Шамилли
Гюльтекин Байджановна

Сектор теории музыки
Шамилли Гюльтекин Байджановна

shamilli@yandex.ru

Доктор искусствоведения, с 2010 г. Ведущий научный сотрудник сектора Теории музыки (в прошлом отдел Современных проблем музыкального искусства) с 2010 г. ‒ наст. Работает в институте с 1997 года. В 1997–2004 гг. ⸺ научный и старший научный сотрудник отдела Искусство стран Азии и Африки; в 2005‒2009 гг. ⸺ старший научный сотрудник отдела Современных проблем музыкального искусства (под руководством М.Г. Арановского).

Сфера научных интересов

  • философия музыки
  • музыка & мышление
  • искусство maqam (на древнееврейском, персидском, арабском и тюркских языках юго-западной группы);
  • этномузыкология
  • традиционная музыка еврейских общин Передней Азии & Кавказа;
  • текстология & рукописи трактатов о музыке.

Награды:

  • Диплом ГИИ финалисту конкурса на лучшую публикацию 2019 года («Концептуализация музыки в авраамических традициях-2018»).
  • Благодарность Министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу. Приказ № 2-ВН от 23.01.2019 г.
  • Диплом ГИИ финалисту конкурса на лучшую публикацию 2018 года («Проблемы онтологии музыки. К 90-летию М.Г. Арановского»)
  • Премия 2016 «Книга года: Ислам и Иран в русскоязычном пространстве» в номинации «Иран» («’Рассыпанное’ и ‘собранное’: стратегии организации смыслового пространства арабо-мусульманской культуры», в соавторстве)
  • Диплом ЮНЕСКО в номинации «Лучшее издание 2009 года, вносящее значительный вклад в диалог культур», Диплом АСКИ Лауреата конкурса 2008 года «Лучшие книги года» («Очерки истории исламской цивилизации», в соавторстве)
  • Лауреат премии молодых учёных Министерства культуры РФ 2000 года («Музыка небесного и земного Храма»)
  • Лауреат Всесоюзного конкурса музыковедов 1987 года («В. М. Беляев и проблемы восточного музыкознания»).
Членство:
  • Диссертационный совет Д 210 004 03 при Государственном институте искусствознания по специальности 17 00 02 — музыкальное искусство. С 2010 г. по наст.
  • Диссертационный совет Д 210.004.01 при Государственном институте искусствознания по специальностям 09.00.04 — философские науки и 24.00.01 — теория и история культуры. С 2020 г. по наст.
  • Международный совет по традиционной музыке (ICTM) с 1999 по наст.
  • Редсовет журнала «Искусство музыки: теория и история» с 2011 г. по наст.

Основные публикации

Монографии:

Шамилли Г.Б. Философия музыки. Теория и практика искусства maqām. М.: Языки славянских культур; Садра, 2020. ⸺ 552 с.: нот., ил. ⸺ Серия «Философская мысль исламского мира: Исследования». ⸺ Т. 5. ⸺ ISBN 978-5-907041-30-1.

Шамилли Г.Б. C Запада на Восток. Разомкнутая форма как тип рациональности. Книга первая. Две формулы процесса. 15 а.л.: ил.; нот. 2018. [К печати].

Шамилли Г.Б. Концептуализация музыки в авраамических традициях: коллективная монография. ‒ Отв. ред. Г. Б. Шамилли. — М.: Гос. ин-т искусствознания, 2018. ‒ 336 с., ил. ‒ ISBN 978-5-98287-133-6. В соавторстве.

Шамилли Г.Б. Проблемы онтологии музыки. К 90-летию Марка Генриховича Арановского (1928‒2009) [Текст] / Государственный институт искусствознания; [редколлегия: Г.Б. Шамилли (редактор-составитель) и др.]. – М.: Гос. ин-т искусствознания, 2018. ‒ 398 с : ил., ноты, портр. ‒ ISBN 978-5-98287-127-5. В соавторстве.

Шамилли Г.Б. «Рассыпанное» и «собранное»: когнитивные приёмы арабо-мусульманской культуры: коллективная монография. — Серия «Философия исламского мира». Раздел «Исследования». Т. 10. ‒ Отв. ред. ак. А. В. Смирнов. ‒ М.: Языки славянских культур, 2017. ‒ 736 с. ‒ ISBN 978-5-906859-38-9. В соавторстве.

