РУССКИЙ    |    ENGLISH
Раку Марина Григорьевна
Раку Марина Григорьевна

Доктор искусствоведения.
Ведущий научный сотрудник сектора истории музыки.
Член Ученого совета.
С 2010 и по настоящее время — редактор интернет-журнала ГИИ «Искусство музыки. Теория и история».

Также:

В прошлом:

Образование:

Исследовательские гранты:

Автор более ста научных статей в российских и зарубежных изданиях. Основные исследовательские интересы связаны с историей отечественного и зарубежного музыкального театра XIX-XX веков, теоретическими вопросами оперной драматургии, проблематикой «музыка и слово», музыкальной социологией, музыкальной текстологией.
Монография «Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи» получила премию «Книга года» в ежегодном конкурсе газеты «Музыкальное обозрение» «События и персоны 2014 года».

Преподавательская деятельность:


Научное руководство: 

Защищено 20 дипломных и 8 кандидатских работ.

Участник жюри нескольких всероссийских музыкальных олимпиад и конкурсов, участник и организатор международных научных конференций, мастер-классов и авторских семинаров в России и за рубежом.

Автор и ведущая циклов радио- и телепередач, концертных программ и абонементов.
В 1994-1998 годы — заведующая зарубежным отделом и комментатор радиостанции классической музыки «Орфей».
В 2002 году награждена Почётной грамотой Администрации Президента РФ за проведение серии лекций-концертов в Белом доме.

Музыкальный руководитель ряда драматических постановок режиссеров П.Фоменко, Е.Каменьковича, И.Поповски, Ю.Буторина, В.Камышниковой, К.Вытоптова, в том числе спектаклей-лауреатов и номинантов Российской театральной национальной премии «Золотая маска» и премии критиков СТД «Гвоздь сезона».

Oсновные публикации

Монографии:

Вагнер. Путеводитель. — М.: Классика-XXI, 2007. — 319 c.

Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи / Серия: Научная библиотека. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 720 с.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

После Берга... [О немецком послевоенном музыкальном театре] // Музыкальная академия. — 1993. — № 4. — С. 79-84.

Не верьте в искренность пастушки // Музыкальная академия. — 1993.— № 4. — С. 203-206.

«Geist der Musik» oder "kulinarische Kunst«?( nochmals zum Problem «Brecht und die Oper») // Communications from the International Brecht Society. — Madison (USA). — Vol. 23. — № 2. — Nov. — 1994. — P. 67-76 (deutsch).

С того берега... [Об опере Э. Денисова «Пена дней»] // Музыкальная академия. — 1994. — № 3. — С. 77-83.

Von der Dualität des künstlerischen Systems «Der fliegende Holländer» // Jahresbericht der Mitgliedsverbande des Richard Wagner Verbandes International / J. Lienhart. — Freiburg : R. Wagner Verband Iternational e V., 1994. — P. 111-118 (deutsch).

«Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. — 1999. — № 2. — С. 9-22.

Михаил Зощенко: музыка перевода // Новое литературное обозрение. — № 44 (4’2000). — С. 111-126.

О «присвоении дискурса» и рождении социальной утопии из духа музыки" (Б. Шоу как «совершенный вагнерианец») // Новое литературное обозрение. — № 46 (6’2000). — С. 32-46.

Миф о Чайковском и власть // Музыкальная академия. — 2001. — № 1. — С. 76-81; № 2. — С. 75-85.

Становление советской музыкальной эстетики как мифотворческий процесс // Искусство ХХ века: элита и массы / Сост. и ред. Б. Гецелев, Т. Сиднева. — Н. Новгород: НГК им. М.И. Глинки, 2004. — С. 245-258.

Глинка в генеалогии советской музыки // О Глинке. К 200-летию со дня рождения / Ред.-сост. М.П. Рахманова. — М.: ГЦММК, 2005. — С. 22-38.

Сергей Эйзенштейн в «вагнеровском проекте» советской культуры // Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Литература / серия Humanitas; ред.-сост. В.Ф. Колязин. — М. : РОССПЭН, 2008. — С. 126-147.

