Сальникова
Екатерина Викторовна

Отдел художественных проблем массмедиа
Заведующий сектором
Сальникова Екатерина Викторовна

k-saln@mail.ru

Доктор культурологии, кандидат искусствоведения

С 2017 – заведующая сектором художественных проблем массмедиа Государственного института искусствознания

Сфера научных интересов – теория и история культуры, кинематограф, телевидение, археология экранных искусств, отечественные медиа, популярное искусство России, Западной Европы и США, визуальная культура, история и теория театра, культура советского времени, повседневная культура

Также:

1996-2003, 2013-2019 – доцент, профессор кафедры философии, культурологии и политологии в Московском гуманитарном университете (МосГу), чтение курсов лекций по истории театра, истории кино, общей культурологии.

Награды:

  • Лауреат премии Министерства культуры РФ «За лучшее исследование молодому ученому», 2000 – «Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы»

  • Приз ежегодного конкурса Государственного института искусствознания по номинации «Лучшая монография года» в 2002 г. за монографию «Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы»

  • Диплом Академии РАХ за индивидуальную монографию «Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы» (Прогресс-Традиция, 2017)

  • Премия Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ в номинации «Художественная критика» за коллективную монографию «Смена вех. Отечественное кино середины 1980-х – 1990-х». Отв. ред. Е.В. Сальникова, сост. Д.А. Журкова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. (Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022)

  • Премия Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ в номинации «Теория киноискусства» за индивидуальную монографию «Путешествие через невозможное: авантюрность и фантастика Великого Немого» (Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023)

  • Премия Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ за коллективную монографию «Кинокомедия советского времени: история, настроения, подтексты» Сост. Е.В. Сальникова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. (Канон+ 2023)

  • Премия в номинации «Индивидуальная монография» ежегодного конкурса научных изданий Государственного института искусствознания, 2023 – за индивидуальные монографии «Путешествие через невозможное. Авантюрность и фантастика Великого Немого» и «Авантюрное пространство Великого Немого: настроения и подтексты».

  • Премия в номинации «История зарубежного кино» Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ за индивидуальную монографию «Авантюрное пространство Великого Немого: настроения и подтексты» (Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024).

Критическая деятельность:

  • Автор изданий «Театральная жизнь», «Театр», «Современная драматургия», «Экран и сцена», «Московский наблюдатель», 1990–1996

  • Автор буклета к спектаклю «Гамлет» в постановке Роберта Стуруа в театре «Сатирикон». 1998

  • Участник Первого Всемирного конгресса иберо-американских студенческих театров в Аргентине (Буэнос Айрес), чтение лекций о русской актерской школе. 2000

  • Телеобозреватель и кинообозреватель «Независимой газеты» 1999–2002

  • Телеобозреватель интернет-журнала «Взгляд». 2004–2005

  • Телеобозреватель, колумнист интернет-журнала «Частный корреспондент». 2006–2011

Образование:

  • Театроведческий факультет ГИТИСа (РАТИ). 1991

  • Стажировка в Тринити Колледже (Дублин, Ирландия). 1990

  • Аспирантура Государственного института искусствознания. 1991–1994

  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидита искусствоведения по теме «Основные этапы эволюции романтизма в сценическом искусстве Англии». 1995

  • Защита диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии по теме «Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры». 2012

Основные публикации

Индивидуальные монографии:

Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. СПб.: Алетейя, 2001.

Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: URSS, 2008, 2010.

Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М.: Прогресс-Традиция. 2012. (монография издана по гранту РГНФ).

Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы. М.: Прогресс-Традиция, 2017.

Путешествие через невозможное: авантюрность и фантастика Великого Немого. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023

Авантюрное пространство Великого Немого: настроения и подтексты. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024

Коллективные труды:

Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности. В 3-х частях. М.: Государственный институт искусствознания. Издательские решения по лицензии Ridero, 2019.

Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века. М.: Государственный институт искусствознания. Издательские решения по лицензии Ridero, 2019.

Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма. Коллективная монография. М.: Государственный институт искусствознания. Издательские решения по лицензии Ridero, 2020.

Смена вех. Отечественное кино середины 1980-х – 1990-х. Отв. ред. Е.В. Сальникова, сост. Д.А. Журкова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022.

Кинокомедия советского времени: история, настроения, подтексты. Сост. Е.В. Сальникова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023.

Искусство советского времени: между официозом и подпольем. Сост. Н.А. Хренов, Е.В. Сальникова, Д.А. Журкова, В.Д. Эвалльё.М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024.

Статьи в научных журналах и других изданиях:

Сальникова Е.В. «Аэлита» Якова Протазанова: Марс как часть бессознательного героя-интеллигента 1920-х // Наука телевидения. 2024. 20 (2). С. 115–150. DOI: 10.30628/1994-9529-2024-20.2-115-150. EDN: JJKLGA


Сальникова Е.В. Смеховое начало и комизм в советской кинокомедии 1960–1970-х // Художественная культура. 2024. № 1. С. 50–81. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2024-1-50-81.

Сальникова Е.В. Обсуждение работы журнала «Советский экран» в 1958 году. Кино и критика между идеологией и коммерцией // Художественная культура. 2024. № 1. С. 212–243. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2024-1-212-243.

Сальникова Е.В. Обсуждение работы журнала «Советский экран» в 1958 году. Настроения представителей киноотрасли // Художественная культура. 2024. № 3. С. 218–259. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2024-3-218-259


Сальникова Е.В. Эстетические функции музыки в приключенческом фильме

«Д’Артаньян и три мушкетера» (1978) // Искусство в искусстве / Ред.-сост. Г.У. Лукина, А.Н. Хахалкина. — М.: Государственный институт искусствознания, 2024. – С. 109-133. (300 с.) (Научно-

исследовательская серия «Искусствознание: наука, опыт, просвещение»).

ISBN 978-5-98287-227-2

DOI 10.51678/ASSEE-2024-2


Сальникова Е.В. Авантюрность и приключения как составляющие киноискусства. К вопросу о художественной сущности и разграничении понятий // Методологические и терминологические вопросы искусствознания. Научно-исследовательская серия «Искусствознание: наука, опыт, просвещение». Ред.-сост. Г.У. Лукина. М.: Государственный институт искусствознания, 2024. С. 241-269. (350 с.)

ISBN 978-5-98287-223-4


Salnikova E.V. The Colours Composition in The Diamond Arm by Leonid Gaidai // Художественная культура. 2023. № 1. С. 156–179. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-1-156-179.

Сальникова Е.В. Пластические мотивы в фильмах Гайдая: ямы, сферические тела, открывающиеся стены // Леонид Гайдай: смешно, да и… не только? К 100‑летию со дня рождения режиссера. Сборник статей. М.: ВГИК, 2023. С. 73-100. ISBN 978-5-87149-302-1


Сальникова Е.В. Фантастические фильмы Жоржа Мельеса. Игра в магию // Париж около 900-х. «Роза + Крест» Жозефена Пеладана. Сост. и отв. ред. И. Светлов, К. Лукичёва, М. Ариас-Вихиль. СПб.: Алетейя, 2023. С. 275-305.

ISBN 978-5-00165-596-1

Сальникова Е.В. Диегетическое исчезающее/невидимое в немом кино и его корни // Наука телевидения 2022. 18 (1). С. 49–78. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.1-49-78


Сальникова Е.В. «Пес Барбос и необычный кросс» в контексте советской культуры, фольклора и «игрового фантастического» // Художественная культура. 2022. № 3. С. 276-307.

Сальникова Е.В. Кино под знаком экспрессионизма: предвестие витальности // Витальность в искусстве. Современные проявления. Аналитика. Отв. ред. О.А. Кривцун. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 201-232.


Сальникова Е.В. «Сказка странствий» Александра Митты: фэнтези и философичность // Кинофантастика: от шедевров прошлого к блокбастерам настоящего. К 5-летию выхода на экраны фильма Андрея Тарковского «Солярис». Материалы круглого стола (18 февраля 2022). М.: ВГИК, 2022. С. 27-33.