Шамилли Г.Б. «Рассыпанное» и «собранное»: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре: коллективная монография. Отв. ред. А. В. Смирнов. М.: Языки славянских культур, 2015. ‒ Серия «Философская мысль исламского мира: Исследования». ‒ Т. 7. ‒ 400 с. ‒ ISBN 978-5-906016-41-6. В соавторстве.

Шамилли Г.Б. Храм земной и небесный: коллективная монография. Отв. Ред. Ш. М. Шукуров. Т 2. М.: Прогресс-традиция, 2009. ‒ 608 с. ‒ ISBN 978-5-89826-277-6. В соавторстве.

Шамилли Г.Б. Очерки истории исламской цивилизации: коллективная монография. Т.1. М.: РОССПЕН, 2008. ‒ 859 с. В соавторстве.

Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики. М., «Композитор», 2007. 447с.: нот., ил.

Комментированные переводы, публикации:

Аноним XIV века («Мухаммад Нишапури»). ‘Ilm-i mūsīqī «Познание музыки» / Исследование, перевод с персидского и комментарий Г.Б. Шамилли // Шамилли Г.Б. Философия музыки. Теория и практика искусства maqām. М.: Языки славянских культур; Садра, 2020. С. 461⸺503.

Фахр ад-Дин Рази. ‘Ilm al-mūsīqā «Познание музыки» / Исследование, перевод с персидского, комментарий и словарь музыкально-философской лексики Г. Б. Шамилли // Шамилли Г.Б. Философия музыки. Теория и практика искусства maqām. М.: Языки славянских культур; Садра, 2020. С. 410⸺460.

Фахр ад-Дин Рази. ‘Илм ал-мусụ̄кū «Познание музыки». Перевод с персидского и комментарий Г. Б. Шамилли // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 4. Отв. Ред. Янис Эшотс. М., 2013. С. 596⸺610.

Аноним XVI века. Рисале дар илм-и мусики. «Трактат в познание мусики» (рукопись) / предисловие, перевод с персидского языка и комментарий Г.Б. Шамилли / Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики. М., «Композитор», 2007. С. 315⸺361.

Мирза-бей. (XVII век). Рисале-и мусики. Трактат о мусики / Перевод с персидского рукописи XVII века, статья, комментарий и краткий толковый словарь средневековых музыкальных терминов Г.Б. Шамилли / Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики. М., «Композитор», 2007. С. 361⸺388.

Амирхан Коукаби (XVII век). Рисале дар илм-и мусики. «Трактат в познание мусики» (рукопись) / Перевод фрагментов с персидского языка и примечания / Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики. М., «Композитор», 2007. С. 388⸺397.

Treatise on Music of Mirza-bey. Translation and commentary of G.Shamilly // Turkish Music Quarterly. University Baltimore-Maryland, V. 5, N 2–3, spring-summer, 1992.

Сборники:

Мысль о музыке в авраамических традициях - 2019. Концепции звука & звучания с древнейших времен к XXI веку = Thought on Music in the Abrahamic Traditions-2019. Conceptions of Sound & Sonority from Antiquity to 21st Century. Материалы международной научной конференции, Москва, 6–7 ноября / Отв. ред. Г.Б. Шамилли. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2019. – 248 с.

Музыка - Философия - Когнитивистика = Music ‒ Philosophy ‒ Cognitive Science : тезисы Международной междисциплинарной научной конференции памяти М. Г. Арановского, 26 сентября 2018 / Государственный институт искусствознания [и др.] ; [сост.: Г.Б. Шамилли. Н. Ю. Катонова]. – М.: Гос. ин-т искусствознания, 2018. ‒ 75 с. : фот.‒ ISBN 978-5-98287-132-9

Мысль о музыке в авраамических традициях - 2017 = Thought on Music in the Abrahamic Traditions - 2017 : тезисы Международной научной конференции, Москва, 7-9 ноября / Государственный институт искусствознания [и др. ; отв. ред. Г. Б. Шамилли, Л. О. Акопян]. ‒ Москва: ГИИ, 2017. ‒ 121 с. : портр. ‒ ISBN 978-5-98287-117-6.