«Музыка революции» в поисках языка // Антропология революции / Сост. и ред. И. Прохорова, А. Дмитриев, И. Кукулин, М. Майофис. Научное приложение. Вып. LXXVI / Серия: Научная библиотека. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 400-435.

Советское и постсоветское «житие» Вольфганга Амадея Моцарта" // Моцарт в движении времени / Ред.-сост. М. Катунян. — М. : Композитор, 2009. — С. 243-255.

Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930 — 1940-х годов: лиризация дискурса // Новое литературное обозрение. — № 100 (6’2009). — С. 184-204.

La «selezione naturale» nella cultura musicale sovietica e la recezione del melodramma italiano // Il Saggiatore musicale. Rivista semestrale di Musicologia. — Universita di Bologna, Dipartimento delle Arti. — Anno XVI. — 2009. — №. 1. — P. 35-73 (italiano).

Поиск жанрового канона в отечественном оперном театре 1920-х — 1940-х годов и процессы обретения «советской идентичности» // Оперный театр : вчера, сегодня, завтра / Ред.-сост. А.М. Цукер. — Ростов-на-Дону : Ростовская гос. консерватория им. С.В. Рахманинова, 2010. — С. 310-322.

Судьбы итальянской классики. «Естественный отбор» в советский период // Музыкальная академия. — 2011. — № 1. — С. 77-92.

О вагнеровских контекстах «Доктора Живаго» // Вопросы литературы. — 2011. — № 2. — С. 59-108.

The Wagnerian Contexts of Doktor Zhivago // Russian Studies in Literature. — Spring 2012. — Vol. 48. — № 2. Pasternak’s Doktor Zhivago. — N.Y. : M.E. Sharpe, 2012. — Р. 44-81 (еnglish).

Кармен на советской оперной сцене // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. — М. : ГИИ. — 2012. — № 4. — Режим доступа: http://sias.ru/upload/iblock/220/raky.pdf.

Гектор Берлиоз на пути к романтическому метажанру: фантазии о сне и смерти // Романтизм: истоки и горизонты / Ред.-сост. Т.М. Русанова, Е.В. Клочкова. — М. : РАМ им. Гнесиных, 2012. — С. 149-160.

Бернхард Поллини как зарубежный импресарио Чайковского // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2012. — № 3. — Режим доступа : http://sias.ru/upload/iblock/6b8/raku.pdf.

РАПМ и АСМ: к проблеме «авангарда» // Сто лет русского авангарда / Ред.-сост. М.И. Катунян. — М. : НИЦ «Московская консерватория», 2013. — С. 64-76.

Александр Скрябин в конкурсе «композиторов-революционеров»: триумф и поражение // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2013. — № 1(4). — С. 48-58.

Клиндворт и П.И. Чайковский : история одной дружбы [Текст] / М.Г. Раку // Наследие: XVIII–XIX века. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. — Вып. II / Сост. и ред. П.Е. Вайдман, Е.С. Власова. — С. 121-132.

Место и роль музыки в культурном проекте раннесоветской эпохи // Вестник истории литературы и искусства / [гл. редактор И.Х. Урилов]; Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М. : Собрание, 2015. — С. 261-272.

Генезис и смыслы режиссерского мейнстрима современного оперного театра // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски / Отв. ред. Т.И. Науменко. — М. : Пробел-2000, 2015. — С. 292-307.

Музыка «революционной Франции» в раннесоветской культуре: опыты исторической реконструкции // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. — 2016. — № 14. — Режим доступа: http://imti.sias.ru/upload/iblock/4d8/imti_2016_14_85_112_raku.pdf.

Социальное конструирование «советского музыковедения»: рождение метода // Новое литературное обозрение. — № 137 (1’2016). — С. 39-57.

Die Beethoven-Jubiläen im Sowjetrussland der 1920er Jahre // Beethoven-Rezeption in Mittel- und Osteuropa« / Hrsg. v. H. Loos. — Leipzig: Institut für Musikwissenschaft der Universität, 2016. — S. 286-298 (deutsch).

Явная опала и тайные триумфы жанра «гранд опера» на советской сцене // Опера в музыкальном театре: история и современность: сб. статей / Ред.-сост. И.П. Сусидко. — М.: РАМ им. Гнесиных, ГИИ, 2016. — С. 136-147.