РУССКИЙ    |    ENGLISH
Иванов Владислав Васильевич

Доктор искусствоведения, с 2000 г. Заведующие Сектором театра ФГНИУ Государственного института искусствознания МК РФ, с 1995 г. Работает в институте с 1977 г. в Секторе (Отделе) театра.

Сфера научных интересов — отечественный театр ХХ века. Редактор-составитель альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века (Вып. 1–5), «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. М.: Индрик, 2011.

Также:

Награды:

В прошлом:

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Русские сезоны театра «Габима». М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — 317 с.; илл.

ГОСЕТ: политика и искусство. 1919–1928. М.: РАТИ/ ГИТИС, 2007. — 464 с., илл.

Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2011. — Т. 1. — 519 с.; ил.; Т. 2. — 686 с.; ил.

Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов, ред. М.В. Львова, М.В. Хализева. М.: Театралис, 2016. – 703 с.; илл.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Театральные мистерии Яана Томинга // Литературное обозрение. 1979. № 11. С. 86–91.

«Из лирики — в трагедию». Александр Блок и театр 20-х годов // Литературное обозрение. 1980. № 10. С. 86–91.

Люди и идеи в драмах Шиллера // Театр. 1980. № 2. С. 35–42.

Век жизни, мгновения судеб [Режиссер Темур Чхеидзе] // Литературное обозрение. 1980. № 9. С. 88–93.

«Отелло» на перекрестке эпох [Спектакль А.В. Эфроса] // Театральная правда: Сб. статей, посвященных 80-летию со дня рождения П.А. Маркова /Сост. Э. Гугушвили, Б. Любимов. Тбилиси: Театральное общество Грузии, 1981. С. 355–362.

«Древо жизни» Эймунтаса Някрошюса // Литературное обозрение. 1986. № 11. С. 89–94.

«Отелло» Темура Чхеидзе // Вопросы театра. 1987. № 11. С. 142–155.

Тайна целого [Театр Л. Петрушевской] // Театральная жизнь. 1987. № 8. С. 20–21.

Горьковский спектакль: традиция и канон / Классика и современность: сб. статей / под ред. А. М. Смелянского. М.: Наука, 1987. С. 224–266.

МХАТ Второй в работе над «Гамлетом». Гамлет-Михаил Чехов // Шекспировские чтения’85. М.: Наука, 1987. С. 216–243.

«Настроение Индиго». Тема и импровизации. [Режиссура Анатолия Васильева] // Современная драматургия, 1987. № 4. С. 248–258. (В соавторстве с М. Ивановой)

Заметки об «Эрике XIV». Евг.Вахтангов // Театральная жизнь. М., 1988. № 22. С. 20–22.

Заметки об «Эрике XIV». Михаил Чехов // Театральная жизнь. М., 1988. № 23. С. 23–24.

«Дядя Ваня»: конец и начало [Спектакль Э. Някрошюса] // Творчество. 1988. № 4. С. 27–29. (В соавторстве с М. Ивановой)

Полночное солнце. «Федра» Александра Таирова в отечественной культуре // Новый мир. 1989. № 3. С. 233–244.

«Милый лектор», он же «современный маркиз де Сад». Николай Евреинов. Театр и эшафот. К вопросу о происхождении театра как публичного института. Публ., вступит. статья и примеч. В.В. // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века / ред.-сост. В. В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. С. 14–44.

Бунт маргинала. Аналитический театр Бориса Фердинандова // Там же. С. 211–241.

Европейские гастроли на фоне «вопроса о дальнейшем существовании» ГОСЕТа // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып.2 / ред.-сост. В. В. Иванов. М.: УРСС, 2000. С. 392–479.

Театральные тетради С. М. Эйзенштейна («Заметки касательно театра» и другие записи). Публ., вступит. статья и примеч. М. К. Ивановой и В. В. Иванова// Там же. С. 190–279.

От реатеатрализации театра к театральной антропологии // Театр ХХ века: закономерности развития / под ред. А. В. Бартошевича. М.: ГИТИС, 2003. С. 125–144.

