Старший научный сотрудник

Главный редактор журнала «Искусствознание»


ORCID ID: 0009-0001-0573-7226

Web of Science ResearcherID: KQU-4777-2024

РИНЦ ID: 387273

Кандидат искусствоведения, с 1997 г. Работает в институте с 1994: в Секторе классического искусства Запада (1994–2002) гг.; с 2015 г.— в Секторе искусства Нового и Новейшего времени. С 2016 г. – главный редактор журнала «Искусствознание» (http://artstudies.sias.ru/).

Член Московского союза художников, с 1996 г.

Сфера научных интересов: искусство и архитектура XVIII – первой половины XIX в., искусство и искусствознание XX века.


Премии

Премия The Artnewspaper Russia-2013 в номинации «Книга года» (за книгу «Русские художники на Венецианской биеннале, 1895–2013»).

Номинант премии «Инновация» (2013, 2018).


В прошлом

Обозреватель Отдела искусства журнала «Итоги» (1996–2000).

Обозреватель Отдела культуры газеты «Время новостей» (2000–2001).

Заместитель редактора (в дальнейшем — обозреватель) Отдела культуры газеты «Известия» (2001–2006).

Корреспондент журналов ArtNews, Modern Painters и др. (2001–2005).

Главный редактор журнала «Артхроника» (2002–2009). 

Директор по развитию Stella Art Foundation, Москва (2009–2014). Принимал участие в организации различных выставок фонда, в частности, «Герман Нитч. Das Orgien Mysterien Theater» (2010), «e-flux. Time/Food» (2012) и др. 

Заместитель комиссара Павильона России на 54-й Венецианской биеннале (2011). 

Куратор Павильона Москвы на 9-й Шанхайской биеннале (2012).

Координатор Параллельной программы Европейской биеннале современного искусства «Манифеста-10» в Санкт-Петербурге (2014).

2015–2021 — сокуратор проекта Александра Шейна «Атлас ВМаяковский» (ГТГ).


Образование

Отделение истории искусства Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1986–1991). 

Аспирантура Государственного института искусствознания (1991–1994).

Отделение истории искусства Центрально-европейского университета, Прага (1993).

Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Джон Соун и архитектурные идеи европейского неоклассицизма» (ГИИ, 1997).


Педагогическая деятельность:

Повышение квалификации/переподготовка: «Организация научно-исследовательской работы студентов и аспирантов в художественном вузе» (72 ч.) 2024 г. 

Научное руководство аспирантами по программе подготовки 5.10.3. Виды искусства (Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)

Nikolai Molok

ORCID ID: 0009-0001-0573-7226

Web of Science ResearcherID: KQU-4777-2024

РИНЦ ID: 387273


1994–2002 — researcher, Department of Classical Western Art, State Institute of Art Studies, Moscow.

2015 to present – senior researcher, Department of the Art of Modern Age, State Institute of Art Studies, Moscow.

2016 to present – editor-in-chief of the Art Studies Journal (http://artstudies.sias.ru/).

Graduated from the Moscow State University, Art History Department (1991). Central European University, Art History Department, Prague (1993). 

Member of the Moscow Artists’ Union (1996). Ph.D. History of Art (1997). 

Worked as art critic for several magazines and newspapers, including Itogi magazine, Izvestia newspaper, ArtNews, Modern Painters, etc. (1997–2006), editor-in-chief of the ArtChronika magazine (2002–2009). Editor of numerous books and catalogues, including the catalogues of the 1st through 6th Moscow Biennales (2005–2015), Moscow – Warsaw, 1900–2000 (2005), and Dennis Hopper at the Hermitage (2007). In 2013, edited Russian Artists at the Venice Biennale, 1895–2013 (the book was awarded The ArtNewspaper Russia Prize in ‘Book of the Year’ nomination, 2013). In 2017-2019, edited Nikolai Khardzhiev Archives (3 vols).

2009–2014 – Director of Development of the Stella Art Foundation, Moscow, where took part in organization of numerous exhibitions, including Hermann Nitsch. Das Orgien Mysterien Theater (2010), e-flux. Time/Food (2012), etc. Assistant commissioner of the Russian Pavilion at the 54th Venice Biennale (2011), curator of the Moscow Pavilion at the 9th Shanghai Biennale (2012).

