Воробьева
Дарья Николаевна

Сектор искусства стран Азии и Африки
Воробьева Дарья Николаевна

Основные публикации

Кандидат искусствоведения, с 2013. Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, сектора искусства стран Азии и Африки, с 2014.

Сфера научных интересов: искусство Индии эпохи раннего Средневековья, архитектура и скульптура; храмы индуизма, джайнизма, буддизма; пещерная и скальная архитектура; музыкальная иконография; проблема взаимодействия визуальных, пространственных и музыкального искусств в контексте художественной деятельности, в том числе, интерпретация Gesamtkunstwerk в современных произведениях; пластические искусства в актуальных арт-практиках.

Также:

  • Куратор, старший научный сотрудник Научного отдела Московского музея современного искусства (с 2006).
  • Преподаватель курса «Искусство средневекового Востока» кафедры ТИИ МГХПА им. С. Г. Строганова (с 2014).
  • Научный редактор энциклопедических статей по искусству стран Востока в Новой российской энциклопедии (2008–2010).
  • Организация и курирование Семинара молодых индологов в ГИИ (2008–2009).
  • Спецкурс «Пещерные храмы Индии» на отделении истории и теории искусства Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (2014)
  • Междисциплинарный семинар для аспирантов ГИИ «Искусство Индии», с 2014.

Избранные публикации (всего более 30):

  • Воробьева Д. Н. Интерпретация образа карлика в сакральном искусстве Индии V—X вв. // Искусствознание, 1–2, 2014. С.212–243. http://sias.ru/211-243_Vorobyova%20top.pdf
  • Воробьева Д. Н. Музыкальная иконография в индийском искусстве раннего средневековья. На материале скульптуры Эллоры, Аджанты и Аурангабада // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах ГИТИСа, 2010. С. 89–101.
  • Воробьева Д. Н. Отображение древнеиндийского театра в рельефах храмового комплекса Эллоры // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2009 № 3. С. 45–54.
  • Воробьева Д. Н. Небесные музыканты в индийской скульптуре V–X веков (на материале пещерных храмов Махараштры) // Научный вестник Московской консерватории, 2013, № 4.
  • Воробьева Д. Н. Грани цирковой метафоры в отечественном искусстве XX-начала XXI в. // Игра в цирк. М.: Московский музей современного искусства, 2014. C. 44–49.
  • Андрей Волков. Скульптура. Каталог / Вст. Ст. Воробьевой Д. М., 2014.
  • Воробьева Д. Н. Эллора — от храма к музею. История памятника в индийской действительности // Сохранность и сакральность / Искусство Востока. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Е. А. Сердюк. М.: ГИИ, 2012. С.123–151. http://sias.ru/en/publications/books/?ELEMENT_ID=2238
  • Воробьева Д. Кайласанатха и Чхота Кайласа в Эллоре. Проблема реплики в индийской архитектуре // Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока. М.: ГИИ, 2014. С. 126–139. http://sias.ru/publications/books/?ELEMENT_ID=3427
  • Воробьева Д. Н. Махабалипурам // Большая российская энциклопедия. Т.19. М.: Научное издательство «БРЭ», 2012. С.401–402.
  • Воробьева Д. Н. Матхура // Большая российская энциклопедия. Т.19. М.: Научное издательство «БРЭ», 2012. С.388–389.
  • ZEN d’ART. Гендерная история искусства на постсоветском пространстве. 1989–2009 / Редакторы-составители: О. Саркисян, Н. Каменецкая, Д. Воробьева. М.: Московский музей современного искусства, 2010.
  • Игра в цирк. Научно-исследовательское издание / Редакторы-составители Воробьева Д., Дьячкова Н. М.: Московский музей современного искусства, 2014.
  • Видеоигры и искусство. Сборник конференции / Отв. редактор: Воробьева Д. М.: Московский музей современного искусства, 2009 [Эл.формат].
  • Цирковая тема в современном искусстве. Сборник конференции / Отв. редактор Воробьева Д. М.: Московский музей современного искусства, (в печати).
  • Lukka, Valerij Nikolaevič // Allgemeines Kuenstlerlexikon. De Gruyter. (в печати).

