
Доктор философских наук, с 1992 года. Профессор, с 1997 года. Главный научный сотрудник Сектора художественных проблем массмедиа.
Работает в Институте с 1971 года сначала в секторе социологии искусства, затем с 1982 года в секторе эстетики, с 1998 по июнь 2013 года заведующим Отделом теории искусства, с 2005 по март 2014 года заместителем директора по научной работе.
Сфера научных интересов: теория, эстетика, социология и социальная психология искусства; искусство в системе культуры,
Также:
- Профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного университета кинематографии им.
С. А. Герасимова - Председатель Комиссии Междисциплинарного изучения художественной деятельности при Научном совете РАН «История мировой культуры»
Награды:
- Лауреат премии в области киноведения и кинокритики «Слон» (2007)
- Дипломант премии в области киноведения и кинокритики «Слон» (2009)
- Благодарность министра культуры за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную деятельность, за высокий профессионализм в подготовке конференции (2009, 2011 гг.)
- Почетная грамота Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу (2012)
В прошлом:
- С 1992 по 2007 гг. — зав. Отделом
историко-теоретических и философских проблем традиционной культуры ГРЦРФ МК РФ - Профессор кафедры экономики и менеджмента исполнительских искусств
Школы-студии им.В. И. Немировича -Данченко при МХАТе им. А. Чехова; - С 2003 по 2011 гг. — ведущий научный сотрудник Отдела социологии экранных искусств ФГНИ института киноискусства МК РФ;
- С 1999 по 2007 гг. — главный редактор научного альманаха «Традиционная культура» при ГРЦРФ МК РФ;
- Профессор кафедры киноведения Вс. гос. универс. кинематографии им.
С. А. Герасимова ;
Образование, квалификация:
Сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (1968)- Аспирантура ВГИКа (1971)
- Защита диссертации на соискание кандидата искусствоведения «От законов творчества к законам восприятия» (1973)
- Защита диссертации на соискание доктора философских наук «Культурологический аспект публики как коммуникативной общности» (специальность:
17.00.08 — теория и история культуры) (1992)
Основные публикации
Монографии:
Зрелищные искусства и человек. Братислава,1985.
Мифология досуга. М.,1998.
Социальная психология искусства, Теория. Методология. История. М., 1988. Введение в социологию искусства. СПб., 2001 (в соавторстве).
Художественная жизнь императорской России: субкультуры, картины мира, ментальность. СПб., 2001 (в соавторстве).
Культура в эпоху социального хаоса. М, 2002.
Публика в истории культуры. М., 2002.
Социальная психология искусства: переходная эпоха. М., 2005.
Человек играющий в русской культуре. СПб, 2005.
Кино: реабилитация архетипической реальности. М., 2006.
Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.
Воля к сакральному. СПб., 2006.
Русский Протей. СПб, 2007.
Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. М, 2007.
Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. М, 2008.
Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М, 2011.
Ответственный редактор следующих изданий:
Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М., 2002.
Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время. М., 2003.
Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2004.
Поколение в
Искусство и цивилизационная идентичность. М., 2007.
Эстетика и теория искусства ХХ века (совм. С А. Мигуновым). М. 2005.
Эстетика и теория искусства ХХ века. Хрестоматия (совм. С А. Мигуновым. М., 2007; Театр как социологический феномен. СПб., 2009.
Культура на рубеже
Миф и художественное сознание ХХ века. М., 2011.
Очерки эстетики и теории искусства (совм. С А. Соколовым). М., 2013; Символизм как художественное направление: взгляд из XXI века (совм. С И. Светловым). М., 2013.
От искусства оттепели к искусству распада империи. М., 2013.
Автор около 100 статей в научных сборниках и журналах, активный участник научных конференций и круглых столов.
Избранные материалы конференций:
Медиа в ситуации реабилитации монологического принципа социальной коммуникации // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации. XIII Международные Лихачевские научные чтения. 16–17 мая 2013 г., СПб. 1913.
Культурологический смысл символизма как художественного направления рубежа
L arte russa tra otto e Novecento e il suo ruolo nella sintesi culturale tra oriente e Occidente// Tendenze orientaliste e arte Russa fra Otto e Novecento. Неаполь. Италия. 2013.
Идеи
Ретроспективная тенденция в эстетике ХХ века: Бахтин, Фрейденберг, Лукач // Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства. IV Овсяниковская Международная эстетическая конференция. Сб. научных докладов. М. 2010.
Художественная культура эпохи надлома империи в цивилизационном контексте // Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и
От имперского монолога к диалогу в его цивилизационном понимании // Диалог культур и партнерство цивилизаций. Становление глобальной культуры. Х Международные Лихачевские научные чтения. 13–14 мая 2010 г., СПб., 2010.
Ситуация разрыва в культуре ХХ века: актуализация нелинейного уровня преемственности // Фундаментальные проблемы культурологи. Т. 5 Теория и методология современной культурологи.
The history of art’s history: The realization of the Russian art history project of I. Grabar during the Silver Age and the
Сквозь призму кино: византийская традиция в функционировании цивилизационной идентичности // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Мат. Межд. Конференции. 13–16 сент. 2007. М., 2008.
Cinema as the Redemption of Archetypal Reality // Narration and Spectatorship in moving images: Perseption, imagination, emotion. Narration and spectatorship in moving images/ Cambridge Scholars Publishing. 2007.