Струкова
Александра Ивановна

Сектор искусства Нового и Новейшего времени
Струкова Александра Ивановна

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Работает в институте с 2004 г. в Отделе Изобразительного искусства и архитектуры (с 2013 г. — Сектор искусства Нового и Новейшего времени Отдела Изобразительного искусства и архитектуры).

Ученый секретарь Диссертационного совета Д 210.004.02 при Государственном институте искусствознания (специальность 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура), 2010–2019

Сфера научных интересов – русское искусство ХХ века, в особенности живопись, графика, сценография 1920 – 1930-х годов; наивное искусство; история искусства графики.


Образование:

●   Кафедра истории искусства исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 1994–1999 (специальность: искусствоведение)

●   Театроведческий факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 1999–2004 (специальность: театроведение)

●   Аспирантура Государственного института искусствознания, 2000–2004

● Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения на тему: «Ленинградская пейзажная школа и ее мастера. 1930-е — первая половина 1940-х годов», 2008


Также:

●   Преподаватель Института дополнительного образования Российского государственного гуманитарного университета, с 2019 г. по настоящее время.

●    Сотрудник Государственной Третьяковской галереи:
Главный специалист Отдела графики ХХ века, 2016–2017
Заведующий Отделом графики ХХ века, с 2017 г. – по настоящее время.


Награды:

●   Победитель конкурса на присуждение Стипендии имени А.И. Комеча Государственного института искусствознания, 2011.

●   Финалист конкурса книги Государственного института искусствознания, монография «Ленинградская пейзажная школа. 1930–1940-е годы», 2011.

●   Финалист конкурса Государственного института искусствознания на лучшую публикацию, статья «Дальневосточные стилизации в советском искусстве 1920-х – 1930-х годов» в журнале «Искусствознание», 2017.



Основные публикации

Монографии:

  1. Струкова А. И. Владимир Гринберг. 1896–1942. Художник Ленинграда. М.: Скорпион, 2008. 336 с., с илл. ISBN 5-86408-143-4

  2. Струкова А. И. Ленинградская пейзажная школа. 1930–1940-е годы. М.: Галарт, 2011 (монография издана по гранту РГНФ). 336 с., с илл. ISBN 978-5-269-01112-7


Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:


  1. Струкова А.И. «Дыхание города» в пейзажах Владимира Гринберга // Аспирантский сборник. М.: Государственный институт искусствознания, 2003. С. 159–179.

  2. Струкова А.И. «Художник ума» Владимир Гринберг // Русское искусство. 2004. II. С. 100–109.

  3. Струкова А.И. Н.Ф. Лапшин – пейзажист // Люди и судьбы. ХХ век: Книга очерков. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 154–170.

  4. Струкова А.И. Романтик Сергей Эйгес // Русское искусство. 2005. II. С. 70–79.

  5. Струкова А.И. Петр Вильямс и Московский художественный театр // Люди и судьбы. ХХ век: Книга очерков. Вып. 3. М.: ЛЕНАНД, 2010. С. 119–146.

  6. Струкова А.И. Долгая жизнь Якова Шура. О «Круге художников» и не только // Люди и судьбы. 20 век. Книга очерков. М.: БуксМарт, Государственный институт искусствознания, 2013. C. 72–98.

  7. Струкова А.И. Константин Громов. Наивный художник в роли ответственного работника учреждения культуры // Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры: материалы научной конференции. М.: НИЦ «Академика», 2013. С. 129–138.

  8. Струкова А. Дальневосточные влияния в советском искусстве 1920 – 1930-х годов // The Second International Conference of Polish and Chinese Art “China – Poland, Art and Cultural Heritage”. Tainan, 2014. Pp. 79–93; Strukova A. Far Eastern Influence in Soviet Art of 1920 – 1930-ies // The Second International Conference of Polish and Chinese Art “China – Poland, Art and Cultural Heritage”. Tainan, 2014. Pp. 94–107.

  9. Струкова А.И. Свежий взгляд на традицию // Александр Шевченко. Обычное дело. М.: Издательство ИЗОкультура, 2015. С. 41–93.

  10. Струкова А.И. «Много потеряно, и нет возможности восстановить это потерянное…». Александр Ведерников в годы Великой Отечественной войны // «Война, беда, мечта и юность!» Искусство и война. К 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург. 2015 год. / Отв. ред. С.М. Грачева. М.: БуксМАрт, 2015. С. 239–252.

  11. Струкова А.И. Антон Чирков – художник и педагог. Из истории русского искусства 1920 – 1940-х годов // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2016. № 1. С. 103–122.

