Собакина
Ольга Валерьевна

Сектор теории музыки

olas2005@mail.ru

Доктор искусствоведения, с 2013 г. Старший научный сотрудник Сектора теории музыки, с 2013 г. Работает в институте с 2006 г. (в Секторе (Отделе) Искусства стран Центральной Европы — до 2013 г.)

Сфера научных интересов — современная музыка

Также:

Научный консультант по инновационной деятельности в сфере общего образования (с 2008 г.)

Награды:

  • Лауреат международного конкурса пианистов им. Клода Кана и международного фестиваля France Piano International в Париже (1995, 1996)
  • Победитель Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» по г. Москве в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» (2011)
  • Благодарность Московского института открытого образования (2009)

В прошлом:

  • Концертирующая в России и за рубежом (Польша, Франция, США, Финляндия) пианистка (1990–2010)
  • Преподаватель на кафедре фортепиано Военно-дирижерского факультета при МГК имени П. И. Чайковского (1995–2005)
  • Создатель и ведущий рубрики «Виртуальный мир польской музыки» на сайте Польского культурного центра в Москве www.ipol.ru (2004–2007)
  • Организатор творческой группы «Польская музыка в России» (2008–2010), ведущая серии концертов в Москве

Образование:

  • Фортепианный факультет ГМПИ имени Гнесиных (ныне РАМ имени Гнесиных, 1986–1991)
  • Стажировка в качестве концертного исполнителя на кафедре специального фортепиано МГК им. П. И. Чайковского (руководитель — народный артист СССР, профессор В. К. Мержанов, 1992–1995)
  • Стажировка у Доменика Мерле и Паскаля Девуайона в Париже (1996)
  • Очная аспирантура РАМ им. Гнесиных (1991–1997)
  • Защита диссертации на соискание уч. степени канд. искусствознания «Стилистика фортепианных произведений Кароля Шимановского», РАМ имени Гнесиных, 2004
  • Месячная стажировка в Институтах музыкологии Кракова и Варшавы (2005). Грант Института Адама Мицкевича
  • Защита диссертации на соискание уч. степени доктора искусствознания «Стилистические и композиционно-технологические процессы в польской фортепианной музыке ХХ века», ГИИ, 2013

Основные публикации

Монографии:

Собакина, О. В. Польская фортепианная музыка ХХ века: научное издание [Текст] / О. В. Собакина. — М.: ГИИ, 2012. — 367 с. — 22 а.л. — ISBN 978-5-98287-051-3.

Собакина, О. В. Портреты польских музыкантов: очерки по истории польской музыкальной культуры [Текст] / О. В. Собакина. — СПб.: «Алетейя», 2010. — 152 с. — 10 а.л. — ISBN 978-5-91419-266-9.

Собакина, О. В. Стилистика фортепианных произведений Кароля Шимановского: исследование [Текст] / О. В. Собакина. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. — 170 с. — 10 а.л.

Научные статьи в периодических изданиях и сборниках:

Собакина, О. В. Фортепианное творчество польских композиторов первой половины ХХ века в контексте культурно-стилевых процессов [Текст] / О. В. Собакина //Славяноведение. — 2013. — № 3. — С. 60–69. — 0,9 а.л.

Собакина, О. В. Между традицией и авангардом: фортепианное творчество Романа Палестера[Текст] / О. В. Собакина // Материалы международной научной конференции «Музыковедческий форум-2012» — ГИИ, РАМ им. Гнесиных. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. — 0,8 а.л.

Собакина, О. В. Авангардные модели композиции в польской фортепианной музыке 1960–1990-х годов (на примере творчества Богуслава Шеффера, Эвы Сыновец, Тадеуша Велецкого) [Текст] / О. В. Собакина // Научный информационно-аналитический журнал «Обсерватория культуры». — 2012. — № 6. — С. 48–54. — 0,75 а.л.