Сальникова Е.В. Первая экранизация «Приключений Алисы в Стране Чудес» (ALICE IN WONDERLAND, 1903) // Наука телевидения. 2021. № 17.1. С. 75-98. DOI: 10.30628/1994-9529-2021-17.1-75-98

Сальникова Е. В. Образы насилия в западном кинематографе 1910-1920-х гг.: ментальный субстрат «перманентной войны». // Вестник славянской культуры. Научно-информационный журнал. № 4 (34) М. 2014. С. 178-195.


Ekaterina Salnikova. The Reflection on the War and Violence as the Impulsion of the Development of the Western Cinema Aesthetics in 1900-1920 // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 103. 2017 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2017) Atlantis Press. P. 412-416.


Сальникова Е. В. Современная медийная среда: ситуация многомирия // Этнографическое обозрение. М. № 4 (июль-август) 2015. С. 21-40. 


Сальникова Е.В.

О РОЛИ ПЕРЕХОДНОГО ПРОСТРАНСТВАВ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРЕ И ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКРАННОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Вестник славянских культур. 2016. № 1 (39). С. 189-204.


Ekaterina Salnikova. The Aesthetic Features of the TV Version of «The First Circle». // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. vol. 171. Atlantis Press. Paris. 2018.

International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education. (ICASSEE 2017) Режим доступа:

http://www.atlantis-press.com/php/pub.php?publication=icassee-17

Сальникова Е. В. Художественное решение экранизации романа «В круге первом» (сценарий А. И. Солженицына, режиссер Г. А. Панфилов, 2006 г.) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. (№3). С.277-292.


Сальникова Е. В. Предыстория волшебства экранов. Мотивы «Илиады» и «Одиссеи». // Наука телевидения и экранных искусств. № 14.1. М.: ГИТР, 2018. С. 62-89. (120-158)


Сальникова Е. В. Из телестудии в большой мир и обратно. К предыстории одной модели телевизионного действа // Наука телевидения и экранных искусств. М.: ГИТР. 2018. № 14(2). С. 78-106 (англ. вариант - From out of the television studio and back again. The prehistory of one model of a TV show)  http://gitr.ru/wp-content/uploads/2018/07/nt_14.2.pdf



Vartanov Anry, Salnikova Ekaterina. Distance Changes as the Means of Expression in the Cinema Art // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 368, 3rd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2019) Atlantis Press, 2019. Pp. 380-383. ISBN 978-94-6252-837-6. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-19/125923428


Сальникова Е.В. Трансформации мотивов классической драматургии в сериале «Игра престолов» // Наука телевидения. 2019, № 15-2. С. 109-135 (английская версия – Transformation of Classic Drama Motifs in Game of Thrones Series), C. 136-166 (русская версия)


Сальникова Е.В. Пространство города и повествования в фильме «Кабинет доктора Калигари» // Наука телевидения. № 16.2. 2020. С. 45-69. (WOS, РИНЦ)


Salnikova Ekaterina. Aesthetics of the Intro to ―Twin Peaks and the Intro to ―The Game of Thrones // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 284 2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2018) Atlantis Press. 2018. P. 315-319.


Сальникова Е.В. Пьеса-сказка С.Я. Маршака и телефильм «Двенадцать месяцев»: постмодернистская эстетика между советским официозом и повседневностью // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире. Параллели и взаимодействия. Сборник трудов Международной научной конференции. 21-26 апреля 2019 года. Под общей научной редакцией Г.Р. Консона. Москва: Информационно-издательский дом <Филинъ>, 2020. С. 728-744. WOS


Salnikova, Ekaterina. Civilization and City Images in the Films of Georges Méliès // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020) Ed. By Prof. Galima Lukina, Doctor of Arts, Dr. Iana Rumbal, Prof. Yong Zhang. Р.145-150. (издание не вошло в WOS)


Сальникова Е.В. Ранние образы города в кино: символическое в визуальной материи // Актуальные проблемы искусства символизма. В 2-х частях. Отв. ред. И.Е. Светлов, О.С. Давыдова. М.: «Река времен», 2022. С.82-97.


