РУССКИЙ    |    ENGLISH
Гудкова Виолетта Владимировна
Гудкова Виолетта Владимировна

Доктор искусствоведения с 2007 г. Ведущий научный сотрудник Сектора театра Отдела исполнительских искусств. С 2000 г. по настоящее время. С 1995 по 2000 г. — сотрудник Отдела изучения и публикации наследия Вс. Э. Мейерхольда ГИИ. Член Диссертационного ученого совета ГИИ. С 2007 г. по настоящее время

Сфера научных интересов: история и теория драматургии и режиссуры, история театра, литературоведение.

Также:

В рамках международного сотрудничества участвовала в совместных проектах с Франко-российским центром гуманитарных и общественных наук в Москве, Национальным центром научных исследований Франции (ARIAS); выпуске тематического номера журнала «Revue des Etudes slaves» (Paris), UFR d’Études Slaves de l’Université de Paris-Sorbonne; Centre de recherches sur les littératures et civilisations de l’Europe centrale, orientale et balkanique; Кельнским Институтом славистики, Рурским университетом г. Бохума, Британской ассоциацией славистов, Всеканадской ассоциацией славистов и пр.

Сотрудничаю с теоретическим семинаром Театральной лаборатории кафедры Истории и теории культуры РГГУ «Театр в пространстве культуры».

Участвую в теле- и радиопередачах в связи с театральными премьерами по произведениям М. А. Булгакова, Ю. Олеши, Вс. Мейерхольда либо передачах канала «Культура», связанных с разговором о творчестве этих художников. Консультировала документальный фильм о М. Зощенко и Ю. Олеше. Реж. — лауреат Приза Британской Академии Кино и Телевидения Евг. Цимбал. Фильм вышел в 2009; Консультировала документальный фильм: «Юрий Олеша. По кличке „писатель“». Реж. Р. Либеров. Фильм вышел в 2010 г.

Награждалась почетными грамотами и благодарностями Министерства культуры РСФСР и РФ — за работу в жюри на театральных фестивалях разных лет в связи с юбилеями, и Института — в связи с выходом книг.

Участник Международных булгаковских чтений и конференций (с 1982 по 2004 гг. — Киев, Москва, Санкт-Петербург, Ноттинген, Париж, Рим, Будапешт), Международной конференции «Мейерхольд в меняющемся мире» (Париж, 2000), Всеканадского конгресса социальных и гуманитарных наук (Квебек, 2001, Торонто, 2006); серии русско-французских коллоквиумов (Москва, СПб, Париж), Международного конгресса «Булгаков в меняющемся мире» (Краков, 2010); многолетнего Международного немецко-русского проекта «Язык вещей» (2010 — 2013, Бохумский ун-тет — ИМЛИ РАН РФ), Международного Конгресса гуманитарных наук (Кембридж, Великобритания, 2013) и др.

Вела семинары в Сорбонне, читала лекции в парижской Эколь Нормаль, университетах Рима, Милана, Витербо, Турина (Италия), Торонто и Ватерлоо (Канада); в Москве читала лекции во ВГИКе, РАТИ, Литературном институте, РГГУ.

В 2008—2012 гг. была членом редакционной коллегии научного журнала «Germano-Slavica» University of Waterloo. 200 University Ave. West Waterloo, Ontario, Canada.

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Время и театр Михаила Булгакова. М.: Сов. Россия. 1988. — 128 с.

Ю. Олеша и Вс. Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». М.: НЛО,. 2002. — 604 с.

Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х — начала 1930-х годов. М.: НЛО, 2008. — 453 с.

Составитель, автор вступительных статей и комментариев книг:

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Сер.: Русская литература — XX век. М.: Панорама. 1995.

Юрий Олеша. Книга прощания. М.: Вагриус. 1999. 476 с.). Франц. пер. книги: «Le Livre des adieux» (Anatolia. Editions du Rocher. 2006).

Ю. Олеша. Собр. соч.: В 2 т. М.: Вагриус. 1999.

«Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. 1926–1940. М.: Эксмо. 2005. — 251 с.

Забытые пьесы. 1920-е — начало 1930-х гг. Сост, текстологич. подготовка, вступит. ст. , коммент. М.: НЛО, 2013. — 984 с.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

«Новый зритель» как проблема. Изучение публики 1920-х годов в докладах на Театральной секции ГАХН (1925–1928) / Публ., вступ. статья и коммент. В. В. Гудковой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 6. С. 743–812.

Рисунок в писательских черновиках (на материале творческих архивов М. Булгакова и Ю. Олеши) // Авангард и остальное. Сб. статей к 75-летию А. Е. Парниса / Ред.: Х. Баран, А. Лавров и др. М.: Три квадрата, 2013. С. 590–601.

Вслед Островскому. Ранняя отечественная драматургия: там, где русское встречалось с советским // Toronto Slavic Quarterly. Departament of Slavic Languages and Literatures. University of Toronto. 2012. № 41. С. 35–53.