Собакина, О. В. Возвращение имен: о монографии Зофьи Хельман «Роман Палестер. Личность и творчество» [Текст] / О. В. Собакина // Научный информационно-аналитический журнал «Обсерватория культуры». — 2012. — № 6. — С. 125–127. — 0,4 а.л.

Собакина, О. В. Музыкальный унизм и музыкальная графика в польской музыке 1960–1990-х годов [Текст] / О. В. Собакина // Музыкальная академия. — 2012. — № 4. — С. 103–108. — 0,8 а.л.

Собакина, О. В. Польский минимализм (на примере фортепианного творчества Томаша Сикорского) [Текст] / О. В. Собакина // Музыкальная академия. — 2012. — № 3. — С. 141–145. — 0,8 а.л.

Собакина, О. В. Проблемы интерпретации графических партитур на примере польской музыки 1960–1990-х годов [Текст] / О. В. Собакина // Пространство культуры. Дом Бургановых. — 2012. — № 3. — С. 201–208. — 0,4 а.л.

Собакина, О. В. Фортепианное творчество польских композиторов в контексте культурно-стилевых процессов 1919–1956 годов [Текст] / О. В. Собакина // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2012. — № 4. — С. 136–152. — 0,9 а.л.

Собакина, О. В. Концепция современного фортепианного стиля: Б. Барток, К. Шимановский, В. Лютославский, Д. Лигети [Текст] / О. В. Собакина // Бела Барток сегодня. Сборник статей / Ред.-сост. М. В. Воинова, Е. И. Чигарёва. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012 (науч. тр. Мос. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, сб. 74). — С. 103–115. — 1 а.л.

Собакина, О. В. Творчество Шопена и проблема формирования национальных композиторских школ в концепциях К. Шимановского и А. В. Луначарского [Текст] / О. В. Собакина // Отзвуки Шопена в русской культуре. Материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Ф. Шопена; 2010 г. — РАН, Институт славяноведения. — М.: «Индрик», 2012. — С. 72–82. — 0,9 а.л.

Sobakina, О. Faktura fortepianowa w utwоrach Karola Szymanowskiego — zagadnienia ewolucji [Текст] / О. В. Собакина // Materiały XXIII Sesji Naukowej, VIII Sympozjum Naukowego, III Konferencji Naukowej. — Akademia Muzyczna im. Karola Liрińskiego we Wrocławiu, Zeszyt Naukowy N 70. — Wrocław, 1997. — S. 207–225. — 1 а.л.

Собакина, О. В. Сонористика в польскойфортепианной музыке 1960–1980-х годов. Композиции Юлиуша Лучюка, Томаша Сикорскогои Павла Шиманьского [Текст] / О. В. Собакина // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. — М.: Государственный институт искусствознания, 2012. — Вып. 5. — С. 138–147. — 0,8 а.л.

Собакина, О. В. Сонористика и алеаторика впольской фортепианной музыке. Алеаторические композиции Богуслава Шеффера. Значение творчества Казимежа Сероцкого [Текст] / О. В. Собакина // NOTA BENE: Культуры и искусства. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. — 2012. — № 01. — С. 228–257. — 1 а.л. (http://e-notabene.ru/ca/article_80.html).

Собакина, О. В. Фортепианное творчество Анджея Пануфника: между интеллектом и эмоцией [Текст] / О. В. Собакина // Процессы музыкального творчества. Выпуск двенадцатый: Сборник трудов РАМ им. Гнесиных / Ред.-сост. Е. В. Вязкова. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. — Вып. 185. — С. 85–101. — 0,9 а.л.

Собакина, О. В. Фортепианные поэмы Кароля Шимановского [Текст] / О. В. Собакина // Звучащая жизнь музыкальной классики ХХ века. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Кафедра истории и теории исполнительского искусства / Ред.-сост. А. М. Меркулов. Сборник 58. — М.: 2006. — С. 76–94. — 1,1 а.л.