея, 2019. С. 213–221.

«Анненков: театр чистого метода» // Юрий Анненков. Революция за дверью. Альбом-каталог. Музей русского импрессионизма. М., 2020. С. 78–121.

«…талант громадный» // Владимир Дмитриев. Живопись и театр. Каталог выставки В.В.Дмитриева в Театре мастерская Петра Фоменко. М., 2020. С. 5–35.

Коллективные труды:

Маска и маскарад в русской культуре XVIII–XX веков. Ответственный редактор Е. И. Струтинская М.: ГИИ, 2000. — 338 с. Камерный театр и его художники. Каталог-резоне из собрания Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина. Автор идеи и куратор проекта. М.: 2014. 567 с.