Александр Завалишин и его пьеса «Партбилет» // Современная драматургия. 2012. № 1. С. 212–235.

Марш дилетантов. Обзор новых книг о Михаиле Булгакове // Новое литературное обозрение. 2010. № 104. С. 333 — 342.

«That Through Draft Gave Lots of People a Chill…» // Russian Studies in Literature: «American Neurosis» in Russian Culture. Summer 2010. NY. Vol. 46. № 3. P. 11–51.

Новая драма нового общества: российская драматургия 1920-х годов // Опыты изучения драмы. Ижевск. 2010. С. 192–212.

Концепция героя в российской послеоктябрьской драматургии (1920-е — начало 1930-х гг.). Сайт ИМЛИ РАН: www.imli.ru. Электронный журнал «Новые российские гуманитарные исследования». Январь 2010.

Актуализация гоголевских мотивов в советском театре 1920-х годов // Toronto Slavic Quaterly. Departament of Slavic Languages and Literatures. University of Toronto. 2009. № 30. Ноябрь.

«Мы» и «они»: антиамериканские мотивы в советской драматургии (1946 — 1954 гг.) // Мир и война: Очерки из истории русской советской драматургии. 1946–1980. М.: URSS, 2009. С. 169–194.

М. А. Булгаков // Русские писатели. Современная энциклопедия. М.: Мир энциклопедий, 2009. С. 248–259.

«Многих этим воздухом и просквозило…» Антиамериканские мотивы в советской драматургии (1946–1954) // Новое литературное обозрение. 2009. № 95. С. 187- 216.

Ю. К. Олеша // Антология русской детской литературы в 6 т. М.: Мир энциклопедий. 2008. С. 5–7.

Автор, лирический герой, адресат. Михаил Булгаков и Юрий Олеша // Revue des Etudes slaves. Paris. 2008. № 3. P. 389–403.

Когда отшумели споры: булгаковедение последнего десятилетия // Новое литературное обозрение. 2008. № 3 (91). С. 363–378.

Детский театр страны Советов: от буржуазного удовольствия к пролетарской пользе // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. 2008. № 2 (58). С. 166–178.

Итальянские поездки советских драматургов: Концепт истории в дневниках и художественных произведениях А. Афиногенова, Вс. Вишневского, Н. Эрдмана // Toronto Slavic Quaterly. 2007. № 21. Сентябрь.

К истории рецепции советской драматургии в Париже в 1920 -1930-е годы. («Ржавчина» В. Киршона и А. Успенского на сцене театра Авеню) // От текста — к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX–XX веков. М.: ОГИ, 2005. С. 149–177.

Театр и мнения Евгения Гришковца // Pro scenium. Вопросы театра. 2005. С. 58–75.

Ранняя пьеса Юрия Олеши: «Игра в плаху» // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3. М.: Индрик, 2004. С. 64–86.

Как официоз «работал» с писателем: эволюция самоописаний Юрия Олеши // Новое литературное обозрение. 2004. № 68. С. 128–148.

Георгий Рублев: версия дилетанта // Новое литературное обозрение. 2003. № 63. С. 355 — 360.

Опыт театральной археологии. Метод и практика исследования. («Список благодеяний» Ю. Олеши и Вс. Мейерхольда) // Театр в книжных памятниках. М., 2002. С. 93–113.

«L Appartement de Zoika» au Vieux-Colombier // Les Voyages du Theatre Russie France. Universite Franqois-Rabelias — Tours. 2001. № 10. Janvier 2002. P. 181–194.

Старинные маски в послереволюционном балагане (на материале произведений М. А. Булгакова) // Маска и маскарад. М.: ГИИ, 2000. С. 225–233.

Писательские дневники в России: К проблеме автоцензуры // Языки рукописей. СПб, 2000. С. 272–287.

Инвентаризация опытов. Обзор мейерхольдоведческих работ // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 360 — 379.

В борьбе с самим собою: «Список благодеяний» Юрия Олеши // Rossica Romana. Pisa — Roma. 1999. Volume v. P. 165–187.

«Мечта о голосе». К истории текста пьесы Ю. Олеши «Список благодеяний» // Новое литературное обозрение. 1999. № 38. С. 143–165.

«Голос флейты». О раннем варианте пьесы Ю. Олеши «Список благодеяний» // Мейерхольдовский сборник, выпуск второй: «Мейерхольд и другие». Документы и материалы. Ред.-сост. О. М. Фельдман. М, 2002. С. 665–672; 708–710.

Послеюбилейное. Обзор работ, посвященных творчеству М. А. Булгакова // Rossica Romano. Roma. 1998. Volume 1V. P. 269–282.

Павел Сергеевич Попов. Личность и судьба // Искусствознаниe. М., 1998. № 1. С. 329–341.

Художественный мир Михаила Булгакова // М. А. Булгаков. Избранная проза. М.: Панорама, 1995. С. 5–20.

From Salon to Samisdat // Bulgakow The Novelist — Playwright. By Harwood Academic Publishers GmbH. 1995. P. 15–28.