С. Ан-ский. «Меж двух миров (Дибук)». Цензурный вариант. Публ., вступит. текст и глоссария В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Аритист. Режиссер. Театр, 2004. С. 9–63; 517–518.

С. М. Эйзенштейн. «Интернациональный театр». Публ., вступит. текст. и примеч. В. В. Иванова // Там же. С. 200–208; 537–539.

Сны о России, или Жизнь игрока. Никита Балиев [Воспоминания]. Публ., вступит. текст и примеч. В. В. Иванова // Там же. С.214–238; 542–545.

Подводя итоги. Письмо Никиты Балиева Юрию Ракитину [14 марта 1933 года]. Публ., вступит. текст и примеч. В. В. Иванов // Там же. С. 239–243; 545–551.

Когда весь мир — чужбина. Письма Рудольфа Унгерна Юрию Ракитину. 1926–1938. Публ., вступит. текст и примеч. В. В. Иванова // Там же. С. 278–302; 567–576.

Из двух углов. Переписка Николая Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными. 1928–1938. Публ., вступит. текст и примеч. В. В. Иванова // Там же. С. 243–278; 552–567.

«Бегу к стенке, с которой стреляют» Письма Вячеслава Хомицкого Николаю Евреинову. 1942–1943. Публ., вступит. текст и примеч. В. В. Иванова // Там же. С. 330–345, 590–593.

Габима // Большая Российская энциклопедия. Т. 6. М.: Энциклопедия, 2006. С. 214–215.

Грановский Алексей Михайлович // Большая Российская энциклопедия. Т.7. М.: Энциклопедия, 2007. С. 629.

«Дон Карлос» в России 1919 года (Театральный комментарий к «Крушению гуманизма» А. Блока) // Гетевские чтения. 2004–2006 / Под ред. Г. В. Якушевой. М.: Наука, 2007. С. 74–94

Зускин Вениамин Львович // Большая Российская энциклопедия. Т.10. М.: Энциклопедия, 2008. С. 592–593.

Московский еврейский театр // Большая Российская энциклопедия. Т.10. М.: Энциклопедия, 2008. С. 290.

Русский Протей. Письма Б. С. Глаголина А. С. Суворину (1900–1911) и Вс. Э. Мейерхольду (1909–1928). Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 10–179.

Неизвестный театральный манифест. Сахновский В. Г. Театральное скитальчество. Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Иванова // Там же. C. 180–277.

Горестный эпистолярий. Письма Ф. Ф. Комиссаржевского В. Г. Сахновскому, О. Д. Каменевой, А. В. Луначарскому и др. 1915–1919. Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Иванова // Там же. С. 324–351.

«Мне было завидно, что люди могут смеяться» Письма С. М. Михоэлса и С. Э. Радлова (1929–1934). Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Иванова // Там же. С. 506–532.

Михоэлс Соломон Михайлович // Большая Российская энциклопедия. Т.20. М.: Энциклопедия, 2012. С. 507.

Boris Glagolin and the cinema // Studies in Russian and Soviet Cinema. Bristol, 2013. Vol.7. N 3. P. 265–293. (Соавтор Анна Ковалова)

В. Г. Сахновский в Художественном театре (1926–1945): Театральный роман в письмах и дневниках. Приложение: Дело № 3458 / Публ., вступ. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 495–681.

Парад искусств и границы театра: Г. Б. Якулов. Лекция. (1926) / Публ., вступ. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 241–271.

«…Огненное колесо душевной муки»: Сизова М. И. Памяти Соломона Михайловича Михоэлса / Публ., вступ. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 821–832.

Об обновлении документальной базы русского театра ХХ века // Вестник РГНФ. 2014. № 3 (76). С. 168–175.

Михоэлс С.М. // Уильям Шекспир. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. И.О. Шайтанова. М.: Просвещение, 2015. С. 599–601

Остужев А.А. // Уильям Шекспир. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. И.О. Шайтанова. М.: Просвещение, 2015. С. 604–605

Радлов С.Э. // Уильям Шекспир. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. И.О. Шайтанова. М.: Просвещение, 2015. С. 606–607

Чехов М.А. // Уильям Шекспир. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. И.О. Шайтанова. М.: Просвещение, 2015. С. 614–615.

