РУССКИЙ    |    ENGLISH
Валькова Вера Борисовна

Ведущий научный сотрудник Отдела истории музыки. Сфера научных интересов — история русской музыки рубежа XIX–XX веков, творчество С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева.

Составитель раздела «Музыка» 18 тома Истории русского искусства (проект Государственного института искусствознания). Текущая работа по плану отдела: Летопись жизни и творчества С. В. Рахманинова.

Также:

Награды:

Благодарность от Министерства культуры РФ, 2011.

В прошлом:

Профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, 1991–2008.

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Музыкальный тематизм — мышление — культура. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1992. — 9,6 п.л.

Музыкальные странствия в «Картинках с выставки» Мусоргского. Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория, 1997. — 2 п.л.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Тема музыкальная // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия: 1981. — 0,5 п.л.

Соната // Большая советская энциклопедия. Т. 24. М.: Советская энциклопедия, 1976. — 0,5 п.л.

Тематизм и драматургия Второго концерта для скрипки с оркестром А.Шнитке // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 69. М., 1983. — 1 п.л.

К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. — 1,5 п.л.

Тематические функции стилевых цитат в произведениях советских композиторов // Советская музыка 70–80 годов: стиль и стилевые диалоги: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985. — 1,5 п.л.

Музыкальный тематизм и мифологическое мышление // Музыка и миф: Труды Российской академии музыки им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1992. — 1,5 п.л.

Рахманинов и Шостакович: 1930-е годы // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. Ростов-на-Дону, 1994. — 1 п.л.

Трагический балаган: к вопросу о концепции Четвёртой симфонии Шостаковича // Музыкальная академия. 1997, № 4. — 1 п.л.

Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000. — 2 п.л.

Метафизика детского в творчестве Д.Шостаковича // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 164. М. 2004. — 1 п.л.

Русские музыканты среди художественных группировок Серебряного века // Музыка и время. — 2012. — № 2. — С. 18–21. — 0,5 п.л.

Музыкально-поэтические диалоги в поэме С. В. Рахманинова «Колокола» // Музыкальная академия. 2013, № 2. С. 11–20.

Материалы конференций:

От «отвлечённой романтики» к социальному заказу (Асафев-критик на переломе эпох: 1914–1924 годы) // Международная научно-практическая конференция «Эпоха Сергея Рахманинова»: Тезисы. Тамбов — Ивановка, 1997. — 0,07 п.л.

Рецепция Шостаковича: советская музыка в постсоветской России //Abstracts. YI ICCEES Wordl Congress. Tampere. Finland. 29 July — 3 August 2000.

Музыкознание в поисках «вечного»: о понятии «музыкальные архетипы» // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. трудов по материалам конференции 24—26 сентября 2002 / РАМ им. Гнесиных. М., 2002.

«Неизвестная» эпоха: 1880-90-е годы в истории русской музыки // «Музыковедение к началу XXI века — 2». Материалы конференции. РАМ им. Гнесиных, 2007.

Наследие Шостаковича в диалоге со временем // Моцарт, Танеев, Шостакович: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17—18 октября 2006 г. Красноярск. 2007.

The conflicts of the national identification of modern Russian musicians // ICCEES. Regional European Congress. Berlin, August 2–4. 2007. Programme/Abstracts.

Творчество Гуго Вольфа как дидактическая модель в курсе истории музыки // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия. Казань, 2009.

«Большая русская симфония» как феномен русской культуры рубежа XIX–XX веков // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии. Материалы Международной научной конференции 1—3 ноября 2010 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С. 106–115.

Романтизм как основа рецепции творчества С. В. Рахманинова // Романтизм: истоки и горизонты. Материалы Международной научной конференции памяти Алемдара Караманова 24—26 февраля 2011 г. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С. 202–211.

Inter-Textual Dialogues in Sergey Rakhmaninov’s Poem The Bells // Abstract’s Book of the International Conference Sociocultural Crossings and Borders. Musical Microhystories. Vilnius, 4–7 September 2013. P.83–84.

Коллективные труды:

Позднее творчество Д. Д. Шостаковича // История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб. 2005.

Редактор-составитель сборников научных статей:

Музыка и миф: Труды Российской академии музыки им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1992.

Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1997. (Совместно с Б. С. Гецелевым).

Советская музыка 70–80 годов: стиль и стилевые диалоги: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985.

Русская музыкальная культура. Современные исследования. Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 164. М. 2004.

Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках». М.: Композитор, 2011. (Совместно с Е. В. Ключниковой).

Музыковедческий форум 2012. Материалы международной научной конференции / Ред-сост. Акопян Л.О., Валькова В. Б. Сайт РАМ им. Гнесиных. 2013.