РУССКИЙ    |    ENGLISH
Шамилли Гюльтекин Байджановна

Доктор искусствоведения, с 2010 г. Ведущий научный сотрудник сектора Теории музыки, с 2010 г. Работает в институте с 1997 г. в Секторе (Отделе) Искусство стран Азии и Африки (старший научный сотрудник 1997–2004 гг.); в Секторе Теории музыки (в прошлом Отдел Современных проблем музыкального искусства.) с 2005 — по наст.

Сфера научных интересов

Философия искусства; музыка & мышление; теория и практика искусства maqam (на иврите, персидском, арабском и тюркских языках юго-западной группы); музыка & этноконфессиональные меньшинства (еврейские диаспоры Востока); текстология & жанровый канон трактатов о музыке (Передняя, Средняя Азия и Кавказ).

Членство:

Награды:

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Шамилли. Г. Б. C Запада на Восток. Разомкнутая форма как тип рациональности. Книга первая. Две формулы процесса. 15 а.л.: ил.; нот. [К печати].

Шамилли. Г. Б. Философия музыки. Теория и практика искусства maqam. М.: Языки славянских культур, Садра. 27 а.л. [К печати].

Концептуализация музыки в авраамических традициях: коллективная монография. — Отв. редактор Г. Б. Шамилли. — М.: Государственный институт искусствознания, 2018. —25 печ. л. ― ISBN 978-5-98287-133-6. ― В соавторстве.

Проблемы онтологии музыки: коллективная монография / Ред.-сост. Г.Б. Шамилли. — М.: Государственный институт искусствознания, 2018. — 400 с. с ил. — 32,5 печ. л. ― ISBN 978-5-98287-5. ― В соавторстве.

«Рассыпанное» и «собранное»: когнитивные приёмы арабо-мусульманской культуры: коллективная монография. — Серия «Философия исламского мира». Раздел «Исследования». Т. 10. — Отв. Ред. академик А. В. Смирнов. — М.: Языки славянских культур, 2017. — ISBN 978-5-906859-38-9. — 35 печ. л. — В соавторстве: Авторский раздел «Разомкнутая форма как метафора, термин и феномен» — С. 95–221.

«Рассыпанное» и «собранное»: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре: коллективная монография. Отв. Ред. А. В. Смирнов. М., Языки славянских культур, 2015. — Серия «Философская мысль исламского мира: Исследования». — Т. 7. — ISBN 978-5-906016-41-6. — 25 печ. л. — В соавторстве: авторский раздел «Об иерархической парадигме соотношения части и целого в искусстве музыки». — С. 54–78.

Храм земной и небесный: коллективная монография. Отв. Ред. Ш. М. Шукуров. Т 2. М.: Прогресс-традиция, 2009. ― В соавторстве: авторский раздел «Музыка небесного и земного Храма», с. 517–545.

Очерки истории исламской цивилизации. Т.1. М.: РОССПЕН, 2008. ― 859 с. ― В соавторстве: авторский раздел «Сущность музыки в мусульманской культуре», с. 368–377.

Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики. М., «Композитор», 2007. 447с. [включает: Приложение 1: Аноним XVI века. Рисале дар илм-и мусики. «Трактат в познание мусики» (рукопись) / предисловие, перевод с персидского языка и комментарий, С. 315–361; Приложение 2: Мирза-бей. (XVII век). Рисале-и мусики. Трактат о мусики / Перевод с персидского рукописи XVII века, статья, комментарий и краткий толковый словарь средневековых музыкальных терминов. С. 361 −388; Приложение 3: Амирхан Коукаби (XVII век). Рисале дар илм-и мусики. «Трактат в познание мусики» (рукопись) / Перевод фрагментов с персидского языка и примечания. С. 388 −397].

