125000 Москва
Козицкий переулок, дом 5
тел.: + 7 495 694-03-71
факс: + 7 495 785-24-06
institut@sias.ru
РУССКИЙ   |   ENGLISH

Акопян Левон Оганесович

Акопян Левон Оганесович

Доктор искусствоведения, заведующий сектором теории музыки, с 2010 г., заведующий Отделом современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания, член научной редколлегии Нового собрания сочинений Дмитрия Шостаковича, Москва.

с 2010 по настоящее время — редактор интернет-журнала ГИИ «Искусство музыки. Теория и история».

Образование:

  • 1975 — окончил Ереванский государственный университет
  • 1981 — окончил Ереванскую государственную консерваторию
  • 1981–92 — научный сотрудник Института искусств Академии наук Армении, Ереван
  • 1986 — кандидатская диссертация: «Мелодические структуры средневековых армянских духовных песнопений и их отражение в хазовом (невменном) письме» (Москва, Государственный институт искусствознания)
  • 1996 — докторская диссертация: «Анализ глубинной структуры музыкального текста» (Москва, Государственный институт искусствознания)

В прошлом:

  • 1993–1995 — внештатный редактор, автор, переводчик
  • 1995–2009 — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания
  • 2002–03 — стипендия фонда Фулбрайта, США (Калифорнийский университет, Беркли)
  • с 2007 по настоящее время ­- редактор русской версии журнала Gramophone

Языки: армянский, русский, польский, английский, французский (активно), итальянский, немецкий, новогреческий (со словарем).

Основные публикации

Книги:

Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995.

Music of the Soviet Age, 1917–1987. Stockholm: Melos, 1998.

Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. СПб.: Д. Буланин, 2004.

Моцарт. Путеводитель. М.: Классика XXI, 2006.

Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010.

Статьи:

Напевы шараканов (духовных гимнов) и их разновидности // Эчмиадзин, 1992, № 4/5 (на армянском языке; перепечатано в: Manrusum. Problems of History, Theory and Aesthetics of Sacred Music. Vol. II. Yerevan, 2005).

The Versification of the Šarakan Hymns // Revue des études arméniennes (Paris), vol. 24, 1993.

Теория музыки в поисках «научности». Методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная Академия, 1997, № 1 и 2.

«Художественные открытия» Четырнадцатой симфонии // Музыкальная Академия, 1997, № 4.

О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией // Музыкальная Академия, 1999, № 1.

Эдгар Варез // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. М.: ГИИ, 2000.

Отверженные детища Шостаковича: опусы 12, 14, 20 // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб.: Композитор, 2000.

Восьмигласие как идея (на примере средневековой армянской гимнодии) // Православна монодiя: ïï богословська, лiтургiчна та естетична сутнiсть. Науковий вiсник нацiональноï музичноï академiï Украïни, випуск 15. Киïв, 2001.

The Nose and the Fourteenth Symphony: an Affinity of Opposites // Shostakovich and His World. Ed. by Laurel E. Fay. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2004.

The Beginning and the End of the Soviet Avant-Garde: 1956–1982 // Duchowość Europy Środkowej i Wschodniej w muzyce końca XX wieku. Pod redakcją Krzysztofa Droby, Teresy Maleckiej i Krzysztofa Szwajgiera. Kraków: Akademia Muzyczna, 2004.

«Ich hab euch niemals geliebt, ihr Götter!» Šostakovič und die proletarische Musik // Osteuropa, 56, 8 (2006). Dmitrij Šostakovič. Grauen und Grandezza des 20. Jahrhunderts.

Zur Symbolik von Zwölftonreihen im Spätwerk Šostakovičs // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Hochschule für Musik Carl Maria von Weber Dresden, 2006.

Музыка как отражение человеческой целостности // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. М.: URSS, 2007.

Muzyka jako odzwierciedlenie holistycznego obrazu człowieka // Ruch muzyczny, 2007, 20.

Эдгар Варез; Мортон Фелдман; Лу Харрисон; Конлон Нэнкэрроу // Музыкальная культура США ХХ века. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2007.

Шостакович, Пролеткульт и РАПМ // Dmitrij Šostakovič tra musica, letteratura e cinema. Firenze: Leo S. Olschki, 2008.

Tertium datur. Die sowjetische Musikavantgarde 1956–1982 // Osteuropa, 59, 4 (2009). Macht Musik. Kultur und Gesellschaft in Russland.

Shostakovich, Proletkul’t and RAPM // Shostakovich Studies 2. Ed. by P. Fairclough. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2010.

Большие теоретические концепции в музыкознании: свет и тени // Науковий вiсник Национальноï музичноï академиï Украïни именi П. I. Чайковського. Випуск 80. Наука про музику сьогоднi: проблеми та перспективи. Киïв, 2009. Перепечатано в: Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии. Материалы Международной научной конференции 21—23 октября 2008 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2009; Этот многообразный мир музыки. Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского. М.: Государственный институт искусствознания, 2010.

Octoëchos as an Idea: On the Example of Medieval Armenian Sacred Hymnody // Across Centuries and Cultures. Musicological Studies in Honor of Joachim Braun. Frankfurt am Main, etc.: Peter Lang, 2010.

La musique soviétique de Lénine à Staline (1917–1953). Les méandres de l’histoire // Lénine, Staline et la musique. Paris: Fayard, 2010.

Картинки к Апокалипсису: об одной знаковой оратории // Композиторская техника как знак. Сборник статей к 90‑летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. Петрозаводск: ПГК им. Глазунова, 2010.

По следам Шенкера: редукционизм // Музыкально-теоретические системы XX века. М., Музиздат, 2011. Воспроизведено в: Искусство музыки. Теория и история, № 6, 2012.

Джачинто Шельси // Искусство музыки. Теория и история, № 1–2, 2011.

Музыкальность Хармса // Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского. Выпуск 98. Мир музыковедения: стратегии, дискурсы, сюжеты. Елене Сергеевне Зинькевич посвящается. Киев: НМАУ им. П. И. Чайковского, 2011. С. 270–281.

The Šarakan Hymn Tunes and their Subdivisions // Revue des Études Arméniennes (Paris), vol. 33, 2011.

Жан Барраке (1928–1973) // Искусство музыки. Теория и история, № 3, 2012.

The Reception of Soviet Music in the West: a History of Sympathy and Misunderstandings // Musicology. Journal of the Institute of Musicology of the Serbian Academy of Sciences and Arts (Музикологиja. Часопис Музиколошког института Српске академиjе наука и уметности), no. 13, 2012.

Армянское осмогласие и пение по хазам как феномены средневековой христианской культуры // Искусство музыки. Теория и история, № 5, 2012.

Роберто Герхард (1896–1970) // Искусство музыки. Теория и история, № 7, 2013.

Религиозный аспект в поздней советской музыке: от Д. Д. Шостаковича и далее // От искусства оттепели к искусству распада империи. Сб. статей. Отв. ред. Н. А. Хренов. М.: ГИИ, Канон+, 2013. С. 272–285.

(В соавторстве с Р. Берченко) Глава «Теория и история музыки» в книге «История русской музыки», том 10Б. М.: Музыка, 2004.

Научные переводы:

К. Г. Юнг. Дух и жизнь. М.: Практика, 1996.

К. Ясперс. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

Музыкальный словарь Гроува. М.: Практика, 2001, 2‑е издание, расширенное и дополненное, 2007.

Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского (на английский). М.: Музыка, 2006.

Ева и Пауль Бадура-Скода. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 2011.

М. Томашевский. Шопен. Человек, творчество, резонанс М.: Музыка, 2011.