Кураторская деятельность, выставки:

  • «Материя памяти» (совм. с Турчиной О.), Московский музей современного искусства, 2014.
  • «Игра в цирк» (совм. с Дьячковой Н.), Московский музей современного искусства, 2014.
  • «За границами предмета». Выставка художника Н. Марченко и скульптора О. Уварова, t-gallery, 2013.
  • «Виртуальные марины» (совм. с Югай И.), Государственный Дарвиновский музей, 2010.
  • «Game Аrt», Московский музей современного искусства., 2008.
  • «День открытых дверей», член кураторской группы, Московский музей современного искусства, 2010.
  • «От штудии к арт-объекту», член кураторской группы, Московский музей современного искусства, 2009.

Организация научных конференций:

  • «Видеоигры как искусство: современное состояние вопроса», Московский музей современного искусства, 2008.
  • «От штудии к арт-объекту», Московский музей современного искусства, 2009.
  • «Цирковая тема в современном искусстве», Московский музей современного искусства, 2014.

Избранные материалы конференций (тезисы, доклады):

  • Vorobieva D. Peculiarities of ancient Indian theater as reflected in musicians’ images in Ellora cave temples. // Music, Body, and Stage: The Iconography of Music Theater and Opera. The Tenth Conference of the Research Center for Music Iconography New York, CUNY, 2008. Р. 29–30.
  • Воробьева Д. Н. Мотивы древнеиндийского театра в скульптуре храмового комплекса Эллоры // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008.
  • Воробьева Д. Н. Храмовый комплекс Эллоры глазами европейского путешественника XVII—XIX вв.: эволюция восприятия // Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций. Тезисы докладов. СПб. 2009 г. С. 157.
  • Воробьева Д. Н. Музыкальная иконография индийской скульптуры. На материале пещерных храмов Махараштры V—X вв. // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев. М.: Макс Пресс, 2009. С. 3–4.
  • Ворьбьева Д. Н. Архитектура храма Кайласанатха в Эллоре. Южноиндийские прототипы // Вопросы всеобщей истории архитектуры. НИИТИАГ, 2013.
  • Воробьева Д. Н. Традиция пещерной архитектуры Индии. Истоки, эволюция, семантика // Вопросы всеобщей истории архитектуры. НИИТИАГ, 2014.
  • Воробьева Д. Н. Музыкальные инструменты как атрибуты божеств в скульптуре храмов раннесредневековой Индии (индуизм, буддизм, джайнизм) // Вестник МГК, по материалам выступления на Второй музыкально-иконографической конференции «Культура Запада и культура Востока» в МГК им. П. И. Чайковского, 2014.
  • Воробьева Д. Н. Образы гандхарв в индийском искусстве. Связь описания и изображения. Выступление с докладом на заседании семинара «Текстология и источниковедение Востока».
  • Воробьева Д. Н. Образ карлика в иконографической программе индийского храма (Аджанта, Эллора, Аурангабад) V—X вв. // «Рериховские чтения». Текст и проблемы истории культуры древней и средневековой Индии и Центральной Азии» в ИВ РАН, 2014.
  • Darya Vorobyeva. Music and War on Walls of Kailasanatha Temple in Ellora // Sounds of Wars and Victories: Military Musicians on Battlefields and Promenades, Thirteenth Conference of the Research Center for Music Iconography, commemorating the centennial of World War I at the City University of New York, 2014.
  • Висмаяхаста как жест пения в индийской иконографии // «Рериховские чтения» в ИВ РАН, ноябрь 2014.
  • Карлики в древнеиндийском религиозном искусстве: аспекты интерпретации // «Письменные памятники Востока. Проблемы перевода и интерпретации» в ИВ РАН, доклад, октябрь 2014.
  • Воробьева Д. Н. Грани цирковой метафоры в современном отечественном искусстве // Актуальные вопросы развития искусствоведения в России и странах СНГ. Казань, 2014. C. 418–423.