РУССКИЙ    |    ENGLISH
Сальникова Екатерина Викторовна
Сальникова Екатерина Викторовна

Доктор культурологии, с 2012 г. Ведущий научный сотрудник, с 2012 г. Работает в институте с 1994 г. в Секторе (Отделе) художественных проблем СМК (с 2013 г. — Сектор Медийных искусств отдела массовых и медийных искусств)

Сфера научных интересов — популярное искусство России, Западной Европы и США, визуальная культура, история театра, культура советского времени, повседневная культура

Также:

Профессор факультета философии, культурологии и искусства в Московском гуманитарном университете (курсы лекций по истории театра, истории кино, истории и теории праздничной культуры, культуре США)

Награды:

В прошлом:

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. СПб.: Алетейя, 2001.

Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: URSS, 2008, 2010.

Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М.: Прогресс-Традиция. 2012. (монография издана по гранту РГНФ).

Статьи в нучных сборниках, альманахах, журналах:

Сальникова Е. В. Парадность картинок и реалии непосредственного бытия в отечественном кинематографе 1930–1980-х годов. // Обсерватория культуры. М., 2007. № 3.

Сальникова Е. В. Человек и зрелище. Линии взаимного притяжения. // Человек. М., 2009. № 5. С. 160–170.

Сальникова Е. В. Средневековая предыстория визуальности. // Обсерватория культуры. М., 2010, С. 130–136.

Сальникова Е. В. Семантика «коробки» в XVI—XVII вв. Человек перед лицом бесконечности. // Дом Бурганова. Пространство культуры. М. 2011. № 2. С. 93–105.

Сальникова Е. В. Иллюзионизм и иллюзионисты начала XVII в. как предисловие к технической визуальной культуре конца XIX—XX вв. // Знание. Понимание. Умение. М., 2011, № 4. С. 129–134.

Сальникова Е. В. К предыстории технической визуализации. Предметы-спутники внутреннего созерцания индивида. // Художественная культура. М. 2011. № 1.

Сальникова Е. В. Аспекты эволюции носителей информации на переломе к Новому времени: роль медицинского вскрытия и анатомического театра в контексте современной технической визуальной культуры. // Культура и искусство. М., 2011, № 3.

Сальникова Е. В. Искусство актера в романтическом театре Англии конца XVIII — первой трети XIX веков. // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. М.: Государственный институт искусствознания, 1996. С. 148–162.

Сальникова Е. В. Логика жанра. // Современная драматургия. М., 1997. № 2. С. 162–170. 0,7 а.л.

Сальникова Е. В. Конфликтный путь. (Эволюция сюжетосложения в игровом искусстве). // Cовременная драматургия. М., 1999. С. 147–155. 1 а.л.

Ekaterina Sal’nikova. Entdeckung eines neuen Lebens. Fruhe Fernsehwerbung in Russland. / Kommerz, Kunst, Unterhaltung. Die neue Popularkultur in Zentral- und Osteuropa. Bremen, Edition Temmen 2002.

Сальникова Е. В. Культ ночи — наследие романтизма в ХХ веке. // Ночь как культурологический феномен. От заката до рассвета. Сборник статей. Редактор-составитель Дуков Е. В. Спб.: Дмитрий Буланин. 2005. С. 22–44.

Сальникова Е. В. Советская обыденность в контексте большой идеологии. Образы журнальных страниц. // Опыт повседневности. Сборник статей. Редакторы-составители Богемская К. Г., Юнисов М. В. Спб.: Дмитрий Буланин. 2005. С. 38–73.

Сальникова Е. В. Кинопортрет кризиса западно-европейского общества на рубеже XX–XXI веков. // Культурные трансформации в информационном обществе. Ответственный редактор Шендрик А.И. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 2006. С. 221–230. (Сборник по материалам Международной конференции «Культурные трансформации в информационном обществе», Московский гуманитарный университет, 26—28 ноября 2006 г. при поддержке РФФИ, проект № 06-06-85094.)

