Доктор искусствоведения, с 2008 г. Ведущий научный сотрудник Сектора древнерусского искусства. Работает в институте с 1999
Сфера научных интересов — средневековое русское и византийское искусство, монументальная живопись и иконопись Великого Новгорода
Награды:
- Почётная грамота Министерства культуры РФ, ПР. № 550,
14.09.2000 г. - Диплом лауреата премии им.
И. Е. Забелина (МК РФ, Гос. Исторический музей) за 2000 г. за исследование «Фрески церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах)» - Диплом победителя конкурса Гос. Института искусствознания на лучшую публикацию 2004 г. за коллективную монографию «Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века»
- Нагрудный знак Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «За высокие достижения», 2003 г.
- Юбилейная медаль «В память
1150-летия Великого Новгорода», 2009 г. - Почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», 2011 г.
В прошлом:
- Старший научный сотрудник Новгородского государственного объединённого
музея-заповедника , 1985–1989 - Заместитель генерального директора НГОМЗ по научной работе, с 2011 г.
- Главный хранитель Софийского кафедрального собора Великого Новгорода, с 1993 г.
- Научный консультант и эксперт Коллекции древнерусской иконописи,
Амбровенето-Банк Интеза, Италия, 1996–2003
Образование, квалификация, стажировки:
- Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 1985 (специальность: искусствоведение)
- Аспирантура исторического факультета Московского Государственного Университета, 1989–1992
- Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Новгородская монументальная живопись второй половины XII века. Росписи церкви Благовещения на Мячине („в Аркажах“)», 1993
- Стажировка в Центре И.Дуйчева, София, Болгария, 1993
- Грант «Summer Fellowship, Byzantine Studies» в Центре Думбартон Окс при Гарвардском университете, Вашингтон, США, 1999.
- Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде: проблемы идейного содержания и художественного своеобразия храмовой декорации позднепалеологовского времени», 2009
Основные публикации
Монографии:
Фрески церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах). Новгород, 1999 (монография издана по гранту РГНФ).
Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и её место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века. М., 2007 (монография издана по гранту РГНФ).
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») // Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. Спб., 1997. С. 83–95.
Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. Спб., 1997. С.413–431.
Le raffigurazioni di S. Clemente nell’arte di Novgorod nel XII secolo. La sua venerazione in Russia //Il mondo e il
Церковь Рождества Христова на Красном поле. М., «Северный паломник», 2002.
Тема обретений главы Иоанна Предтечи в новгородских росписях XII в.// Древнерусское искусство: Русь и страны Византийского мира. СПб., 2002. С. 449–459.
The «Seven Sleepers of Ephesus» in the decoration of the Prothesis of the Church of the Annunciation at Arkhazhi (Novgorod) // Λαμπιδων. Αφιέρωμα στη μνήμη της Ντούλας Μουρίκη. Т. 2. Аθήνα 2003. 857–862.
Новгородская монументальная живопись третьей четверти XV в. //Древнерусское и поствизантийское искусство: Вторая половина XV — начало XVI века. К
Княжеская тематика в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода // Образ Византии. Сборник статей в честь
Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и судьба одного из направлений позднепалеологовского искусства // Искусствознание 2008, 1. М., 2008. С. 3–39.
Темы Прославления Креста и Великой Субботы в программе росписи церкви Феодора Стратилата в Новгороде // Искусствознание 2008, 4. М., 2008. С. 146–161.
Тема аскезы в росписях церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде // Искусство Христианского мира. Вып. VII. М., 2003. С. 85–98.
Икона «Спас на престоле» 1362 года как духовное завещание новгородского архиепископа // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь
О новгородской стенописи времени архиепископа Евфимия II // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 61–75.
Успенский (Большой) иконостас Софийского собора. Великий Новгород. М., 2011.
Целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца и его проявление в новгородском искусстве XIII в. // Вестник Православного
Фреска церкви Спаса на Ильине улице «Богоматерь Одигитрия» и её художественные истоки // Зограф 34 (2010). Белград, 2011. С. 125–136.
Материалы конференций:
Некоторые особенности иконографического состава росписей церкви Николы на Липне //Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, сентябрь 1994. СПб, 1994. С. 52.
Тема «Обретений главы Иоанна Предтечи» в новгородских росписях XII в. // Искусство Руси и стран Византийского мира XII века. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, сентябрь 1995. СПб., 1995. С. 39–40.
The Theme of Christ in Glory in the Apse Decoration of the Church of the Annunciation at Arkazhi // Acts, 18th Internarional Byzantine Congress, Selected Papers: Main and Communications, Moscow, 1991. Vol. III, Shepherdstown, 1996.
Образ св. Климента в новгородском искусстве XIII в. // Искусство Византии и Древней Руси. К
Тема Страшного суда в росписях
О Царьградских реликвиях Антония Новгородского // Тезисы и материалы Международного симпозиума «Реликвии в искусстве и культуре Восточнохристианского мира». М., 2000. С.69–70.
Новгородская монументальная живопись третьей четверти XV в. //К
Богословие исихазма в программе росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью //Идея и образ. Принципы и методы изучения средневекового искусства стран православного мира. Тезисы докладов Международной научной конференции
Образы свв. врачей и целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца в древнем Новгороде // Боянската църква между Изтока и Запада в изкуството на хритиянска Европа. Международна конференция, София, 16–17 април 2010 г. Резюмета. С. 14–15.
Освоение пластической формы новгородскими живописцами на примере росписи церкви Рождества Христова на Красном поле // Древнерусское искусство. 1963–2013. Итоги и перспективы. Тезисы докладов Международной конференции. Москва,
Каталоги выставок и собраний, музейные издания:
L’Immagine dello spirito. Icone dalle terre Russe. Collezione Ambroveneto. Milano, 1996. (Catalog of icons). (1 п.л.)
Icone russe. Collezione Banca Intesa. Catalogo ragionato. In 3 vol. Mondadori Electa S.p. A., Milano, 2003 (3 п.л.).
Об истоках стиля икон из церкви Св. Варвары в Пскове // Ежегодник Новгородского государственного объединенного
Спас на престоле. София Премудрость Божия. Статьи каталога: Кат. № 11, 29 //Иконы Новгорода XI — начала XVI в. М., 2008 (1 а.л.).
Коллективные труды:
Церковь Благовещения на Рюриковом Городище.
Роспись церкви Благовещения на Мячине. Роспись церкви Николы на Липне // Великий Новгород. История и культура