  12. Струкова А.И. Себеж и Громов: вся жизнь в одном городе // «“Гений места” в русском искусстве ХХ века»: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 135-летию И.И. Машкова: сборник научных статей. Волгоград: Панорама, 2016. С. 194–203.

  13. Strukova A. Futurists at the Front. Bloodless Murder Magazine and First World War // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 103. 2017 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2017). Paris: Atlantis Press, 2017.

  14. Струкова А.И. Дальневосточные стилизации в советском искусстве 1920–1930-х годов // Искусствознание. 2017. № 2. С. 166–215.

  15. Струкова А.И. Футуристы на фронте. История издания журнала «Бескровное убийство» // «На крайнем пределе веков»: Первая мировая война и культура. Сборник статей. М.: ГИИ, 2017. С. 278–287.

  16. Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Т. IV. Александр Ведерников (1898–1975) / Тест, разделы «Летопись жизни», «Выставки», «Литература» А.И. Струковой. М.: ABCdesign, 2017. 440 с.

  17. Струкова А.И. Дальневосточные влияния в советском искусстве на примере монументальной живописи 1930-х годов // Современное искусство Востока. Сборник материалов I международной научной конференции. М.: Государственный институт искусствознания, Государственный музей Востока, НИУ «Высшая школа экономики», Московский музей современного искусства, 2017. С. 493–505.

  18. Струкова А.И. Монументальные росписи Евгения Лансере 1930-х годов: барочные коннотации в живописи соцреализма // Третьяковские чтения. 2017: материалы отчетной научной конференции. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 278–297.

  19. Струкова А.И. Первые знамена революции и художники Петрограда в 1917 году // Столетие революции 1917 года в России / Отв. ред. И.И. Тучков. В 2 ч. Ч 1. М.: Изд-во АО «РДП», 2018. С. 969–977. (Труды исторического факультета МГУ, вып. 108. Сер. II. Исторические исследования, 60).

  20. Струкова А.И. «Мы являемся подлинными наследниками всего великолепия человеческой культуры»: стилистические ориентиры в монументальной живописи 1930-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 8: Сборник научных статей / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 411–423.

  21. Струкова А.И. Футуристический журнал «Бескровное убийство»: исторические потрясения и эстетика незначительного // Искусствознание. 2018. № 4. С. 154–179.

  22. Струкова А.И. Александр Ведерников и ленинградский пейзаж 1930-х. За границами нормы // Русское искусство I. Норма и разрыв. Сборник статей / Науч. ред. Вл. В. Седов. СПб: Алетейя, 2019. С. 172–186. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 146. Сер. II: Исторические исследования, 88).

  23. Струкова А.И. Знамена Февральской революции и художники Петрограда // Искусство и революция. Сто лет спустя: Сборник статей. Белград: Филологический факультет Белградского университета, 2019. С. 69–83.

  24. Струкова А.И. Александр Ведерников в обществе «Круг художников». Реконструкция биографии и творческой практики // Третьяковские чтения – 2019: материалы отчетной научной конференции. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2019. С. 283–296.

  25. Strukova A. Returning to the Futurist Fold: A Caricature in Bloodless Murder Magazine (1916) // International Yearbook of Futurism Studies. 2020. Vol. 10. Berlin / Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2021. Pp. 331–334.

  26. Струкова А.И. Атрибуция произведений Владимира Гринберга и Александра Ведерникова: о подписи художника // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 4. С. 96–116.

  27. Струкова А.И. Литографии Александра Ведерникова 1960-х годов: игра в стилизацию // Проблемы печатной графики. Ежегодная научно-практическая конференция 2015–2019: коллективная монография / Сост. А.Н. Синицына, Н.Е. Григорьева; науч. ред. Е.О. Романова. М.: КУРС, 2021. С. 85–92.

  28. Струкова А.И. Полистилизм в советском монументальном искусстве 1930-х годов // Толстовские искусствоведческие чтения: коллективная монография по материалам ежегодных научных конференций «Толстовские чтения», 2016 – 2020 гг. Вып. 1. / Сост. и отв. ред. Н.В. Толстая. М.: Энциклопедия, 2021. С. 176–191.

  29. Струкова А.И. Педагогическая практика Александра Ведерникова // Третьяковские чтения. 2021: материалы отчетной научной конференции. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022. С. 143–150.

  30. Струкова А.И. Ученики Александра Ведерникова // Третьяковские чтения. 2021: материалы отчетной научной конференции. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2022. С. 151–168.

  31. Струкова А.И. Агитационное искусство Николая Лакова 1910 – 1920-х годов. Улица – армия – клуб // Искусствознание. 2022. № 4. С. 156–201.