Сальникова Е. В. Минимализм крови в динамике от 1970-х к 1990-м: позднесоветский костюмный исторический фильм и сериал // Телекинет. 2022. N2(19). С. 6-13.

https://cyberleninka.ru/article/n/minimalizm-krovi-v-dinamike-ot-1970-h-k-1990-m-pozdnesovetskiy-kostyumnyy-istoricheskiy-film-i-serial?ysclid=lb3dzqxf6l926500791

Сальникова Е. В. От заставки «Твин Пикса» к заставке «Игры престолов». Эволюция механизма // Художественная культура. 2018, № 1. С. 238-259. URL:

http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/d8b/hk_2018_01_238_259_salnikova.pdf (РИНЦ)


Сальникова Е. В. Специфика пластического мышления в кино // Художественная культура. 2018, № 2. С. 138-167. URL:http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/38b/hk_2018_02_138_167_salnikova.pdf (РИНЦ)


Сальникова Е. В. Эпоха трансмедийности // Художественная культура. М. 2018, № 4. С. 102-127. ВАК


Сальникова Е.В. Образная специфика телесериала «В круге первом» // Личность и творчество А.И. Солженицына в современном искусстве и литературе: Материалы Международной научной конференции, посвященной столетию со дня рождения А.И. Солженицына. Москва, 15–17 марта 2017 г. / Гос. институт искусствознания; Дом русского зарубежья им. А. Солженицына; Русский благотворительный фонд Александра Солженицына; ред.-сост. Л.И. Сараскина. М.: Государственный институт искусствознания; Русский путь, 2018. 408 с.: ил. С. 207-221. 

ISBN 978-5-98287-131-2 


Вартанов А.С., Сальникова Е.В. Советский «поход в кино» как культурологический феномен // Художественная культура. 2019, № 3, том 2. С. 116-143. ВАК


Сальникова Е.В. Город на экране. К предыстории общих и дальних планов в раннем кинематографе // Художественная культура. 2019, № 3. С. 218-247. ВАК


Сальникова Е.В. Эпоха сериального бума и проблемы жанрового развития российского сериала // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: сб. материалов научно-практической конференции. Москва, 29-30 октября 2018. Сост. и научн. ред. Н.Г. Кривуля. М.: Издательство Московского университета, 2019. С. 130-144.


Сальникова Е.В. Две тенденции в эстетике современного артхаусного кино // Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Международная научно-практическая конференция, 5-6 октября 2018. М.: Государственный институт искусствознания. 2019. С. 59-70.


Сальникова Е.В. Экранная вселенная Жоржа Мельеса // Вопросы культурологии. 2019, № 1. С. 28-37.


Сальникова Е.В., Дмитриевский В.Н., Крутоус В.П. О многосложности хронотопа спектакля // Вопросы театра. 2020, № 3-4. С. 440-457.URL: http://theatre.sias.ru/upload/voprosy_teatra/VT_2020_3-4_440-457_salnikova_dmitrievskiy_krutous.pdf


Сальникова Е.В. Образы цивилизации и города в фильмах Жоржа Мельеса // Художественная культура, 2020, № 2. С. 170-201. URL:

http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/898/hk_2020_2_170_201_salnikova.pdf


Сальникова Е.В. Пространство города и повествования в фильме «Кабинет доктора Калигари» // Наука телевидения. № 16.2. 2020. С. 45-69.


Сальникова Е.В. Экранная вселенная Жоржа Мельеса // Вопросы культурологии. М., 2019, № 12. С. 52-60. 


Сальникова Е.В. Вместо введения, или Гуманитарный «Декамерон» // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма / под ред. А.А. Новиковой, Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё. М.: Издательские решения, 2020. 664 с. С. 3-27


Сальникова Е.В. К истории дистанционности и личностного катастрофизма // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма / под ред. А.А. Новиковой, Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё. М.: Издательские решения, 2020. 664 с. С. 210-232.


