Купцова
Ольга Николаевна

Сектор театра
Купцова Ольга Николаевна

Старший научный сотрудник Сектора (Отдела) театра с января 2007 г. по настоящее время по совместительству. Кандидат филологических наук (1986). 

Также:

  • Доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1999 г. на условиях трудового договора, с 1 сентября 2011 г. по настоящее время штатный сотрудник).
  • Профессор факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (с 1.09.2016 по настоящее время по совместительству).

Награды:

  • Благодарность министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие кинематографического искусства, многолетнюю плодотворную работу (2010).

В прошлом:

  • Заведующая научно-просветительным отделом Государственного музея-заповедника А. Н. Островского Щелыково (1978–1980).
  • Научный редактор редакционного отдела (Государственный Театральный музей имени А. Бахрушина), Москва (1984–1987).
  • Старший научный сотрудник Отдела изучения и публикации творческого наследия Вс. Э. Мейерхольда, Государственный институт искусствознания, Москва (с марта 1997 по март 2000 г.)
  • Доцент Школы телевидения Останкино и Московского института телевидения и радиовещания (с ноября 2003 по июль 2008 г.), Института журналистики и литературного творчества (с сентября 2002 по март 2006 г.).
  • Доцент Всероссийского института кинематографии имени С.А. Герасимова, Москва (кафедра эстетики, истории и теории культуры) (с 1989 г. по 2018 г.).
Образование:

  • Факультет журналистики (МГУ им. М. В. Ломоносова), специальность — литературный работник газеты, специализация — литературно-художественный критик (1978).
  • Аспирантура МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики, кафедра литературно-художественной критики и публицистики (Москва) (1980–1983).
  • Защита кандидатской диссертации по теме: Критические дискуссии о путях становления советского театра (1917–1927) (МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики, кафедра литературно-художественной критики и публицистики) (1986).
  • Доцент кафедры эстетики, теории и истории культуры ВГИК им. С. А. Герасимова (1997).
  • Стажировка на кафедре театроведения историко-филологического факультета РГГУ (1999).
  • Стажировка при Доме наук о человеке (Maison des sciences de l’homme) (Франция, Париж) (январь—февраль 2003).
  • Стажировка при Доме наук о человеке (Maison des sciences de l’homme) (Франция, Париж) (январь—февраль, июнь 2009).

Основные публикации

Монографии:

Из истории становления советской театральной критики (1917–1926 гг.). Саратов: изд. Саратовского университета, 1984. — 3,5 а.л.

Очерки русской театральной культуры. Из лекций, прочитанных на факультете дополнительного профессионального образования. М.: изд-во ВГИК им. С.А. Герасимова, 2003. — 6 а.л.

Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М.: ОГИ, 2003. (2-е изд.: исправл.; М.: ОГИ, 2008). В соавторстве с Е.Е. Дмитриевой. Всего — 30 а.л., из них написаны О. Н. Купцовой — 15 а.л.)

Статьи:

… всегда помнил Вас и всё, о чём мы с вами говорили… (Письма К. Н. Державина — В. Э. Мейерхольду) // Мейерхольд и другие. Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. М., 2000. C. 567–611.

Le théâtre à Moscou: voie sans issue ou période de transition (Московский театр: тупик или время перемен) // Revue russe. 2000. № 18. P., P. 35–43.

Meyerhold et la France, lettres des années 1920–1930. (Мейерхольд и Франция, из переписки 1920–1930-х гг.) // Les voyages du théâtre. Russie — France. Cahiers d’histoire culturelle. Université du Tours. 2001, № 10. P. 101–118. (Переизд.: Les voyages du théâtre. Russie — France. Cahiers d’histoire culturelle. Réédition complétée, Tours, Université François Rabelais, 2009. P. 123–145).

Из переписки (1926–1933) В.Э. Мейерхольда. Публ. и коммент. О.Н. Купцовой // Диалог писателей. Из истории русско-французских литературных связей XX века. 1920–1970. М., 2002. С. 111–174.

Мейерхольд и Франция. Публ., вступит. статья и коммент. О.Н. Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. М., 2009. С. 741–818.

Джаз-банд и «левый театр». Письма В.Я. Парнаха Вс.Э. Мейерхольду (1922–1930). Публ., вступит. статья и коммент. // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. М., 2009. С. 819–841.

Случай с «Дядькой…» // Гоголь: материалы и исследования. Вып. 2. М., 2009. С. 173–193.

«Мы собрались сюда, чтоб вместе душевный праздник проводить…» (эволюция праздничных форм и русский усадебный театр конца XVIII — первой трети XIX вв.) // Любительство: XVIII—XXI вв. От просвещенных дилетантов до рок-музыкантов: Сб. статей памяти М. Юнисова. М., 2010. С. 93–108.

Роли Геннадия Несчастливцева: Шекспир, Шиллер, Сервантес // Памяти Анны Ивановны Журавлевой: Сб. статей. М., 2011. С. 444–464.