Coordinator of Parallel Program of the Manifesta-10 in St.Petersburg (2014).

2015–2021 – co-curator of Alexander Shein’s Atlas VMayskovsky project (State Tretyakov Gallery).




Основные публикации

Книги:

Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре. М.: Новое литературное обозрение, 2023 

[Автор-сост.] Русские художники на Венецианской биеннале, 1895–2013. М.: Stella Art Foundation, 2013.

Составитель и редактор около 50 книг и каталогов, среди них: 

  • Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма / Каталог выставки. Государственный Эрмитаж; Музей «Московский дом фотографии». М., 2004–2005.

  • 1-я – 6-я Московские биеннале современного искусства / Каталоги выставок. М., 2005–2015. 

  • Москва – Варшава, 1900–2000 / Каталог выставки. М., 2005.

  • Деннис Хоппер в Эрмитаже; Деннис Хоппер в «Манеже» / Каталоги выставок. М., 2007. 

  • Премия Кандинского / Каталог выставки. М., 2007.

  • Борис Орлов. Круг героев / Каталог выставки. Kunsthistorisches Museum, Вена, М., 2010.

  • Урок истории / Каталог выставки. Palais de Tokyo, Париж. М., 2010.

  • Дмитрий Гутов. Портреты композиторов / Каталог выставки. М., 2010.

  • Юрий Альберт, Константин Звездочетов, Андрей Филиппов. Книжники / Каталог выставки. Музей современного искусства, Салоники. М., 2011.

  • Андрей Филиппов. Веерное отключение / Каталог выставки. М., 2012.

  • Труды Института проблем современного искусства. Тома I, II и III. М., 2013, 2015, 2017.

  • Российские художники – участники Венецианской биеннале. Избранное / Каталог выставки. ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. СПб., 2016.

  • Триеннале российского современного искусства / Путеводитель по выставке. Музей современного искусства «Гараж». М., 2017.

  • Архив Н.И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ. Т. I–III. М.: ДЕФИ, 2017-2019.

Автор около 2000 статей в в научных сборниках, журналах, каталогах и периодических изданиях, среди них: 

Леду в кабинете доктора «Торнатори». О некоторых источниках «говорящей архитектуры» // Искусствознание. 2025. № 1. С. 120-149.

От Ле Корбюзье до Леду: Давид Аркин читает Эмиля Кауфмана // Русское искусствознание среди европейских школ: интеллектуальная история и миграция идей (Материалы IV международного конгресса историков искусства им. Д.В. Сарабьянова). М.: ГИИ, 2025. С. 167-206.

«Выпытывая» Джозефа Рикверта // Искусствознание. 2024. № 2. С. 18-45.

[Перевод и комментарии] Джозеф Рикверт. Мое первое знакомство с герменевтикой // Искусствознание. 2024. № 2. С. 10-17.

В голове Пиранези: «сон разума» и «искусство фантазии» // Искусствознание. 2022. № 3. С. 182-215.

Lieux à soupape. Об одной (технической) иллюстрации из трактата Ж.-Ф. Блонделя // Fabrica mundi. Иллюстрирование научных идей в Средневековье и Новое время. Материалы научной конференции / Под ред. А.А. Байдовой, Е.А. Ефимовой, М.А. Лопуховой, отв. ред. Е.А. Ефимова. М.: КДУ, 2022. C. 288-306 (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 211. Серия II: Исторические исследования, 142). ISBN: 978-5-7913-1250-1. DOI: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1250-1-2022-342

«“Идеолог” космополитизма»: Д.Е. Аркин и «чистки» в советской архитектурной среде в 1930–1940-е годы // Русское искусствознание среди европейских школ: архивные материалы из музейных и библиотечных собраний. М.: ГИИ, 2022. С. 112-242.

Триумф Добродетели: из «тайной камеры» в «тайный музей» // Границы нормы: трансформация гуманизма в русской и европейской культуре Нового и Новейшего времени (Материалы III международного конгресса историков искусства им. Д.В. Сарабьянова). М.: ГИИ, 2021. С. 148-170.