  32. Струкова А.И. «Мы изображали полузабытую подоснову». «Калевала» коллектива МАИ (Школа Филонова) // Трауготовские чтения 2022. Материалы двенадцатой научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 18–19 марта 2022 г.) / Под ред. А.К. Кононова. СПб., 2023. С. 285–304.


Каталоги и каталожные статьи выставок, музейные издания:


  1. Лапшин Николай Федорович. 1891–1942. М.: Скорпион, 2005. (Струкова А.И. – автор текста статьи «Художник, склонный к размышлению», составитель разделов: «Каталог произведений», «Основные даты жизни и творчества», «Список книг и журналов, оформленных Н. Ф. Лапшиным», «Выставки, в которых принимал участие Н. Ф. Лапшин», «Библиография», «Автобиография Н. Ф. Лапшина» — подготовка текста к публикации и примечания).

  2. Алексей Александрович Успенский. Живопись. Рисунок. Дизайн. М.: Скорпион, 2007. (Струкова А.И. – автор текста статьи «Алексей Успенский. Путь художника», разделов: «Основные даты жизни и творчества», «Выставки с участием произведений А. А. Успенского», «Библиография», «Лапшин Н. Ф. Рукопись воспоминаний об Алексее Александровиче Успенском» — подготовка текста к публикации и примечания).

  3. Константин Истомин. Цвет в окне. М., 2019. Издание подготовлено к выставке в Государственной Третьяковской галерее. (Струкова А.И. – автор статьи «Преимущественно живописец». С. 36–47, составитель каталога графики. С. 164–240).

  4. Константин Истомин. Цвет в окне. М., 2019. Издание подготовлено к выставке в Государственной Третьяковской галерее. (Струкова А.И. – автор статьи «Преимущественно живописец». С. 36–47, составитель каталога графики. С. 164–240).

  5. Дар Олега Яхонта. М., 2019. Издание подготовлено к выставке в Государственной Третьяковской галерее. (Струкова А.И. – составитель каталога графики. С. 67–90).

  6. Струкова А.И., Шелудченко А.Г. Летопись жизни и творчества Татьяны Алексеевны Мавриной // Татьяна Маврина. Ода к радости. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2021. С. 280–307.

  7. Струкова А.И. О городе и о себе. Петербургский пейзаж за сто лет // Стихия-я-Петербург. Пейзаж из собрания Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков. СПб.: НП-Принт, 2021. С. 26–39.

  8. Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Из новых поступлений / Гос. Третьяковская галерея. Авт. статьи, сост. каталога – А.И. Струкова, авт. аннотаций к произведениям – А.И. Струкова, И.В. Смекалов. М., 2023. 311 с.


Доклады на международных и российских конференциях, круглых столах:


  1. Николай Лапшин – пейзажист // Конференция «Люди и судьбы. ХХ век». Государственный институт искусствознания, 2002.

  2. Пейзаж в творчестве членов ленинградского общества «Круг художников»: о том, как «вредный» жанр стал единственно возможным // Международная научная конференция «Морозовские чтения. К 70-летию со дня рождения А.И. Морозова (1941–2010)». Российская академия художеств, 24–25 ноября 2011.

  3. Себежский художник Константин Михайлович Громов (1917–2001): биография, творчество, изучение наследия // Круглый стол «Наивное и любительское искусство на арт-рынке». Государственный институт искусствознания, 11 апреля 2012.

  4. Проблема копирования в творчестве наивных художников Псковской области // Круглый стол «Копирование в наивном и любительском искусстве». Государственный институт искусствознания, 11 марта 2013.

  5. Константин Громов. Наивный художник в роли ответственного работника учреждения культуры // Международная научная конференция «Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры». Музей наивного искусства в Москве, 27–28 ноября 2013.

  6. Антон Николаевич Чирков (1902–1948): творческая и педагогическая деятельность // Круглый стол, посвященный Ольге Ройтенберг. Российская академия художеств, 20 марта 2013.

  7. Футуристы на фронте. Журнал «Бескровное убийство» и Первая мировая война // Международная научная конференция «“На крайнем пределе веков”: Первая мировая война и культура». Государственный институт искусствознания, 10–12 сентября 2014.

  8. Дальневосточные влияния в советском искусстве 1920 – 1930-х годов // «Китай – Польша. Сокровища культуры и искусства». Вторая международная конференция исследователей польского и китайского искусства в Тайнанском национальном университете искусств в Тайнане, Тайвань, 5–6 декабря 2014.

  9. «Много потеряно, и нет возможности восстановить это потерянное…» Александр Ведерников в годы Великой Отечественной войны // Международная научная конференция «“Война, беда, мечта и юность!” Искусство и война. К 70-летию Великой Победы». Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств, 27–30 апреля 2015.