Сальникова Е. В. Исторический слом в судьбе интеллигенции: интерпретация проблемы в современной популярной культуре. // Ценности общества и ценности интеллигенции. Сборник статей по материалам VII Международной теоретико-методологической конференции, проведенной в РГГУ 7 апреля 2006 г. М. 2006. (Издание подготовлено при поддержке РФФИ). С. 272–276.

Сальникова Е. В. Развлечение городом, или Бесплатные удовольствия в пространстве тотальной коммерции. // Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. Спб.: Дмитрий Буланин. 2007. С. 32–61.

Сальникова Е. В. Эволюция визуального ряда в советском кино от 1930-х к 1980-м // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2010. СС. 335–358.

Сальникова Е. В. Визуальность как идеальная материя мифологии в ХХ веке. // Миф и художественное сознание ХХ века. Сборник статей под редакцией Н. А. Хренова. М.: Канон +, 2011. С. 594–611.

Главы коллективных монографий:

Сальникова Е. В. Феномен виртуальности. // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Коллективная монография в трех томах. Том 1. Процессы глобализации и система масс-медиа. М.: Государственный институт искусствознания. 2005. С.277–318. (2 а.л.)

Сальникова Е. В. Развитие рекламы в начале ХХ века. // Средства массовой коммуникации в художественной культуре России. Коллективная монография в четырех томах. Т.I. М.: Государственный институт искусствознания. М. 2001. C. 41–62.

Сальникова Е. В. Российское кино конца 1990-х — начала 2000-х гг. // Средства массовой коммуникации в художественной культуре России. Коллективная монография в четырех томах. Т. IV. М.: Государственный институт искусствознания. М. 2003. C.155–216.

Сальникова Е. В. Англия. Театр. (В соавторстве с Образцовой А. Г.) // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство XIX века. Англия. Скандинавия. Восточная Европа. Коллективная монография. III книга. Спб.: Дмитрий Буланин. 2004. (Федеральная целевая программа «Культура России»). С. 47–99.

Сальникова Е. В. Телевидение. Конфликт интересов. (В соавторстве с Вартановым А.С., Новиковой А.А.) // Очерки культурной жизни России на рубеже веков. В трех томах. Коллективная монография под общей редакцией Рубинштейна А.Я., Сорочкина Б. Ю. Спб.: Алетейя. 2005. С. 248–269.

Сальникова Е. В. Трансформация исполнительской стилистики в России на рубеже XX–XXI веков. Герои и обстоятельства. // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Коллективная монография в трех томах. Том 2. Процессы глобализации и система масс-медиа. М.: Государственный институт искусствознания. 2006. С. 98–123.

Сальникова Е. В. Духовный мир детей и телевидение. Взгляд искусствоведа. (В соавторстве с Вартоновым А.С., Петрушанской Е.М., Новиковой А.А.) // Дети и культура. Коллективная монография. Ответственный редактор Сорочкин Е. Ю. М. URSS. 2007. С. 37–57.

Сальникова Е. В. Виртуальная деревня дистанционной эры. // Глобализация в культурологическом измерении. Учебное пособие. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 2005. C. 244–265. (1 а.л.)

Сальникова Е. В. Вариации артистического начала в рекламе. // Феномен артистизма в современном искусстве. Коллективная монография. Ответственный редактор О. А. Кривцун. М.: Индрик. 2008. С. 399–430. (2 а.л.)

Сальникова Е. В. Эпоха диагоналей. Романтические высоты английского театра. // Высокое и низкое в художественной культуре. Коллективная монография. Ответственный редактор Ю. А. Богомолов. Спб.: Нестор-История. 2010. С. 42–68. (1 а.л.) (в печати)

Сальникова Е. В. Аура большого мира. // Феномен ауры в художественной культуре. Коллективная монография. Ответственный редактор О. А. Кривцун. М.: Индрик. 2011. (2 а.л.)