Анаморфозы реди-мейда: Дюшан, Пиранези и искусство постработы // Искусствознание. 2019. № 4. С. 214-255.

Автоматы: от магии к науке и обратно // История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку (Материалы II международного конгресса историков искусства им. Д.В. Сарабьянова). М.: ГИИ, 2018. С. 190-215.

Automata: from Magic to Science and Back Again // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 284. Proceedings of the 2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2018). Paris: Atlantis Press. 2017. Pp. 26-34. DOI: https://doi.org/10.2991/icassee-18.2018.5. Web of Science Core Collection: Web of Science Conference Proceedings Citation Index, CPCI - WOS:000530747100005

Летающий архитектор. Дедал и Амфион в XVIII веке // Искусствознание. 2017. № 2. С. 42-83.

The Classical Ideal and Gothic Nationalism. John Soane and the Architectural Patriotism of the Early 19th Century // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 144. Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017).  Paris: Atlantis Press. 2017. Pp. 33-38. DOI: 10.2991/icadce-17.2017.6. Web of Science Core Collection: Web of Science Conference Proceedings Citation Index, CPCI - WOS:000426711900006

Классический идеал и готический национал. Джон Соун и архитектурный патриотизм начала XIX века // Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова / Каталог выставки. М.: Фонд In Artibus, 2017. С. 167-185.

Пиранези в СССР // Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века / Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина. М.: Antiga Edizioni, 2016. С. 267-273 (совместно с С.И. Михайловским).

«Качели» Фрагонара: вуайеризм и реформа видения в эпоху Просвещения // Из истории классического искусства Запада. Сб. ст. по материалам конференции, приуроченной к 80-летию Е.И. Ротенберга. М.: ГИИ, 2003.

Дворцы и тюрьмы. Пиранези и советская архитектура // Пинакотека, 2003, № 16–17 (совместно с С.И. Михайловским).

Увидеть невидимое: лупа и воздушный шар // Пинакотека, 2002, № 15.

Склад старьевщика. Музей сэра Джона Соуна // Пинакотека, 2001, № 12. С. 60-66.

Вернись и помни // Пинакотека, 2001, № 12. С. 67.

[Рец. на выставку] D’Apres l’antique.  Лувр, октябрь 2000 – январь 2001 // Пинакотека. 2001. № 12. С. 134-135.

Тюрьма как лаборатория // Художественный журнал, 1998, № 19–20.

Мегаломания московской архитектуры. К постановке темы // Лотмановский сборник-2. М.: ОГИ, Издательство РГГУ, 1997. 

Faire grand. Мегаломания в архитектуре XVIII века // Пинакотека, 1997, № 2.

Capriccio, simulacre, проект: метаморфозы руины в XVIII веке // Вопросы искусствознания, 1996, № IX (2/96). С. 27-51.

Музей сэра Джона Соуна в Лондоне: архитектура как путешествие // Архитектура мира-5. Материалы конференции «Запад–Восток: искусство композиции в истории архитектуры». М.: НИИТАГ, МАрхИ, ГНИМА, 1996.

“L’architecture parlante”, ou Ledoux vu par les romantiques // Romantisme. Revue du dix-neuvieme siècle (Paris). 1996. Vol. 26. № 92. Pp. 43-53 (пер. В. А. Мильчиной). DOI: 10.3406/roman.1996.4264. Web of Science Core Collection: Arts & Humanities Citation Index (A&HCI) - WOS:A1996VF17100005 (URL: https://www.persee.fr/doc/roman_0048-8593_1996_num_26_92_4264)

Леду глазами романтиков. К истории термина «говорящая архитектура» // Вопросы искусствознания. 1996, № VIII (1/96).

Соун и Пикчереск // История садов. Вып. первый. М.: Российский национальный комитет историков искусства, 1994

Moenia Phoebeae Structa Canore Lyrae. Иконография Амфиона и архитектурные трактаты XVII–XVIII веков // Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга. СПб., 1994.