  10. Дальневосточные влияния в советском искусстве на примере монументальной живописи 1930-х годов // 1-ая международная научная конференция «Современное искусство Востока». Государственный институт искусствознания, 6–9 октября 2015.

  11. Литографии Александра Ведерникова: масштаб явления, стилистические особенности, круг сюжетов // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Четвертые казанские искусствоведческие чтения. Искусство печатной графики: история и современность». Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, 19–21 ноября 2015.

  12. Литографии Александра Ведерникова 1960-х годов: игра в стилизацию // Научно-практическая конференция «Проблемы печатной графики». Российская академия художеств, 27–28 мая 2016.

  13. «Мы являемся подлинными наследниками всего великолепия человеческой культуры»: Стилистические ориентиры в советской монументальной живописи 1930-х годов // VII Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства». Санкт-Петербургский государственный университет, 11–15 октября 2016.

  14. Себеж и Громов: вся жизнь в одном городе // Всероссийская научная конференция, посвященная 135-летию И.И. Машкова, «“Гений места” в русском искусстве ХХ века». Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, 10–11 ноября 2016.

  15. Первые знамена революции. Петроградские художественные артели в 1917 году // Международная научная конференция «Столетие революции 1917 года в России». Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 29–31 марта 2017.

  16. Монументальные работы Евгения Лансере 1930-х годов: барочные коннотации в живописи соцреализма // Отчетная научная конференция «Третьяковские чтения – 2017». Государственная Третьяковская галерея, 5–7 апреля 2017.

  17. Ранние литографии Александра Ведерникова (1930-е – 1940-е годы) // III-я научно-практическая конференция «Проблемы печатной графики». Российская академия художеств, 18–20 мая 2017.

  18. Первые знамена революции и художники Петрограда в 1917 году // Международная научная конференция «Искусство и революция. 1917–2017». Белградский университет, Сербия, 20–23 сентября 2017.

  19. Полистилизм в советской монументальной живописи 1930-х годов // Научная конференция «Первые Толстовские чтения». Российская академия художеств, 21–22 декабря 2017.

  20. Ведерников и ленинградский пейзаж 1930-х. За пределами нормы // Научная конференция «Русское искусство. Искусство ХХ века. Норма и разрыв». Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2 марта 2018.

  21. Константин Истомин за пределами станкового творчества: монументальная живопись, книга, театр // Отчетная научная конференция «Третьяковские чтения – 2018». Государственная Третьяковская галерея, 21–23 марта 2018.

  22. Александр Ведерников в обществе «Круг художников»: реконструкция биографии и творческой практики // Отчетная научная конференция «Третьяковские чтения – 2019». Государственная Третьяковская галерея, 20–22 марта 2019.

  23. Фронт и тыл Первой мировой войны в выпусках футуристического журнала «Бескровное убийство» // Международная научная конференция «Искусство и война в истории авангарда (1909–2019)». Международная школа исторических и бизнес-исследований в области искусства и культуры – IESA arts&culture (International studies in history and business of art and culture). Париж, Франция, 2–6 апреля 2019.

  24. Экспертиза произведений ведущих мастеров Ленинградской пейзажной школы 1930-х – Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Лапшина // II Международная конференция «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна». Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 20–22 октября 2020.

  25. Николай Лаков в истории ранней советской агитации // Научная конференция «Русское искусство. Искусство ХХ века. Мимезис и утопия. Памяти профессора Московского университета Валерия Стефановича Турчина (1941–2015)». Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 10 апреля 2021.

  26. Обращение к национальному искусству в 1960-х годы: тенденции, проблемы, имена // Научная конференция «Татьяна Маврина и художественная жизнь 1920-х – 1990-х». Государственная Третьяковская галерея, 26 мая 2021.

  27. Ученики Александра Ведерникова // Отчетная научная конференция «Третьяковские чтения». Государственная Третьяковская галерея, 12–13 октября 2021.

  28. «Калевала» коллектива МАИ (Школа Филонова): авторы, принципы, контекст // XII конференция «Трауготовские чтения». Библиотека книжной графики, Санкт-Петербург, 18–19 марта 2022.

  29. Графические интерпретации эпоса «Калевала» в ХХ веке: от авангарда к этнографии // Международная научная конференция «Золотая буква. Искусство книги и журнала в ХIХ–ХХI столетиях». Российский государственный гуманитарный университет, 9–11 октября 2023.

Куратор выставок:

  1. «Игорь Шелковский. Механическое рисование». Государственный институт искусствознания, 2014.

  2. «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Часть 2: Ленинград». Московский музей современного искусства, 2017–2018.

  3. «Константин Истомин. Цвет в окне». Государственная Третьяковская галерея, 2019–2020.

  4. «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Из новых поступлений». Государственная Третьяковская галерея, 2023.