Сальникова Е.В. Образы эпидемий в кино // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма / под ред. А.А. Новиковой, Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё. М.: Издательские решения, 2020. 664 с. С. 286-340.


Сальникова Е.В. Полисемантика пьесы-сказки С.Я. Маршака и телефильма «Двенадцать месяцев» в контексте культуры советского времени // Сказка в фольклоре, литературе и искусстве. Традиционное и новое: Сборник научных статей / Ред.-сост. Л.В. Фадеева; науч. ред. Л.В. Фадеева, Т.В. Хлыбова. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 360–384.



Salnikova, Ekaterina. Civilization and City Images in the Films of Georges Méliès // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020) Ed. By Prof. Galima Lukina, Doctor of Arts, Dr. Iana Rumbal, Prof. Yong Zhang. Р.145-150.


Кривцун О.А., Беспалов О.В., Проклов И.Н., Беликова М.А., Флорковская А.К., Лукина Г.У., Савенко С.И., Дуцев М.В., Сальникова Е.В., Ступин С.С., Карпов А.В., Мутья Н.Н. Витальность искусства: подходы к исследованию // Художественная культура. 2021. № 1. С. 304-353.


Сальникова Е.В. «Алгол. Трагедия власти» (1920) — футуристический пеплум и репетиция «Метрополиса» // Художественная культура. 2021. № 2. С. 286-321.


Сальникова Е. В. Парадность картинок и реалии непосредственного бытия в отечественном кинематографе 1930-1980-х годов. // Обсерватория культуры. М., 2007. № 3.  

Сальникова Е. В. Человек и зрелище. Линии взаимного притяжения. // Человек. М., 2009. № 5. С. 160–170.

Сальникова Е. В. Средневековая предыстория визуальности. // Обсерватория культуры. М., 2010, С. 130–136.

Сальникова Е. В. Семантика «коробки» в XVI–XVII вв. Человек перед лицом бесконечности. // Дом Бурганова. Пространство культуры. М. 2011. № 2. С. 93–105.

Сальникова Е. В. Иллюзионизм и иллюзионисты начала XVII в. как предисловие к технической визуальной культуре конца XIX–XX вв. // Знание. Понимание. Умение. М., 2011, № 4. С. 129–134.

Сальникова Е. В. К предыстории технической визуализации. Предметы-спутники внутреннего созерцания индивида. // Художественная культура. М. 2011. № 1.

Сальникова Е. В. Аспекты эволюции носителей информации на переломе к Новому времени: роль медицинского вскрытия и анатомического театра в контексте современной технической визуальной культуры. // Культура и искусство. М., 2011, № 3. 

Сальникова Е. В. Искусство актера в романтическом театре Англии концаXVIII – первой трети XIX веков. // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. М.: Государственный институт искусствознания, 1996. С. 148–162.

Сальникова Е. В. Логика жанра. // Современная драматургия. М., 1997. № 2. С. 162–170. 0,7 а.л.

Сальникова Е. В. Конфликтный путь. (Эволюция сюжетосложения в игровом искусстве). // Cовременная драматургия. М., 1999. С. 147–155. 1 а.л.

Ekaterina Sal’nikova. Entdeckung eines neuen Lebens. Fruhe Fernsehwerbung in Russland. / Kommerz, Kunst, Unterhaltung. Die neue Popularkultur in Zentral- und Osteuropa. Bremen, Edition Temmen 2002.

Сальникова Е. В. Культ ночи – наследие романтизма в ХХ веке. // Ночь как культурологический феномен. От заката до рассвета. Сборник статей. Редактор-составитель Дуков Е.В. Спб.: Дмитрий Буланин. 2005. С. 22–44.

Сальникова Е. В. Советская обыденность в контексте большой идеологии. Образы журнальных страниц. // Опыт повседневности. Сборник статей. Редакторы-составители Богемская К. Г., Юнисов М. В. Спб.: Дмитрий Буланин. 2005. С. 38–73.