Последний сезон Вахтангова // «Золотой сезон» советского театра. 1921/1922 / Сост. Е.В. Соколова. СПб.: Изд. «Левша. Санкт-Петербург», РИИИ, 2016. С. 6–19.

Материалы конференций:

Michael Chekhov and Russian Existentialism // Wandering Stars: Russian emigre Theatre,1905–1940/ Ed. by Laurence Senelick. University of Iowa Press,1992. P. 140–157.

Утопия библейского театра. Станиславский — режиссер «Габимы» // Искусство и религия. Материалы научной конференции, состоявшейся в Государственном институте искусствознания 19–21 мая 1997 года. М.: ГИТИС, 1998. С.74–85.

Эйзенштейн и Мейерхольд // Мейерхольд, режиссура в перспективе века. Материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж, 6—12 ноября 2000 г./ Редакторы-составители Beatrice Picon-Vallin, Вадим Щербаков. М.: ОГИ, 2001. С. 307–315.

Ритмометрический театр Бориса Фердинандова// Искусство движения. История и современность. Материалы научно-практической конференции. М.: ГЦТМ, 2002. С. 65–76.

«Самое Главное» в постановке Шарля Дюллена в контексте биографии Николая Евреинова // От текста — к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX–XX веков. М.: ОГИ, 2005. С. 69–78.

An-sky, Evgeny Vakhtangov, and The Dybbuk // The worlds of S. An-sky. A Russian Jewish Intellectual at the Turn of the Century / Ed. by Gabriella Safran and Steven J. Zipperstein. California, Stanford. Stanford University Press, 2006. P. 252–265, 480–481.

Первые московские спектакли ГОСЕТа и театральная критика. Марков П. «Бог мести»: (Еврейский камерный театр)/ Публ. В. В. Иванова // Национальный театр в контексте многонациональной культуры. Четвертые Михоэлсовский чтения. М.: Фаир-Пресс, 2006. С. 14–32.

Переписка Юрий Ракитина и Николая Евреинова как биографический источник // Юрий Львович Ракитин. Жизнь, творчество, воспоминания: Сборник докладов международной встречи. Белград — Нови Сад, 17—20 апреля 2003 г. Нови Сад — Београд, 2007. С. 113–122.

Некоторые проблемы функционирования русского театра в диаспоре // Художественная культура русского зарубежья. 1917–1939. М.: Индрик, 2008. С. 284–290.

Ekstatyczny teatr Jewgienija Wachtangowa // Jewgienij Wachtangow — co zostaje po artyscie teatru? Wroclaw, 2008. S. 247–293.

Evgenueni Vakhtangov et Mikhaїl Tchekhov. Le jeu aux limites ou l’épreuve de la transcendendance au théâtre // Mikhaїl Tchekhov / Michael Chekhov. De Moscow à Hollywood. Du theater au cinéma / Sous la direction de Marie-Christine Autant-Mathieu. L’Entetemps édition 2009. P. 101–115.

К вопросу об историко-теоретических рамках понятия «творческое наследие». К выходу в свет издания «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства» // История театра в архивных и книжных собраниях: материалы девятых научных чтений «Театральная книга между прошлым и будущим», Москва, 24—25 ноября 2010 г. / Рос. гос. б-ка искусств; [сост. А. А. Колганова]. — Москва: Три квадрата, 2011. С. 142–149.

О пользе документа в театроведении // Документирование театрального наследия: к 90-летию Российской государственной библиотеки искусств: Международная научная конференция: доклады, сообщения, публикации / сост. А. А. Колганова. — М.: Новое издательство, 2013. С. 16–25.

Коллективные труды:

Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып.1 / ред-сост. В. В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. — 287 с.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 / ред.-сост. В. В. Иванов. М.: УРСС, 2000. — 494 с.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. — 640 с.

Sergej Michailovič Ejzenštein. Quaderni teatrali e piani di regia (1919–1925) / a cura di Ornella Calverese e Vladislav Ivanov. Rubbettino, 2004. — 359 p.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. — 888 c.

Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. — 876 с.; илл.

Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 6. — 902 с.; илл.