Статьи:

Шамилли Г.Б. Философия музыки, ее предмет и приложение к искусству макам // Художественная культура, 2019, №4. С. 530⸺547. ⸺ ISSN: 2226-0072.

Шамилли Г.Б. Исчезла ли «древняя музыка» или Что делает мелодию «еврейской»? // Мысль о музыке в авраамических традициях- 2019. Концепции звука & звучания с древнейших времен к XXI веку: Материалы международной научной конференции (Москва, 6–7 ноября) / Отв. Ред. Г. Б. Шамилли. ‒ М.: Гос. ин-т искусствознания, 2019. С.78―115. ‒ ISBN 978-5-98287-152-7.

Шамилли Г.Б., Харуто А. В. Сефардская молитва. От нотной расшифровки к мелограмме и обратно // Мысль о музыке в авраамических традициях- 2019. Концепции звука & звучания с древнейших времен к XXI веку: Материалы международной научной конференции (Москва, 6–7 ноября) / Отв. Ред. Г. Б. Шамилли. ‒ М.: Гос. ин-т искусствознания, 2019. С. 60―77. ‒ ISBN 978-5-98287-152-7.

Шамилли Г.Б. Конгломерат или структурность? К проблеме методологии исторического знания // Философский журнал: научно-теоретический журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 62–81. ‒ ISSN 2072-0726.

Шамилли Г.Б. К проблеме сохранения устно-профессиональной музыкальной традиции: жанровая модель dastgah // Музыка. Искусство, наука, практика. 2018, № 4. С. 45–56. ‒ ISSN 2226-3330.

Shamilli G. Pitched-Sound Grammars in the Sharh-i Adwar (Commentary to ‘Сircles’) of Abd al-Kadir al-Maragi (1353 —1435) // Atlantis Press, 2018. Pp. 653‒657.

Shamilli G. Two Formulas of «Process»: the Formation of Expectations the Events of Musical Text / Music ‒ Philosophy ‒ Cognitive Science ‒ 2018. In Memory of Mark G. Aranovsky. Proceedings of the International Conference / Ed. by G.B. Shamilli. ‒ M.: SIAS, 2018. — Pp. 66⸺71.

Shamilli G. Understanding of Music: Islamic Law as a Logical Paradox / Verbotene Musik 26. Arbeitstagung der Kommission zur Erforschung musikalischer Volkskulturen in der Deutschen Gesellschaft für Volkskunde e.V. (03.) 04. bis 06. Oktober. Hildesheim: Center for World Music, 2018. S. 46–48.

Шамилли Г.Б. Проблема сохранения искусства макам: по завершении Международного научного симпозиума ICTM «Традиции макама/мугама и глобальные изменения в современном мире (Шеки, 2018, 29–30 июня) / Musigi Dunyasi. Баку. 2018. № 3 (76). С. 3⸺6.

Shamilli G.B. Two Sense-Generation Mechanisms in Maqam Theory and Practice. — Maqām Traditions between Theory and Contemporary Music Making. Edited by Jürgen Elsner, Gisa Jähnichen, and Cenk Güray. Istanbul: Pan Publishing, 2016, pp. 251⸺264.

Шамилли Г.Б. Аристотель и теория музыкальной формы: теория против практики? // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Московская международная конференция, 17–19 октября 2016 г. — Отв. Ред. В. В. Петров. М.: Аквилон, 2016. ‒ С. 56–57. ‒ ISBN 978-5-906578-15-0.

Shamilli G. Reconversion: Description and Method in the Šarḥ-i Adwār of ’Abd al-Qadir ibn Ġaybī al-Marāġī (1353–1435) // Proceedings of the IV International Musicological Symposium Space of Maqam. Baku: Şərg—Qərb, 2015, pp. 366―367.

Шамилли Г.Б. «Комментарий к Окружностям» Абд аль-Кадира Мараги: возвращение к началу // Proceedings of the IV International Musicological Symposium Space of Mugham. — Baku: Şərq—Qərb, 2015 — Pp. 352–367 — ISBN 978-9952-498-82-0.

