Ведущий научный сотрудник Отдела истории музыки, доктор искусствоведения. Сфера научных интересов — история русской музыки рубежа
Составитель раздела «Музыка» 18 тома Истории русского искусства (проект Государственного института искусствознания). Текущая работа по плану отдела: Летопись жизни и творчества
Также:
- Профессор кафедры истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных. Работает в РАМ им. Гнесиных с 2000 года
- Заместитель председателя Диссертационного совета при Казанской консерватории
- Член Диссертационного совета при Нижегородской консерватории и РАМ им. Гнесиных
- Руководитель проекта «Искусство ХХ века: уходящая эпоха?» в Нижнем Новгороде (Международная научная конференция, выставки, концерты), 1996
- Председатель организационного комитета международной научной конференции «Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках», Рам им. Гнесиных, 2007
- Член организационного комитета международных научных конференци1 «Музыковедческий форум 2010», 2012 и «Музыковедческий форум 2012», 2012
- С 2013 года
В. Б. Валькова — руководительнаучно-исследовательского центра «Музыкальное искусство в системе межкультурных взаимодействий» при РАМ им. Гнесиных
Награды:
Благодарность от Министерства культуры РФ, 2011.
В прошлом:
Профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им.
Образование:
Историко-теоретический факультет Горьковской (ныне Нижегородской) государственной консерватории им.М. И. Глинки , 1971 (специальность: музыковед историк и теоретик)- Аспирантура ГПМИ им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных),
1973—1977 гг. - Защита диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения «Новые виды тематизма в советской симфонической музыке
1960-70-х годов», 1981 - Защита диссетации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Музыкальный тематизм — мышление — культура», 1993
Основные публикации
Монографии:
Музыкальный тематизм — мышление — культура. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1992. — 9,6 п.л.
Музыкальные странствия в «Картинках с выставки» Мусоргского. Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория, 1997. — 2 п.л.
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Тема музыкальная // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия: 1981. — 0,5 п.л.
Соната // Большая советская энциклопедия. Т. 24. М.: Советская энциклопедия, 1976. — 0,5 п.л.
Тематизм и драматургия Второго концерта для скрипки с оркестром А.Шнитке // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 69. М., 1983. — 1 п.л.
К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. — 1,5 п.л.
Тематические функции стилевых цитат в произведениях советских композиторов // Советская музыка 70–80 годов: стиль и стилевые диалоги: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985. — 1,5 п.л.
Музыкальный тематизм и мифологическое мышление // Музыка и миф: Труды Российской академии музыки им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1992. — 1,5 п.л.
Рахманинов и Шостакович:
Трагический балаган: к вопросу о концепции Четвёртой симфонии Шостаковича // Музыкальная академия. 1997, № 4. — 1 п.л.
Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000. — 2 п.л.
Метафизика детского в творчестве Д.Шостаковича // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 164. М. 2004. — 1 п.л.
Русские музыканты среди художественных группировок Серебряного века // Музыка и время. — 2012. — № 2. — С. 18–21. — 0,5 п.л.
Материалы конференций:
От «отвлечённой романтики» к социальному заказу (
Рецепция Шостаковича: советская музыка в постсоветской России //Abstracts. YI ICCEES Wordl Congress. Tampere. Finland. 29 July — 3 August 2000.
Музыкознание в поисках «вечного»: о понятии «музыкальные архетипы» // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. трудов по материалам конференции
«Неизвестная» эпоха:
Наследие Шостаковича в диалоге со временем // Моцарт, Танеев, Шостакович: история и современность. Материалы Всероссийской
The conflicts of the national identification of modern Russian musicians // ICCEES. Regional European Congress. Berlin, August 2–4. 2007. Programme/Abstracts.
Творчество Гуго Вольфа как дидактическая модель в курсе истории музыки // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия. Казань, 2009.
«Большая русская симфония» как феномен русской культуры рубежа
Романтизм как основа рецепции творчества
Коллективные труды:
Позднее творчество
Музыка и миф: Труды Российской академии музыки им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1992.
Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1997. (Совместно с
Советская музыка 70–80 годов: стиль и стилевые диалоги: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985.
Русская музыкальная культура. Современные исследования. Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 164. М. 2004.
Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках». М.: Композитор, 2011. (Совместно с
Музыковедческий форум 2012. Материалы международной научной конференции /