Лебедева-Емелина
Антонина Викторовна

09.09.1960
Сектор истории музыки
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна

Lebedeva-emelina@list.ru

Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания МК РФ. Работает в институте с 1992 г. в Секторе истории музыки). 

Сфера научных интересов — русская духовная музыка второй половины XVIII века (Березовский, Бортнянский, Ведель, Дегтярев и т.д.) и предреволюционной России (Никольский); музыкальная культура второй половины XVIII века, творчество Мусоргского, источниковедение и издание духовной музыки доглинкинского периода.

А также: 

И.о. профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (совместитель)

В прошлом:

  • Концертмейстер в Высшем Театральном училище им. М. С. Щепкина (1984—1993)

  • Лекции в Московской государственной консерватории, с 2008 г.

  • Автор цикла передач на Радио-России в программе И. Е. Зиминой «Потерянный рай».

Образование, квалификация, стажировки:

  • Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, теоретико-композиторский факультет, 1984 г. (специальность: музыковед, преподаватель, лектор).

  • Соискательство в Московской консерватории и Государственном институте искусствознания, 1985—1993.

  • Диссертация на соискание кандидата искусствоведения «Русская хоровая культура второй половины XVIII века». Научный руководитель — Е. М. Левашев. 1994.

  • Диссертация на соискание доктора искусствоведения «Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное явление». 2018.



Основные публикации

Монографии

  1. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765 – 1825). Каталог произведений: монография. М., Прогресс-Традиция, 2004.  41 п. л.

  2. Степан Дегтярев. Двенадцать духовных концертов. Для хора без сопровождения (в соавторстве с Н. И. Тетериной): нотное издание Предисловие, комментарии и научная реконструкция концертов №№ 1–8 А. В. Лебедевой-Емелиной. М., изд. «Живоносный источник» в Царицыно, 2006. Объем авторского текста и нотных реставрация А. В. Лебедевой-Емелиной. 10 п. л.

  3. Дмитрий Степанович Бортнянский. Неизвестные духовные концерты. Для смешанного хора без сопровождения: нотное издание. Публикация, редакция нотного текста, исследование и комментарии А. В. Лебедевой-Емелиной. М., Музыка, 2009. — 168 с.  Объем 21 п. л.

  4. Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура екатерининской эпохи: монография. М.: Композитор, 2010. 304 с. каталог, илл., схемы, ноты, имен. указ. Объем 21 п. л.

  5. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского. Научн. ред. С. Г. Зверева, подгот текста, вступ. ст. и комментарии С. Г. Зверевой, А. В. Лебедевой-Емелиной и Н. А. Потемкиной. М.: изд. дом ЯСК, 2017.

  6. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 2: Хоровые съезды, общества, курсы. Научн. ред. С. Г. Зверева, подгот текста, вступ. ст. и комментарии С. Г. Зверевой, А. В. Лебедевой-Емелиной. М.: изд. дом ЯСК, 2022.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

  1. Лебедева-Емелина А. В., Левашев Е. М. Русская музыка второй половины XVIII века в контексте ритуалов и церемониалов, празднеств и развлечений // У истоков развлекательной культуры России нового времени. Материалы международной конференции. М., 1996. С. 46–73; 2-е изд.: Развлекательная культура России XVIII – XIX вв. Очерки истории и теории. С.-Петербург, 2000. С. 43–69. 2 п. л.

  2. С. А. Дегтярев. Литургия до мажор. Публикация партитуры, редакция нотного текста, переложение для фортепиано и научное исследование А. В. Лебедевой-Емелиной // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып. 2. Ред.-сост. Ю.И. Паисов. М., Композитор, 2004. С.108–161. 3,5 печ. л.

  3. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: загадочное произведение // Музыкальная академия. 2006. № 1. С.180–189.  1 п. л..

  4. Лебедева-Емелина А. В. Н. А. Римский-Корсаков. Библиография (1865–1918) // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре. Сб. к 100-летию со дня смерти композитора. По материалам международной конференции «Келдышевские чтения – 2008». М. 2009. С. 259–386. 7 п.л.

