125000 Москва
Козицкий переулок, дом 5
тел.: + 7 495 694-03-71
факс: + 7 495 785-24-06
institut@sias.ru
РУССКИЙ   |   ENGLISH

Шамилли Гюльтекин Байджановна

Шамилли Гюльтекин Байджановна

Доктор искусствоведения, с 2010 г. Ведущий научный сотрудник сектора Теории музыки, с 2010 г. Работает в институте с 1997 г. в Секторе (Отделе) Искусство стран Азии и Африки (старший научный сотрудник 1997—2004 гг.); в Секторе (Отделе) Теории музыки (в прошлом Отдел Современных проблем музыкального искусства.) с 2005 — по наст.

Сфера научных интересов — проблемы музыкального мышления; теория музыкального текста; теория музыки греко-византийского мира и классической арабо-мусульманской культуры (X -XV вв.); текстология и жанровый канон трактатов о музыке на арабском, фарси и тюрки (XI—XIX вв.); традиционная музыка Ближнего и Среднего Востока; классическая музыка Ирана.

Также:

  • Член диссертационного совета по музыковедению ГИИ МК РФ с 2010 г.
  • Член Всероссийского общества иранистов (Москва, Россия) с 2002 г.
  • Член международного совета по традиционной музыке (ICTM) (1999–2002, 2013).
  • Член редсовета журнала «Искусство музыки: теория и история» с 2011 г.
  • Член редколлегии журнала PAXSONORIS с 2013 г.
  • Куратор ежегодных тематических выставок в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки

Награды:

  • Диплом ЮНЕСКО в номинации «Лучшее издание 2009 года, вносящее значительный вклад в диалог культур» (коллективная монография «Очерки истории исламской цивилизации»)
  • Лауреат премии молодых ученых Министерства культуры РФ 2000 года (исследование «Музыка небесного и земного Храма»)
  • Лауреат всесоюзного конкурса музыковедов 1987 года (исследование «В. М. Беляев и проблемы восточного музыкознания»)

Образование:

  • Историко-теоретический факультет Азербайджанской Государственной консерватории им. У. Гаджибекова. Диплом с отличием 1989 г. (специальность: музыковедение)
  • Российская Музыкальная Академия им. Гнесиных. Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствознания «Проблемы интерпретации трактатов о музыке эпохи Сефевидов». 1996 г.
  • Государственный институт искусствознания МК РФ.Защита диссертации на соискание ученой степени доктора искусствознания «Классическая музыка Ирана: фундаментальные категории теории и практики». 2010 г.

Основные публикации

Монографии:

Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики. М., «Композитор», 2007. 447с. [включает:

  • Приложение 1: Аноним XVI века. Рисале дар илм-и мусики. «Трактат в познание мусики» (рукопись) / предисловие, перевод с персидского языка и комментарий, С. 315–361;
  • Приложение 2: Мирза-бей. (XVII век). Рисале-и мусики. Трактат о мусики / Перевод с персидского рукописи XVII века, статья, комментарий и краткий толковый словарь средневековых музыкальных терминов. С. 361 -388;
  • Приложение 3: Амирхан Коукаби (XVII век). Рисале дар илм-и мусики. «Трактат в познание мусики» (рукопись) / Перевод фрагментов с персидского языка и примечания. С. 388 -397].

Философия музыки исламского мира: классическая теория (IX ‒ XV вв.) и современная практика. 27,3 а. л. [Подготавливается к изд. по гранту Международного фонда исследований исламской культуры, 2013 г.].

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Фахрад-ДинРази. ‘Илм ал-мусụ̄кū «Познание музыки». Перевод с персидского и комментарий Г. Б. Шамилли // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 4. Отв. Ред. ЯнисЭшотс. М., 2013. С. 596–610.

Категория мак̣āм в аспекте грамматики музыкального языка: теория школы «систематиков» (13–15 вв.) // Шиҳоби Шашмақом: бахшида ба 100-солагии Фазлиддин Шаҳобов. Душанбе. 2012. С. 69–95.

Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы части и целого // Философский журнал. № 1(8), 2012. М.: ИФ РАН, 2012. С. 103–119.

Исламская философия и искусство: вместе или порознь? (Проблема методологии) // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. Отв. Ред. А. В. Смирнов. М., 2012. С. 35–42.

Модели музыкальной речи // Искусство музыки: история и теория. № 1–2. 2011. С. 308–329.

Мелодика иранского дастгаха: проблема взаимодействия вербальных и музыкальных структур // Речь и музыка в традиционных музыкальных культурах: сборник статей. М., 2011. С. 201–249.

Иранская классическая музыка в зеркале научной традиции: к проблеме эволюции жанра рисала ал-мусика // Памяти романа Ильича Грубера. В мире истории музыки: статьи, исследования, переписка. Вып. 2. М., 2011. С. 217–244.

Архитектоника иранской классической музыки: грамматика музыкальной речи как картина мира // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 2. Отв. Ред. Янис Эшотс. М., 2011. С. 667–697.

Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте звуковысотной грамматики музыкального языка // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 1. Отв. Ред. Янис Эшотс. М., 2010. С. 486–508.

К вопросу о термине дастгāх в персидских рукописях трактатов о музыке XVII–XIX веков // Музыковедение. № 2, 2009. С. 18–23.

Музыка небесного и земного Храма // Храм земной и небесный. Отв. Ред. Ш. М. Шукуров. Т 2. 2009. С. 517–545.