Театральный генезис и проблема сценичности «Театрального разъезда…» Н. В. Гоголя // Гоголь: материалы и исследования. Вып. 3. М., 2012. С. 195–208.

Островский-читатель // Мир библиографии. 2013. № 3. С. 22–28.

Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Вс. Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея» // 2-й Бриковский сборник: Методология и практика русского формализма. М.: Азбуковник, 2014. С. 369–380.

Мейерхольд и пресса Русского Зарубежья (1927–1930). Вступительная статья, републикация и комментарии О.Н. Купцовой // Мнемозина. Вып. 5. М.: Индрик, 2014. С. 955–1122.

«Мои танцы – эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Вс. Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея». Публикация, вступительная статья и комментарии О.Н. Купцовой // Мнемозина. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 534–554.

К проблеме метатеатра // Литературоведческий сборник: Вып. 53–54: Актуальные проблемы филологии : материалы международной научной конференции, г. Донецк, 14–15 мая 2015 / Донецкий национальный университет. – Донецк: ДонНУ, 2015. С. 31–38.

«Иностранное» в ГосТИМе 1920–1930-х годов: театральные эмиссары (И.А. Аксенов, С.М. Третьяков, В.Я. Парнах) // Постижение Запада: Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917–1941. Исследования и архивные материалы. М.: ИМЛИ, 2015. С. 320–362.

Жюль Патуйе: французский исследователь творчества А.Н. Островского в зеркале русской критики // Русская литература в зеркалах мировой культуры: рецепция, переводы, интерпретации. М.: ИМЛИ РАН, 2015. С. 425–456.

Разум, чувство и рефлексы (Дидро, Островский и другие) // Новое литературное обозрение. 2015. № 6 (136). С. 211–231.

Система именования персонажей «Дела» А.В. Сухово-Кобылина и традиции jeux d’esprit // Литературоведческий сборник. Вып. 55–56: Актуальные проблемы филологии : материалы международной научной конференции, г. Донецк, 24 мая 2016 / Донецкий национальный университет.  Донецк: «ДонНУ», 2016. С. 98–108.

Художественная картография А.Н. Островского: город // Уральский исторический вестник. 2018. № 2 (59). С. 78–86.

 «Слепая красавица»: судьба актрисы // Russian literature. 2018. № 100–102. С. 221–234.

La biomécanique de Vsevolod Meyerhold et la taylorisation // Rouge. Art et utopie au pays des Soviets. Catalogue de l’exposition. Paris :  Réunion des musées nationaux, 2019. P. 143.

«Волжский текст» А.Н. Островского: травелоги и драматургия // Восток  Запад. Пространство локального текста в литературе и фольклоре. Сб. научных статей к 70-летию профессора А.Х. Гольденберга. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. С. 183–192.

 «Слепая красавица»: театральный контекст // Пастернаковский сборник. Вып. 3. Статьи. Публикации. Воспоминания. М., 2020. С. 102–115.

Гамлет и гамлетизм: искушение самоубийством и «прирожденный инстинкт» выживания в творчестве Б. Л. Пастернака // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 73–81 (совместно с А.Ю. Сергеевой-Клятис). 

Материалы конференций:

La gestuelle théâtrale en Russie au XVIII et au début du XIX siècle (Жест в русском театре конца XVIII — начала XIX в.) // Philologiques. IV. Transfères culturels triangulaires France–Allemagne–Russie. Paris, Editions de la maison des sciences de l'homme, 1996. P. 153–166.

Naissance du féminin et du masculin dans le théâtre russe à la  fin du XVIII siècle (Дифференциация «мужского» и «женского» в русском театре конца XVIII в.) // Genèse textuelle, identités sexuelles. Paris, 1997. P. 111–122.

Мейерхольд и Евреинов // Мейерхольд, режиссура в перспективе века. Материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж. 6—12 ноября 2000. Вып. первый. М., 2001. С. 120–134.

Ревизор: явление последнее (о театральной истории немой сцены) // Третьи Гоголевские чтения. Н. В. Гоголь и театр. М., 2004. С. 182–192.

Русские версалии в Париже (Любовь — книга золотая в театре Вье-Коломбье) // От текста — к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX –XX вв. М., 2006. С. 48–68.

«Le drame contemporaine empiète-t-il sur le territoire de la prose?» («Современная драма выходит на территорию прозы»?) // Le premier quinquennat de la prose russe du XXI siècle. Paris, 2006. P. 383–392.

 «Экзажерация чувств» (особенности эмоциональных реакций русской театральной публики 1830–1840-х гг.) // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 131–143.

Книги с пометами из личной библиотеки А.Н. Островского – историко-театральный источник для изучения творчества драматурга // История театра в архивных и книжных собраниях: доклады девятых Международных научных чтений «Театральная книга между прошлым и будущим». М., 2011. С. 23–36.