Сборники:

Музыка — Философия — Когнитивистика — 2018. Памяти М.Г. Арановского. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. Г.Б. Шамилли. — М.: Государственный институт искусствознания, 2018. — 76 c. — Парал. англ=Music — Philosophy — Cognitive Science — 2018. In Memory of Mark G. Aranovsky. Proceedings of the International Conference / Ed. by G.B. Shamilli. — M.: SIAS, 2018. — 76 p. — ISBN 978-5-98287-132-9127-5. ― В соавторстве.

Мысль о музыке в авраамических традициях — 2017. Тезисы международной научной конференции. Отв. ред. Г. Б. Шамилли, Л. О. Акопян. М.: ГИИ, 2017. — 124 c. — ISBN 978-5-98287-117-6. — 7.5 п. л. [=Thought on Music in the Abrahamic Traditions — 2017. Abstracts of the International Scientific Conference. Ed. by G. B. Shamilli, L. O. Hakobian. — M.: SIAS, 2017. — 124 p. — ISBN 978-5-98287-117-6. — 7.5 п. л.].

Статьи, переводы, публикации:

Шамилли Г. Б. Конгломерат или структурность? К проблеме методологии исторического знания // Философский журнал: научно-теоретический журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 62–81. — ISSN 2072-0726. — 1.5 а.л.

Шамилли Г. Б. К проблеме сохранения устно-профессиональной музыкальной традиции: жанровая модель dastgah // Музыка. Искусство, наука, практика. 2018, № 4. С. 45–56. — ISSN 2226-3330.

Shamilli G. Pitched-Sound Grammars in the Sharh-i Adwar (Commentary to ‘Сircles’) of Abd al-Kadir al-Maragi (1353 — 1435) // Atlantis Press, 2018.

Shamilli G. Two Formulas of «Process»: the Formation of Expectations the Events of Musical Text / Music — Philosophy — Cognitive Science — 2018. In Memory of Mark G. Aranovsky. Proceedings of the International Conference / Ed. by G.B. Shamilli. — M.: SIAS, 2018. — Pp. 66–71.

Shamilli G. Understanding of Music: Islamic Law as a Logical Paradox / Verbotene Musik 26. Arbeitstagung der Kommission zur Erforschung musikalischer Volkskulturen in der Deutschen Gesellschaft für Volkskunde e.V. (03.) 04. bis 06. Oktober. Hildesheim: Center for World Music, 2018. S. 46–48.

Шамилли Г. Б. Проблема сохранения искусства макам: по завершении Международного научного симпозиума ICTM «Традиции макама/мугама и глобальные изменения в современном мире (Шеки, 2018, 29–30 июня) / Musigi Dunyasi. Баку. 2018. № 3 (76). С. 3–6.

Shamilli, G. B. Two Sense-Generation Mechanisms in Maqam Theory and Practice. — Maqām Traditions between Theory and Contemporary Music Making. Edited by Jürgen Elsner, Gisa Jähnichen, and Cenk Güray. Istanbul: Pan Publishing, 2016, pp. 251–264.

Шамилли Г. Б. Аристотель и теория музыкальной формы: теория против практики? // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Московская международная конференция, 17–19 октября 2016 г. — Отв. Ред. В. В. Петров. М.: Аквилон, 2016. — С. 56–57. — ISBN 978-5-906578-15-0.

Shamilli, G. Reconversion: Description and Method in the Šarḥ-i Adwār of ’Abd al-Qadir ibn Ġaybī al-Marāġī (1353–1435) // Proceedings of the IV International Musicological Symposium Space of Maqam. Baku: Şərg—Qərb, 2015, pp. 366―367.

Шамилли Г. Б. «Комментарий к Окружностям» Абд аль-Кадира Мараги: возвращение к началу // Proceedings of the IV International Musicological Symposium Space of Mugham. — Baku: Şərq—Qərb, 2015 — Pp. 352–367 — ISBN 978-9952-498-82-0.

Фахр ад-Дин Рази. ‘Илм ал-мусụ̄кū «Познание музыки». Перевод с персидского и комментарий Г. Б. Шамилли // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 4. Отв. Ред. Янис Эшотс. М., 2013. С. 596–610.

