Гусейнова
Диляра Айдыновна

Сектор искусства стран Азии и Африки
Гусейнова Диляра Айдыновна

Кандидат искусствоведения, с 1983 г.(тема диссертации «Нуман Ашур и социальная драма АРЕ»)

Старший научный сотрудник ГИИ. Работает в институте с 1978 г. в Секторе искусств стран Азии и Африки
Сфера научных интересов — традиционный театр Арабского Востока, мистериальный театр, фольклор, современный театр арабских стран.
Ответственный редактор серийного выпуска «Театр и зрелищные формы Востока».

Диплом победителя конкурса на лучшую публикацию 2006г. ГИИ искусствознания за сборник статей «Искусство Востока. Миф. Восток. ХХвек» (отв.редактор).

Диплом финалиста конкурса на лучшую публикацию 2012года ГИИ искусствознания за сборник статей «Театр и зрелищные формы Востока. От ритуала к спектаклю» (отв. редактор).

Образование:

МГУ — Институт стран Азии и Африки, 1973 (специальность: арабский язык и литература)
Аспирантура Государственного института искусствознания, 1975-1978

Основные публикации

Монографии

Алжирский театр. Очерки истории. М., 1995

Народные зрелищные формы арабских стран. Феномен «та’зие». М., ГИТИС. 2016.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

1. Народные зрелищные формы Египта// «Кобустан» (ж.), Баку,1978.№ 2.

2.У истоков арабского театра.// ж. «Азия и Африка сегодня», М.,1978,№ 11.

3.Драматургия Нумана Ашура.// Театральное искусство Востока.
Особенности развития.. М., ГИТИС, 1984.

5. Великодушные" увозят приз.// ж. "Азия и Африка сегодня",1989,№ 9.

6.Стилистика повествовательного жанра в арабских народных зрелищах. //
Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия. М.,1997.

7.К истории одного путешествия.// География искусства. Вып.11.
М.,1998.
8. " Восток-Запад" в драматургии Катеба Ясина.// Взаимодействие
художественных культур Востока и Запада. СПб., 1998.

9.К вопросу о феномене религиозного и художественного в мистериальном
театре «та’зие».// Искусство Востока. Художественное своеобразие.
Вып.2.СПб.,2002.

10.К вопросу о мифологических аспектах в мистериальных представлениях
«та’зие».// Искусство Востока. Миф. Восток. ХХвек. СПб.,2006.

11. Путешествие в Париж Рифа’а ат-Тахтави. — ж. «Обсерватория искусств»,
М. 2007 № 4.

12.Формообразующее начало ритуальных шествий //
Искусство Востока. Вып.3. М., 2009.
13. Мистерия «та’зие» в контексте культуры Азербайджана. // Искусство
тюркских народов. Вып.1.Казань, 2009.

14.Традиционные зрелищные формы арабского востока// Театр и зрелищные формы Востока. От ритуала к спектаклю// Вып.1. М.ГИТИС. 2012.

15. К вопросу о специфике театрального пространства в традиционных зрелищных формах Арабского Востока.// Театр и зрелищные формы Востока. Феномен игровой культуры. Музыка, маски, костюм, пространство. Вып.2. М., ГИТИС.2014.

16. Театр Сирии.// БРЭ. М.,2014.

17. Образ танца — образ страны// Визитная карточка. М.,ГИИ 2016г.

18. Национальный театра Алжира// БРЭ.М,. 2017 г.
19. Лекция " Зрелищные театрализованные формы в странах Арабского Востока" — «Электротеатр» , март 2017г. (youtube)

20. Сакрализация сценического пространства// ж. «Исламоведение» , 2019. № 2

21. Театрализованные представления религиозного культа// Культура Востока. Границы сакрального пространства. Вып.4. М., ГИИ. 2019 .

22.Перевод и комментарии гл. «Театральная практика» из книги С.Леви «Индийский театр»; гл. «Театр Востока и Запада: перспективы создания тотального театра» Л.Пронко. // Театр и зрелищные формы Востока. История исследований. Вып. 4, М., ГИТИС, 2019

Участие в конференциях.

1.О влиянии русской сценической культуры на азербайджанский театр.//
Художественные связи России и Востока. Научная конференция,
М., Государственный Музей Востока,1994.

2.Историческое формирование стилевых и идейных принципов арабского
национального театра // Ислам и культура. Международная научная
конференция. М.: Университет дружбы народов, 1994.

3.Сценическое пространство в театральном искусстве Востока //
Невербальные коммуникации в культуре.- Межвузовская научная
конференция. — РГГУ, М.,1995.

4.Традиционный театр мусульманского Востока. // V Международный
семинар по искусству ислама. — Иордания, 1996.

5.К вопросу о национальном своеобразии современного
алжирского театра // 35-й Международный конгресс по изучению стран
Азии и Северной Африки.- Будапешт, 1997.
6.Особенности развития театра Северной Африки.// 36-я Международная конференция по изучению стран Азии и Северной Африки.// Канада, Университет Монреаля.2000.

7.Этнические особенности театра на арабском Востоке// Конференция
«Искусство и ислам». Казань, 2002.

8.Мистериальный театр «таз’ие» на перекрестке Великого
Шелкового пути// Конференция «Великий Шелковый путь», Баку, 2002.

9. Некоторые аспекты сценической выразительности арабского
традиционного театра// Международный Конгресс
Востоковедов.ICANAS-37, Москва, 2004.

10.Сценография арабского театра//. Международная конференция
"Искусство исламского мира и художественные взаимосвязи между
Польшей и странами ислама«.- Краков.2009 .

11.Доминирующие направления в развитии современного театра
арабских стран// 1-ый Казанский международный научный форум
«Ислам в мультикультурном мире». Казань,2011.

12.Диалог культур: между Востоком и Западом // Международная научная конференция «Евразийская идея в эпоху становления глобальной культуры». Баку, 2012г.

13. «Та’зие» как предмет междисциплинарного исследования" // Международная научная конференция «Актуальные вопросы развития искусствоведения в России и странах СНГ». — Казань, 2014г.

14.Современные тенденции арабской сцены.// !-я Международная научная конференция СИВ, Москва,ГИИ.2015

15. Театральный аспект культурно-исторической памяти// 2-я Международная конференция . СИВ,Москва,ГИИ.2019

16.Прошлое и настоящее театральной культуры Арабского Востока // Конференция «Современная культура стран Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки». Москва, МГИМО.2020.