Шамилли Г.Б. Категория мак̣āм в аспекте грамматики музыкального языка: теория школы «систематиков» (13–15 вв.) // Шиҳоби Шашмақом: бахшида ба 100-солагии Фазлиддин Шаҳобов. Душанбе. 2012. С. 69–95.

Шамилли Г.Б. Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы части и целого // Философский журнал. № 1(8), 2012. М.: ИФ РАН, 2012. С. 103⸺119.

Шамилли Г.Б. Исламская философия и искусство: вместе или порознь? (Проблема методологии) // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. Отв. Ред. А. В. Смирнов. М., 2012. С. 35⸺42.

Шамилли Г.Б. Модели музыкальной речи // Искусство музыки: история и теория. № 1–2. 2011. С. 308–329.

Шамилли Г.Б. Мелодика иранского дастгаха: проблема взаимодействия вербальных и музыкальных структур // Речь и музыка в традиционных музыкальных культурах: сборник статей. М., 2011. С. 201⸺249.

Шамилли Г.Б. Иранская классическая музыка в зеркале научной традиции: к проблеме эволюции жанра рисала ал-мусика // Памяти романа Ильича Грубера. В мире истории музыки: статьи, исследования, переписка. Вып. 2. М., 2011. С. 217⸺244.

Шамилли Г.Б. Архитектоника иранской классической музыки: грамматика музыкальной речи как картина мира // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 2. Отв. Ред. Янис Эшотс. М., 2011. С. 667⸺697.

Шамилли Г.Б. Архитектоника иранской классической музыки: смысл в аспекте звуковысотной грамматики музыкального языка // Ежегодник исламской философии «Ишрак». № 1. Отв. Ред. Янис Эшотс. М., 2010. С. 486⸺508.

Шамилли Г.Б. К вопросу о термине дастгāх в персидских рукописях трактатов о музыке XVII–XIX веков // Музыковедение. № 2, 2009. С. 18⸺23.

Шамилли Г.Б. К истории зарождения музыкальной культуры исламской цивилизации (610 — 661) // Вестник Челябинского государственного университета, № 38. Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 29. 2009. С. 178⸺184.

Шамилли Г.Б. Взаимодействие вербальных и музыкальных структур в мелодике иранского дастгаха Шур // Проблемы музыкальной науки.2 (5), 2009. С. 87⸺91.

Shamilli G. An Unknown Persian Treatise on Music Behjat al-Qulub // Arts and Crafts in the Muslim World. Istanbul, 2008. P. 447⸺459.

Шамилли Г.Б. Концепция музыкального искусства в «Назначениях мелодий» Абд аль-Кадира Мараги. Опыт интерпретации средневековых трактатов о музыке // Музыкальная Академия, № 4. 2008. С. 155⸺162.

Шамилли Г.Б. «Трактат в познание мусикú» Анонима XVI века: метафора «семь климатов». К проблеме интерпретации средневековых персидских трактатов о музыке // Старинная музыка, № 3 (41). 2008. С. 22⸺27.

Шамилли Г.Б. Мусики и образ ангельского славословия. (Вопросы философии музыки исламской цивилизации) // Музыка и Время, № 8, 2006. С. 9⸺14.

Шамилли Г.Б. Истинное и ложное настоящее в «мифе» об импровизации. К проблеме интерпретации классической музыки ислама // Искусство Востока. Миф. XX век. М., 2006. С. 301⸺329.

Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана или мусики-е дастгах в аспекте трансмиссии народной и устной профессиональной музыкальных традиций // Музыковедение, № 2, 2006. С. 24⸺30.

Шамилли Г.Б. Мусики как «слово» и «вещь» // Музыка и Время, № 11, 2005. С. 9⸺16.

Материалы конференций:

Shamilli G.B. Whether “Ancient Music” Disappeared or What Makes the Melody “Jewish”? // Thought on Music in the Abrahamic Traditions-2019. Conceptions of Sound & Sonority from Antiquity to 21st Century. Proceedings of the International Scientific Conference (Moscow, 6–7 November) / Ed. by G.B. Shamilli – Moscow: SIAS, 2019. Pp. 78―79. ISBN 978-5-98287-152-7.

