РУССКИЙ    |    ENGLISH
Купцова Ольга Николаевна
Купцова Ольга Николаевна

Кандидат филологических наук с 1986 г. Старший научный сотрудник сектора театра (с января 2007 г. по настоящее время по совместительству).

Также:

Награды:

Благодарность министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие кинематографического искусства, многолетнюю плодотворную работу (2010).

В прошлом:

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Из истории становления советской театральной критики (1917—1926 гг.). Саратов: изд. Саратовского университета, 1984. — 3,5 а.л.

Очерки русской театральной культуры. Из лекций, прочитанных на факультете дополнительного профессионального образования. М.: изд-во ВГИК им. С. А. Герасимова, 2003. — 6 а.л.

Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М.: ОГИ, 2003. (2-е изд.: исправл.; М.: ОГИ, 2008). В соавторстве с Е. Е. Дмитриевой. Всего — 30 а.л., из них написаны О. Н. Купцовой — 15 а.л.)

Статьи:

… всегда помнил Вас и всё, о чём мы с вами говорили… (Письма К. Н. Державина — В. Э. Мейерхольду) // Мейерхольд и другие. Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. М., 2000. C. 567–611.

Le theatre, а Moscou: voie sans issue ou periode de transition (Московский театр: тупик или время перемен) // Revue russe. 2000. № 18. P., P. 35–43.

Meyerhold et la France, lettres des annees 1920–1930. (Мейерхольд и Франция, из переписки 1920–1930-х гг.) // Les voyages du theatre. Russie — France. Cahiers d’histoire culturelle. Universitй du Tours. 2001, № 10. P. 101–118. (Переизд.: Les voyages du thйвtre. Russie — France. Cahiers d’histoire culturelle. Rййdition complйtйe, Tours, Universite Francois Rabelais, 2009. P. 123–145).

Из переписки (1926–1933) В. Э. Мейерхольда. Публ. и коммент. О. Н. Купцовой // Диалог писателей. Из истории русско-французских литературных связей XX века. 1920–1970. М., 2002. С. 111–174.

Мейерхольд и Франция. Публ., вступит. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. М., 2009. С. 741–818.

Джаз-банд и «левый театр». Письма В. Я. Парнаха Вс. Э. Мейерхольду (1922–1930). Публ., вступит. статья и коммент. // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. М., 2009. С. 819–841.

Случай с «Дядькой…» // Гоголь: материалы и исследования. Вып. 2. М., 2009. С. 173–193.

«Мы собрались сюда, чтоб вместе душевный праздник проводить…» (эволюция праздничных форм и русский усадебный театр конца XVIII — первой трети XIX вв.) // Любительство: XVIII—XXI вв. От просвещенных дилетантов до рок-музыкантов: Сб. статей памяти М. Юнисова. М., 2010. С. 93–108.

Роли Геннадия Несчастливцева: Шекспир, Шиллер, Сервантес // Памяти Анны Ивановны Журавлевой: Сб. статей. М., 2011. С. 444–464.

Театральный генезис и проблема сценичности «Театрального разъезда…» Н. В. Гоголя // Гоголь: материалы и исследования. Вып. 3. М., 2012. С. 195–208.

Мейерхольд и пресса Русского Зарубежья (1927–1930) / Вступ. статья, републ. и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 955–1122.

«Мои танцы — эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Вс. Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея» / Публ., вступ. статья и коммент. О. Н. Купцовой // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 6. С. 534–554.

Материалы конференций:

La gestuelle thйвtrale en Russie au XVIII et au dйbut du XIX siиcle (Жест в русском театре конца XVIII — начала XIX в.) // Philologiques. IV. Transfиres culturels triangulaires France-Allemagne-Russie. Paris, Editions de la maison des sciences de lhomme, 1996. P. 153–166.

Naissance du fйminin et du masculin dans le thйвtre russe, а la fin du XVIII siиcle (Дифференциация «мужского» и «женского» в русском театре конца XVIII в.) // Genиse textuelle, identitйs sexuelles. Paris, 1997. P. 111–122.

Мейерхольд и Евреинов // Мейерхольд, режиссура в перспективе века. Материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж. 6—12 ноября 2000. Вып. первый. М., 2001. С. 120–134.

Ревизор: явление последнее (о театральной истории немой сцены) // Третьи Гоголевские чтения. Н. В. Гоголь и театр. М., 2004. С. 182–192.

Русские версалии в Париже (Любовь — книга золотая в театре Вье-Коломбье) // От текста — к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX -XX вв. М., 2006. С. 48–68.

Le drame contemporaine empiиte-t-il sur le territoire de la prose? («Современная драма выходит на территорию прозы»?) // Le premier quinquennat de la prose russe du XXI siиcle. P., 2006. P. 383–392.

«Экзажерация чувств» (особенности эмоциональных реакций русской театральной публики 1830–1840-х гг.) // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 131–143.

Книги с пометами из личной библиотеки А. Н. Островского — историко-театральный источник для изучения творчества драматурга // История театра в архивных и книжных собраниях: доклады девятых Международных научных чтений «Театральная книга между прошлым и будущим». М., 2011. С. 23–36.

Русский усадебный театр последней трети XVIII века: феномен «столичности» в провинциальной культуре // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века. М., 2012. C. 578–597.

Theaterspiele in Garten und Parkanlagen russischer Landsitze um 1800: Versuch einer Typologie // Die Gartenkunst. (Gartenkultur in Russland. Beitrдge des Symposiums am Zentrum fьr Gartenkunst und Landschaftsarchitektur (CGL) der Leibniz Universitдt Hannover. 9–11 Mai 2012.) / Herausgegeben von A. Ananieva, G. Grцnig, A. Veselova. Worms am Rhein. 2013. № 1. P. 173–180. (Театральные затеи в садово-парковом пространстве русской усадьбы конца XVIII — начала XIX в.: к проблеме типологии)

Коллективные труды:

История драматического театра // История русского искусства: В 22 т. Т. 15. 1833–1861. М.: Северный паломник. — 6,5 п.л. (в печати).