  5. Лебедева-Емелина А. В. Застольная музыка во времена Екатерины II: новое стихотворение Г. Державина // Наследие XVIII–XIX века. Сборник статей, материалов и документов. По материалам научной международной конференции. Вып. 2. М., Московская консерватория. 2013. С. 307—317.

  6. Лебедева-Емелина А. В. Крепостной композитор Лев Гурилев и его духовная музыка. С публикацией хорового концерта «На божественней стражи» // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Серия V – Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 4 (16) М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014. С. 85–112.

  7. Лебедева-Емелина А. В., Наумов А. А., Виноградова А. С. Загадки духовного творчества Мусоргского (реконструкция авторства песнопения «Ангел вопияше») // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Серия V – Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 1 (17) М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2015. С. 157—172.

  8. Лебедева-Емелина А. В. Осип Козловский — белорус? (Новое о композиторе) // Старинная музыка. 2015. № 2 (68). С. 1—12.

  9. Лебедева-Емелина А. В. Придворный бал как зеркало культурно-политических процессов эпохи // Вопросы театра М., № 1–2 (вып. XVII), 2015. С. 212—234.

  10. Наумов А. А., Лебедева-Емелина А. В. Песнопение «Ангел вопияше»: проблема авторства // Искусство музыки: теория, история. 2015. № 13. С. 108—121. URL: http://sias.ru/publications/magazines/musik/2015-13/

  11. Лебедева-Емелина А. В. Малороссийская пляска на придворном балу (к публикации партитуры «На бережку у ставка» О. А. Козловского) // Старинная музыка. 2016. № 2. С. 8–21.

  12. Лебедева-Емелина А. В. Восстановление текста стихотворения Г. Р. Державина «Застольная песня» при реконструкции рукописи музыкального произведения // Язык и литература в научном диалоге. Филология в научном и образовательном пространстве: сборник научных трудов. Вып. 3 – Ижевск-Гранада: изд-во «Удмуртский университет» — «Universidad de Granada». Ижевск-Гранада, 2016. С. 74–79.

  13. Лебедева-Емелина А. В., Малинина Г. М. Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского) // Вестник православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. V: 3 (23). М., 2016. С. 100–125.

  14. Лебедева-Емелина А. В. Духовные концерты С. А. Дегтярева в свете музыкальной риторики XVIII в. (к 250-летию со дня рождения композитора) // Вестник православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. V: 25. М., 2017. С. 49–64.

  15. Виноградова А. С., Лебедева-Емелина А. В. Хоровые сочинения М. П. Мусоргского: обзор и контексты // Научный вестник Московской консерватории. 2017. № 1 (28). С. 56–85.

  16. Лебедева-Емелина А. В. Биографика композиторов екатерининской эпохи: соотношение документов, легенд и мифов // Искусство музыки: теория, история. 2017. № 17. С 3–78. http://imti.sias.ru/upload/iblock/132/imti_2017_17_3_78_lebedeva_emelina.pdf

  17. Лебедева-Емелина А. В. Педагогика А. В. Никольского // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского. Научн. ред. С. Г. Зверева, подгот текста, вступ. ст. и комментарии С. Г. Зверевой, А. В. Лебедевой-Емелиной и Н. А. Потемкиной. М.: изд. дом ЯСК, 2017. С. 687–895.

  18. Сидорова М. П., Лебедева-Емелина А. В. Степан Дегтярев: находка утраченных концертов // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 4 (35). С. 58—87 (с публикацией нот концерта С. А. Дегтярева «Кто взыдет на гору Господню»).

  19. Лебедева-Емелина А. В., Сидорова М. П. Песнопения Дегтярева в дореволюционных изданиях: проблема доверия к нотным источникам // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2018. Вып. 32. С. 81–111.