К истории зарождения музыкальной культуры исламской цивилизации (610 — 661) // Вестник Челябинского государственного университета, № 38. Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 29. 2009. С. 178–184.

Взаимодействие вербальных и музыкальных структур в мелодике иранского дастгаха Шур // Проблемы музыкальной науки.2 (5), 2009. С. 87–91.

An Unknown Persian Treatise on Music Behjat al-Qulub // Arts and Crafts in the Muslim World. Istanbul, 2008. P. 447–459.

Концепция музыкального искусства в «Назначениях мелодий» Абд аль-Кадира Мараги. Опыт интерпретации средневековых трактатов о музыке // Музыкальная Академия, № 4. 2008. С. 155–162.

«Трактат в познание мусикú" Анонима XVI века: метафора «семь климатов». К проблеме интерпретации средневековых персидских трактатов о музыке // Старинная музыка, № 3 (41). 2008. С. 22–27.

Трансмиссия народной и профессиональной традиций в классической музыке Ирана // Народное творчество стран Востока: структура, художественные особенности, дефиниции. М., 2007. С. 127–146.

Мусики и образ ангельского славословия. (Вопросы философии музыки исламской цивилизации) // Музыка и Время, № 8, 2006. С. 9–14.

Истинное и ложное настоящее в «мифе» об импровизации. К проблеме интерпретации классической музыки ислама // Искусство Востока. Миф. XX век. М., 2006. С. 301–329.

Классическая музыка Ирана или мусики-е дастгах в аспекте трансмиссии народной и устной профессиональной музыкальных традиций // Музыковедение, № 2, 2006. С. 24–30.

Мусики как «слово» и «вещь» // Музыка и Время, № 11, 2005. С. 9–16.

Treatise on Music of Mirza-bey. Translation and commentary // Turkish Music Quarterly. University Baltimor-Mariland, V 5, N 2–3, spring-summer, 1992.

Материалы конференций:

Два текстообразующих механизма в устной музыкальной традиции: своеобразие или инаковость? / Материалы Второго Международного научного этномузыкологического конгресса «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур», Астрахань, 2013. С. 35–36.

Едины ли онтологические основания классической музыки исламского мира? / Вопросы инструментоведения. Вып. 8: Контонация: Перспективы музыкального искусства и науки о музыке: Материалы международного инструментоведческого конгресса(Санкт-Петербург, 5 -7 декабря 2011). Гл. ред. А. А. Тимошенко. СПб., 2011. С. 59‒70.

Газели Хафиза в классической музыке Ирана: взаимодействие мелодики и слова / Материалы Первой Всероссийской конференции иранистов. Москва, 12 октября 2011 г. С. 59‒63.

Категория «смысл» в классической музыке исламского мира / Материалы международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы когнитивной музыкологии». СПб. 2011. С. 50‒53.

История и метод: традиционная музыка исламского мира в аспекте поэтики противополаганий / VМеждународная конференция «Музыка народов мира». МГК им. Чайковского. Москва, 2011. (не опубликован)

Эволюция иранской классической музыки в зеркале жанра рисале-и мусики «трактата о мусики»: постановка проблемы // Фалаквамасъалахоитаърихū-назариявиимусиқиитоҷик: маҷмȳаимақолот / Материалы международного симпозиума «Фалак», 8‒10 октября, Душанбе, 2009. С. 140‒161.

История музыки шейха Абд аль-Кадира Мараги (1353–1435) в аспекте проблемы иноверия в суфийских текстах / Музыкальная культура в исламо-христианском контексте: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань. 2009. С. 20–29.

Понятие «дастгах» в персидских трактатах о музыке XVII–XIX веков / Материалы научных конференций «Музыка народов мира. Проблемы изучения». Вып. 1. М., 2008. С. 373–388.

Свидетельствование Красоты: опыт «музыкального прочтения» живописи эпохи Сефевидов. (К поэтике ирано-мусульманского искусства) / Материалы международного конгресса по изучению Азии и Африки. М., 2008. С. 618–621.

From Kitab al-Advar to Behjat al-Qulub: Principles of Speculation in the Iranian Philosophy of Music during XIII–XVIII с. / International Congress of Safi-ed-Din Ormavi // www. urmavi.honar.ac.ir

Persian Treatises on Music in Collections of St. Petersburg / International conference on the Gathering оf Esfahan School. Исфахан-Тегеран, 2006.

Метафора и смысл в «Книге о чанге» турецкого поэта Ахмед-и Да’и (XIV в.) // Язык и музыка: музыкальный инструмент в системе культуры. ИМК МГУ им. Ломоносова, ГММК им. Глинки, 2005.

Witnessing of Beauty: attempt of the musical reading of Safavids Miniature Painting // International conference on Masterpieces of the Persian Painting. Тегеран, 2005. (неопубликован).

Padide-i «musiqi» darfarhang-e eslami // Miras-e farhang-e Iran darastane-ye gorn-e XXI.Moscou, 2001. S. 143–148 [наперс. яз].

Treatise on Music Behjat al-Qulub (17th c.) / Abstract Book of International Congress of Asian and North African Studies. Montreal, 2000. P. 5.

The Imago of the Perfect Man in the Traditional Music of Islam / Abstract Book of International Congressof Asian and North African Studies. Montreal, 2000. P. 5.

О семантике средневекового макама / Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции «Невербальные коммуникации в культуре». М., 1995. С. 151–152.

Коллективные труды:

Очерки истории исламской цивилизации. Т. 1. М., 2008. 859 с.