Шамилли. Г. Б. Категория мак̣āм в аспекте грамматики музыкального языка: теория школы «систематиков» (13–15 вв.) // Шиҳоби Шашмақом: бахшида ба 100-солагии Фазлиддин Шаҳобов. Душанбе. 2012. С. 69–95.

Шамилли Г. Б. Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы части и целого // Философский журнал. № 1(8), 2012. М.: ИФ РАН, 2012. С. 103–119.

Шамилли Г. Б. Исламская философия и искусство: вместе или порознь? (Проблема методологии) // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. Отв. Ред. А. В. Смирнов. М., 2012. С. 35–42.

Шамилли Г. Б. Модели музыкальной речи // Искусство музыки: история и теория. № 1–2. 2011. С. 308–329.

Шамилли Г. Б. Мелодика иранского дастгаха: проблема взаимодействия вербальных и музыкальных структур // Речь и музыка в традиционных музыкальных культурах: сборник статей. М., 2011. С. 201–249.

Шамилли Г. Б. Иранская классическая музыка в зеркале научной традиции: к проблеме эволюции жанра рисала ал-мусика // Памяти романа Ильича Грубера. В мире истории музыки: статьи, исследования, переписка. Вып. 2. М., 2011. С. 217–244.

Шамилли Г. Б. Архитектоника иранской классической музыки: грамматика музыкальной речи как картина мира // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 2. Отв. Ред. Янис Эшотс. М., 2011. С. 667–697.

Шамилли Г. Б. Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте звуковысотной грамматики музыкального языка // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 1. Отв. Ред. Янис Эшотс. М., 2010. С. 486–508.

Шамилли Г. Б. К вопросу о термине дастгāх в персидских рукописях трактатов о музыке XVII–XIX веков // Музыковедение. № 2, 2009. С. 18–23.

Шамилли. Г. Б. К истории зарождения музыкальной культуры исламской цивилизации (610 — 661) // Вестник Челябинского государственного университета, № 38. Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 29. 2009. С. 178–184.

Шамилли. Г. Б. Взаимодействие вербальных и музыкальных структур в мелодике иранского дастгаха Шур // Проблемы музыкальной науки.2 (5), 2009. С. 87–91.

Shamilli, G. An Unknown Persian Treatise on Music Behjat al-Qulub // Arts and Crafts in the Muslim World. Istanbul, 2008. P. 447–459.

Шамилли. Г. Б. Концепция музыкального искусства в «Назначениях мелодий» Абд аль-Кадира Мараги. Опыт интерпретации средневековых трактатов о музыке // Музыкальная Академия, № 4. 2008. С. 155–162.

Шамилли. Г. Б. «Трактат в познание мусикú» Анонима XVI века: метафора «семь климатов». К проблеме интерпретации средневековых персидских трактатов о музыке // Старинная музыка, № 3 (41). 2008. С. 22–27.

Шамилли. Г. Б. Трансмиссия народной и профессиональной традиций в классической музыке Ирана // Народное творчество стран Востока: структура, художественные особенности, дефиниции. М., 2007. С. 127–146.

Шамилли. Г. Б. Мусики и образ ангельского славословия. (Вопросы философии музыки исламской цивилизации) // Музыка и Время, № 8, 2006. С. 9–14.

Шамилли. Г. Б. Истинное и ложное настоящее в «мифе» об импровизации. К проблеме интерпретации классической музыки ислама // Искусство Востока. Миф. XX век. М., 2006. С. 301–329.

Шамилли. Г. Б. Классическая музыка Ирана или мусики-е дастгах в аспекте трансмиссии народной и устной профессиональной музыкальных традиций // Музыковедение, № 2, 2006. С. 24–30.

Шамилли. Г. Б. Мусики как «слово» и «вещь» // Музыка и Время, № 11, 2005. С. 9–16.

Shamilli, G. Treatise on Music of Mirza-bey. Translation and commentary // Turkish Music Quarterly. University Baltimor-Mariland, V 5, N 2–3, spring-summer, 1992.