Русский усадебный театр последней трети XVIII века: феномен «столичности» в провинциальной культуре // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века. М., 2012. C. 578–597.

Theaterspiele in Garten und Parkanlagen russischer Landsitze um 1800: Versuch einer Typologie // Die Gartenkunst. (Gartenkultur in Russland. Beiträge des Symposiums am Zentrum für Gartenkunst und Landschaftsarchitektur (CGL) der Leibniz Universität Hannover. 9–11 Mai 2012.) / Herausgegeben von A. Ananieva, G. Grönig, A. Veselova. Worms am Rhein. 2013. № 1. P. 173–180. (Театральные затеи в садово-парковом пространстве русской усадьбы конца XVIII – начала XIX в.: к проблеме типологии).

«Драма сознания» Александра Строганова и Клима // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica, zeszyt specjalny. Łódz: Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, 2013. S. 151–163.

Blaumaņa Pazudušā dēla tulkojumu vēsture Krievijā // Rūdolfs Blaumanis: teksts un konteksts. Rīga: LU Akadēmiskais apgāds, 2013. С. 357–366. (История переводов «Блудного сына» Рудольфа Блауманиса в России).

«Открытие Пушкина»: пушкинская драматургия в театральной теории и педагогике Мейерхольда 1910–1920-х гг. // Новые российские гуманитарные исследования. Электронный журнал ИМЛИ РАН. 2013. № 8.

http://www.nrgumis.ru/articles/article_full.php?aid=598&binn_rubrik_pl_articles=423

Ivan Axionov, émissaire théâtral du Théâtre de Meyerhold dans les années 1920 // L'étranger dans la littérature et les arts soviétiques, sous la direction de M.-C. Autant-Mathieu. Lille: Presses du Septentrion, 2014. Pp. 201–209.

Olga Kupcowa. «Cyrkizacja teatra»: doświadczenia teatru radzieckiego w latach dwudziestych, tłumaczenie z języka rosyjskiego Irina Lappo // Kultura Enter. 2014. № 61. http://kulturaenter.pl/cyrkizacja-teatru/2014/10/

Вера Комиссаржевская – «русская Дузе»: рождение театральной репутации // Arti dello spettacolo / Performing arts. Special issue. Vera Komissarjevskaya meets Eleonora Duse. The «Joan of Arc» of the Russian scene and «Divina» of the Italian theatre. 2016. № 2. P. 22–30.

Пресса Камерного театра: журнал «Мастерство театра» и газета «7 дней МКТ» //…Глядеть на вещи без боязни. К столетию Камерного театра: Сборник статей. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию Камерного театра / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: 2016. С. 120–133.

«Чужое» через «свое», «свое» через «чужое»: Мэй Лань-фан в советской театральной критике // Искусство традиционной драмы (Сицюй ишу). Пекин. 2017. № 3. С. 1–5, 11–12 (на китайском языке).

Русская рецепция «Сна в летнюю ночь» Шекспира и «Снегурочка» Островского // Homo ludens в европейской культуре: Шекспир и современность. Monographia pod redakcją Olgi Antsyferovej i Ludmiły Mnich. Siedlce, 2018. C. 105 – 126.

Ostrovsky’s Experience of the Creation of the European Theatrical Canon and Russian Stage Practice: Personal Preferences and General Trends // History and drama. The Pan-European Tradition. Edited by Joachim Küpper, Jan Mosch and Elena Penskaya. Walter die Gruyter GmbH: Berlin/Boston, 2019. P. 112–120.

Мэй Лань-фан в советской театральной критике //《中西文化的对话——纪念梅兰芳1935年访苏演出八十周年国际学术研讨会论文集》(Сборник статей международной конференции «Диалог культур Китая и Запада: 80-летие визита Мэй Ланьфана в СССР в 1935 году»),Пекин: Издательство Сюэвань чубаньшэ学苑出版社, 2019. С. 115–128.

Theatre as Metaphor in the Drama of Alexander Ostrovsky // Theatre as Metaphor. Edited by Joachim Küpper, Jan Mosch and Elena Penskaya. Walter die Gruyter GmbH: Berlin/Boston, 2019. P. 207 – 213.

«Слепая красавица»: театральный контекст // Пастернаковский сборник. Вып. 3. Статьи. Публикации. Воспоминания. М., 2020. С. 102 – 115.

Гамлет и гамлетизм: искушение самоубийством и «прирожденный инстинкт» выживания в творчестве Б. Л. Пастернака // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 73–81 (совместно с А.Ю. Сергеевой-Клятис).

Драматургия // История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. / Под ред. проф. Е. К. Созиной. Кн. 1. М.: Издательский Дом «Языки славянских культур», 2020. С. 652–663.

Коллективные труды:

История драматического театра // История русского искусства: В 22 т. Т. 15. 1833–1861 (в печати).