Непрямой взгляд. Размышления над минувшим театральным сезоном // Дружба народов. 1994. № 4. С. 181–189.

Апология субъективности: о лирическом герое произведений М. А. Булгакова // Revue des etudes slaves. Paris, 1993. LXV/2. P. 349–360.

Истоки. Критические дискуссии по поводу творчества М. А. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 3–11.

Михаил Булгаков: расширение круга: Проблема «Восток — Запад» в творчестве писателя. К 100-летию со дня рождения // Дружба народов. 1991. № 5. С. 262–270.

«Зойкина квартира» и «Бег» М. А. Булгакова // Михаил Булгаков. Пьесы 1920-х годов. Театральное наследие. Л.: Искусство. 1989. С. 536–566.

О письмах М. А. Булгакова // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худ. лит. 1990. Т. 5. С. 670–679.

Повести Михаила Булгакова // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худ. лит. 1989. Т. 2. С. 663–703.

Пьесы Михаила Булгакова («Зойкина квартира» и «Бег») // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худ. лит., 1990. Т. 3. С. 620–630, 640–651.

«Зойкина квартира» М. Булгакова // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР. 1988. С. 96–124.

Интеллигенция в зеркале сцены // Литературное обозрение. 1988. № 4. С. 84–90.

Судьба пьесы «Бег» // Проблемы театрального наследия М. А. Булгакова. Л.: ЛГИТМиК. 1987. С. 39–60.

«Темное место»: полемические размышления // Театр. 1986. № 9. С. 97–110.

Материалы конференций:

Les salons litteraires et theatraux a Moscou dans les annees vingt // Creer, ensemble. Paris. Edicions L’ Entrэtemps. 2013. P. 225–239. [Сборник статей по материалам Международной научной конференции «Художественные сообщества в XX веке». Организаторы: Институт мировой литературы РАН, Лаборатория зрелищных искусств Национального центра научных исследований Франции (ARIAS). Москва. ИМЛИ, 2010, 6 октября.]

Непутешествие как литературный факт. Образы Франции в произведениях советских писателей 1920–1930-х гг. // XV111-е Лотмановские чтения. Россия и Франция XVIII—XX вв. М.: ИВГИ, 2013. С. 308–332. [Сборник докладов по материалам XVIII-х Лотмановских чтений: «Россия и Франция: компаративные исследования» (Москва, Институт Высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского (РГГУ) совместно с Университетом Париж — IV Сорбонна. 2010, 16—17 декабря]

Le non-voyage comme fait litteraire: images de la France dans les oeuvres des eсrivains russes en 1920–1930 // Colloque International Lotman XVIII. Moscou; RGGU. 16–18 decembre 2010. Les Resumes. Moskou. 2010. P. 44–45.

Актуализация гоголевских мотивов в советском театре 1920-х годов // Nel mondo di Gogol (В мире Гоголя). Lithos. Roma. Sapienca. 2012. С. 88–107, 405–406. [Сборник научных статей, написанных по докладам на Международной конференции «В мире Гоголя» (Рим, сентябрь 2009.)]

Театроведение 1920-х годов: поиск метода // История театра в архивных и книжных собраниях. Девятые научные чтения: Театральная книга между прошлым и будущим. Доклады, сообщения. М.: Три квадрата, 2011. С. 123–133.

Семантика театрального представления: театральная теория в ГАХН // Искусство как язык — языки искусства: Русская эстетика и теория искусства 1920-х гг. в контексте европейских дискуссий. Материалы Международной конференции Исследовательского Центра «Русская философия и интеллектуальная история» Института философии Рурского университета Бохума. 2010. С. 54–62.

Театр как искусство в философской и театроведческой рефлексии (на материале теоретических разработок Театральной секции ГАХН) // «Язык вещей». ГАХН как фокус русско-немецкой дискуссии об основаниях наук о культуре в первой трети XX века. М.: Институт философии РАН. Тезисы участников научного семинара. Bochum-Москва. 2010. С. 9.

Рисунок и рукопись в творческих рукописях М. Булгакова и Ю. Олеши // Рисунок в литературных рукописях: вызов генетической критике? Памяти Сержа Серада. Материалы французско-русского коллоквиума. ITEM — ИМЛИ — CNRS/Академия Наук РФ. (Париж, 20 — 22 ноября 2002). Paris. 2002.

Тема детства в российской послеоктябрьской драматургии (1922–1932) // В измерении детства: Статьи о детской литературе. Сборник статей по материалам Международного научного семинара. Пермь, 2008. С. 57–75.

Болезнь и больные / здоровье и cпортивность в сюжетике советских пьес 1920-х — начала 1930-х годов // Театральная пьеса. Создание и бытование. Театральная книга между прошлым и будущим. Седьмые Международные научные чтения. М.: НЛО, 2008. С. 144–152.

Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» // Мейерхольд. Режиссура в перспективе века. Материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж. 6—12 ноября 2000 г. М. ОГИ. 2001. С. 181–194.