Сальникова Е. В. Исторический слом в судьбе интеллигенции: интерпретация проблемы в современной популярной культуре. // Ценности общества и ценности интеллигенции. Сборник статей по материалам VIIМеждународной теоретико-методологической конференции, проведенной в РГГУ 7 апреля 2006 г. М. 2006. (Издание подготовлено при поддержке РФФИ). С. 272–276.

Сальникова Е.В. Развлечение городом, или Бесплатные удовольствия в пространстве тотальной коммерции. // Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. Спб.: Дмитрий Буланин. 2007. С. 32–61.

Сальникова Е. В. Эволюция визуального ряда в советском кино от 1930-х к 1980-м // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). – М.: ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2010. СС. 335–358.

Сальникова Е. В. Визуальность как идеальная материя мифологии в ХХ веке. // Миф и художественное сознание ХХ века. Сборник статей под редакцией Н.А.Хренова. М.: Канон +, 2011. С. 594–611.

Главы коллективных монографий:

Сальникова Е.В. Феномен виртуальности. // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Коллективная монография в трех томах. Том 1. Процессы глобализации и система масс-медиа. М.: Государственный институт искусствознания. 2005. С.277–318. (2 а.л.)

Сальникова Е. В. Развитие рекламы в начале ХХ века. // Средства массовой коммуникации в художественной культуре России. Коллективная монография в четырех томах. Т.I. М.: Государственный институт искусствознания. М. 2001. C. 41–62.

Сальникова Е. В. Российское кино конца 1990-х – начала 2000-х гг. // Средства массовой коммуникации в художественной культуре России. Коллективная монография в четырех томах. Т. IV. М.: Государственный институт искусствознания. М. 2003. C.155–216.

Сальникова Е. В. Англия. Театр. (В соавторстве с Образцовой А. Г.) // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство XIX века. Англия. Скандинавия. Восточная Европа. Коллективная монография. III книга. Спб.: Дмитрий Буланин. 2004. (Федеральная целевая программа «Культура России»). С. 47–99.

Сальникова Е. В. Телевидение. Конфликт интересов. (В соавторстве с Вартановым А.С., Новиковой А.А.) // Очерки культурной жизни России на рубеже веков. В трех томах. Коллективная монография под общей редакцией Рубинштейна А.Я., Сорочкина  Б. Ю. Спб.: Алетейя. 2005. С. 248–269.

Сальникова Е. В. Трансформация исполнительской стилистики в России на рубеже XX–XXI веков. Герои и обстоятельства. // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Коллективная монография в трех томах. Том 2. Процессы глобализации и система масс-медиа. М.: Государственный институт искусствознания. 2006. С. 98–123.

Сальникова Е. В. Духовный мир детей и телевидение. Взгляд искусствоведа. (В соавторстве с Вартоновым А.С., Петрушанской Е.М., Новиковой А.А.) // Дети и культура. Коллективная монография. Ответственный редактор Сорочкин Е. Ю. М. URSS. 2007. С. 37–57.

Сальникова Е.В. Виртуальная деревня дистанционной эры. // Глобализация в культурологическом измерении. Учебное пособие. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 2005. C. 244–265. (1 а.л.)

Сальникова Е. В. Вариации артистического начала в рекламе. // Феномен артистизма в современном искусстве. Коллективная монография. Ответственный редактор О. А. Кривцун. М.: Индрик. 2008. С. 399–430. (2 а.л.)

Сальникова Е.В. Эпоха диагоналей. Романтические высоты английского театра. // Высокое и низкое в художественной культуре. Коллективная монография. Ответственный редактор Ю. А. Богомолов. Спб.: Нестор-История. 2010. С. 42–68. (1 а.л.) (в печати)

Сальникова Е.В. Аура большого мира. // Феномен ауры в художественной культуре. Коллективная монография. Ответственный редактор О. А. Кривцун. М.: Индрик. 2011. (2 а.л.)