Shamilli G.B., A.V. Kharuto. Sephardic prayer. From the transcription to melogramma and back again // Thought on Music in the Abrahamic Traditions-2019. Conceptions of Sound & Sonority from Antiquity to 21st Century. Proceedings of the International Scientific Conference (Moscow, 6–7 November) / Ed. by G.B. Shamilli – Moscow: SIAS, 2019. Pp. 60―61. ISBN 978-5-98287-152-7.

Шамилли Г.Б. Два текстообразующих механизма в устной музыкальной традиции: своеобразие или инаковость? / Материалы Второго Международного научного этномузыкологического конгресса «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур», Астрахань, 2013. С. 35⸺36.

Шамилли Г.Б. Едины ли онтологические основания классической музыки исламского мира? / Вопросы инструментоведения. Вып. 8: Контонация: Перспективы музыкального искусства и науки о музыке: Материалы международного инструментоведческого конгресса (Санкт-Петербург, 5 −7 декабря 2011). Гл. ред. А. А. Тимошенко. СПб. 2011. С. 59⸺70.

Шамилли Г.Б. Газели Хафиза в классической музыке Ирана: взаимодействие мелодики и слова / Материалы Первой Всероссийской конференции иранистов. Москва, 12 октября 2011 г. С. 59⸺63.

Шамилли Г. Б. Категория «смысл» в классической музыке исламского мира / Материалы международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы когнитивной музыкологии». СПб. 2011. С. 50⸺53.

Шамилли Г.Б. Эволюция иранской классической музыки в зеркале жанра рисале-и мусики «трактата о мусики»: постановка проблемы // Фалак ва масъалахои таърихū-назариявии мусиқии тоҷик: маҷмȳаи мақолот / Материалы международного симпозиума «Фалак», 8‒10 октября, Душанбе, 2009. С. 140⸺161.

Шамилли Г.Б. История музыки шейха Абд аль-Кадира Мараги (1353–1435) в аспекте проблемы иноверия в суфийских текстах / Музыкальная культура в исламо-христианском контексте: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань. 2009. С. 20⸺29.

Шамилли Г.Б. Понятие «дастгах» в персидских трактатах о музыке XVII–XIX веков / Материалы научных конференций «Музыка народов мира. Проблемы изучения». Вып. 1. М., 2008. С. 373⸺388.

Шамилли Г.Б. Свидетельствование Красоты: опыт «музыкального прочтения» живописи эпохи Сефевидов. (К поэтике ирано-мусульманского искусства) / Материалы международного конгресса по изучению Азии и Африки. М., 2008. С. 618⸺621.

Shamilli G. From Kitab al-Adwar to Behjat al-Qulub: Principles of Speculation in the Iranian Philosophy of Music during XIII–XVIII с. / International Congress of Safi-ed-Din Ormavi // www. urmavi.honar.ac.ir.

Shamilli G. Persian Treatises on Music in Collections of St. Petersburg / International conference on the Gathering оf Esfahan School. Исфахан-Тегеран, 2006 // www. gathering.esfahan.honar.ac.ir.

Шамилли Г.Б. Метафора и смысл в «Книге о чанге» турецкого поэта Ахмед-и Да’и (XIV в.) // Язык и музыка: музыкальный инструмент в системе культуры. ИМК МГУ им. Ломоносова, ГММК им. Глинки, 2005.

Shamilli G. Padide-i «musiqi» darfarhang-e eslami // Miras-e farhang-e Iran darastane-ye gorn-e XXI. Moscou, 2001. S. 143–148 [на перс. яз].

Shamilli G. Treatise on Music Behjat al-Qulub (17th c.) / Abstract Book of International Congress of Asian and North African Studies. Montreal, 2000. P. 5.

Shamilli G. The Imago of the Perfect Man in the Traditional Music of Islam / Abstract Book of International Congress of Asian and North African Studies. Montreal, 2000. P. 5.

Шамилли Г.Б. О семантике средневекового макама / Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции «Невербальные коммуникации в культуре». М., 1995. С. 151–152.