  20. Лебедева-Емелина А. В. Степан Аникиевич Дегтярев: каталог церковных концертов. Ч. 1—2 // Искусство музыки: теория и история. 2018 № 19. С. 235–314 (часть первая). http://imti.sias.ru/upload/iblock/8c3/imti_2018_19_235_314_lebedeva_emelina_02.pdf  2019. № 20. С. 235–310 (часть вторая). http://imti.sias.ru/upload/iblock/bc1/imti_2019_20_240_317_lebedeva_emelina.pdf

  21. Лебедева-Емелина А. В., Зверева С. Г. Женское образование в России в начале ХХ века и роль А. В. Никольского в его становлении (с приложениями) // История музыки: теория и история. 2019. № 20. С. 124–161. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/2e7/imti_2019_20_124_161_lebedeva_emelina_zvereva.pdf

  22. Лебедева-Емелина А. В., Комаров А. В., Мологин М. С. Издание духовной музыки М. С. Березовского в конце XIX века: П. И. Юргенсон, К. К. Альбрехт и П. И. Чайковский // Вестник ПСТГУ. 2019. № 3. С. 130—163.

  23. Лебедева-Емелина А. В., Антоненко Е. Ю., Булычева А. В. Духовный концерт Василия Пашкевича // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 3 (42). С. 46–71.

  24. Виноградова А. С., Лебедева-Емелина А. В. «Шамиль» М. П. Мусоргского. Исследование и опыт реконструкции // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 4 (43). С. 92–133.

Материалы конференций

  1. Лебедева-Емелина А. В. Застольная музыка во времена Екатерины II: новое стихотворение Г. Державина //  Наследие XVIII–XIX века. Сборник статей, материалов и документов. Выпуск 2. М., Московская консерватория. [2013]. С. 307—317.

  2. Лебедева-Емелина А. В. Первая публикация музыки хора П. А. Скокова из оперы «Ринальдо» // Музыка и время. М. 2011, № 12. С. 23–36. 0,5 п.л.

  3. Лебедева-Емелина А. В. Кантата на закладку Большого Кремлевского дворца по проекту В.И. Баженова // Множественность научных концепций в музыкознании. Сборник статей, нотные публикации к 60-летию Е. М. Левашева. Материалы международной конференции Келдышевские чтения – 2005. М. Композитор. 2009. С. 145–157 (текст), 358–40 (ноты). Объем 6,8 п.л.

  4. Лебедева-Емелина А. В. Неизвестные концерты Д.С. Бортнянского (находки и открытия) // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции / М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. 2003, с. 5–12.   0.8 печ. л.

  5. Лебедева-Емелина А. В. Тема из «Волшебной флейты» в полонезном ритме // Польская музыка в пространстве Российской музыкальной культуры. Тезисы докладов Международной научной конференции. М., ГИИ, 2018. С. 22—23.

Коллективные труды:

  1. Лебедева-Емелина А.В. Хоровая культура второй половины XVIII века // История русской музыки в десяти томах. Коллективная монография. Т. 3. М. Музыка, 1985. 1,2 п. л.

  2. М. П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Партитура первой авторской редакции. Публикация, музыкально-текстологические и исторические комментарии к картине «Сцена у собора Василия Блаженного». Сравнительная характеристика, публикация и комментарии двух вариантов либретто оперы. ПАСС М.П. Мусоргского. Т.1–2. М., Музыка – Майнц, Шотт, 1996.

  3. Лебедева-Емелина А. В. Хронограф художественной жизни первой трети XIX столетия // История русского искусства. Т. XIV. Искусство первой трети XIX века. М.: Северный паломник, 2010. С. 766—837 (6, 5 а.л.).

  4. Лебедева-Емелина А. В. Литература о музыке 1890 – 1917 годы // История русской музыки, т. 10-В. Коллективная монография (авторы: Н. И. Тетерина, Е. М. Левашев, С. К. Лащенко, С. А. Петухова и др.). М., изд. Языки славянских культур, 2011. С. 671—917.