Материалы конференций:

Шамилли. Г. Б. Два текстообразующих механизма в устной музыкальной традиции: своеобразие или инаковость? / Материалы Второго Международного научного этномузыкологического конгресса «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур», Астрахань, 2013. С. 35–36.

Шамилли. Г. Б. Едины ли онтологические основания классической музыки исламского мира? / Вопросы инструментоведения. Вып. 8: Контонация: Перспективы музыкального искусства и науки о музыке: Материалы международного инструментоведческого конгресса (Санкт-Петербург, 5 −7 декабря 2011). Гл. ред. А. А. Тимошенко. СПб. 2011. С. 59‒70.

Шамилли. Г. Б. Газели Хафиза в классической музыке Ирана: взаимодействие мелодики и слова / Материалы Первой Всероссийской конференции иранистов. Москва, 12 октября 2011 г. С. 59‒63.

Шамилли. Г. Б. Категория «смысл» в классической музыке исламского мира / Материалы международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы когнитивной музыкологии». СПб. 2011. С. 50‒53.

Шамилли. Г. Б. История и метод: традиционная музыка исламского мира в аспекте поэтики противополаганий / V Международная конференция «Музыка народов мира». МГК им. Чайковского. Москва, 2011. (не опубликован)

Шамилли. Г. Б. Эволюция иранской классической музыки в зеркале жанра рисале-и мусики «трактата о мусики»: постановка проблемы // Фалак ва масъалахои таърихū-назариявии мусиқии тоҷик: маҷмȳаи мақолот / Материалы международного симпозиума «Фалак», 8‒10 октября, Душанбе, 2009. С. 140‒161.

Шамилли. Г. Б. История музыки шейха Абд аль-Кадира Мараги (1353–1435) в аспекте проблемы иноверия в суфийских текстах / Музыкальная культура в исламо-христианском контексте: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань. 2009. С. 20–29.

Шамилли. Г. Б. Понятие «дастгах» в персидских трактатах о музыке XVII–XIX веков / Материалы научных конференций «Музыка народов мира. Проблемы изучения». Вып. 1. М., 2008. С. 373–388.

Шамилли. Г. Б. Свидетельствование Красоты: опыт «музыкального прочтения» живописи эпохи Сефевидов. (К поэтике ирано-мусульманского искусства) / Материалы международного конгресса по изучению Азии и Африки. М., 2008. С. 618–621.

Shamilli, G. From Kitab al-Advar to Behjat al-Qulub: Principles of Speculation in the Iranian Philosophy of Music during XIII–XVIII с. / International Congress of Safi-ed-Din Ormavi // www. urmavi.honar.ac.ir

Shamilli, G. Persian Treatises on Music in Collections of St. Petersburg / International conference on the Gathering оf Esfahan School. Исфахан-Тегеран, 2006.

Шамилли. Г. Б. Метафора и смысл в «Книге о чанге» турецкого поэта Ахмед-и Да’и (XIV в.) // Язык и музыка: музыкальный инструмент в системе культуры. ИМК МГУ им. Ломоносова, ГММК им. Глинки, 2005.

Shamilli, G. Witnessing of Beauty: attempt of the musical reading of Safavids Miniature Painting // International conference on Masterpieces of the Persian Painting. Тегеран, 2005. (доклад не опубликован).

Shamilli, G. Padide-i «musiqi» darfarhang-e eslami // Miras-e farhang-e Iran darastane-ye gorn-e XXI.Moscou, 2001. S. 143–148 [на перс. яз].

Shamilli, G. Treatise on Music Behjat al-Qulub (17th c.) / Abstract Book of International Congress of Asian and North African Studies. Montreal, 2000. P. 5.

Shamilli, G. The Imago of the Perfect Man in the Traditional Music of Islam / Abstract Book of International Congressof Asian and North African Studies. Montreal, 2000. P. 5.

Шамилли. Г. Б. О семантике средневекового макама / Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции «Невербальные коммуникации в культуре». М., 1995. С. 151–152.