РУССКИЙ    |    ENGLISH
Вартанов Анри Суренович

Доктор филологических наук с 1989 г. Заведующий сектором медийных искусств с 2013 г. Работает в Институте с 1955 г. в секторе эстетики (аспирант, младший, затем старший научный сотрудник); в секторе (отделе) художественных проблем средств массовой коммуникации заведующим сектором (отделом) с 1974 г. по 2013 г., когда сектор был переименован в сектор медийных искусств

Сфера научных интересов: эстетика и теория отдельных массовых видов искусства, теория и история фотографии, кино, телевидения

Также:

Телевизионный обозреватель журнала «Журналист» (с 1993 г. по настоящее время)

В прошлом:

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Образы литературы в графике и кино. М. 1961.

Проблемы телевизионного фильма. М. 1978.

Телевизионная эстрада. М. 1982.

Фотография: документ и образ. М. 1983.

Кинорежиссер Сергей Колосов. М. 1985.

Телевизионные зрелища. М. 1986.

Учись фотографировать (совм. с Д.Луговьером). М. 1988.

От фото до видео. Образ в искусствах ХХ века. М. 1996.

Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. М. 2003.

Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица. М. 2009.

Основные публикации в научных сборниках и коллективных монографиях института:

О синэстезии сценария. — В: «Вопросы эстетики», вып. 6, М. 1964.

Комментарии ко 2 му тому «Избранных сочинений С.Эйзенштейна», М. 1964.

Границы искусства и современное телевидение. — В: «Проблемы телевидения», М. 1976.

О характере многосерийного повествования. — В: «Многосерийный телефильм», М. 1976.

К методологии искусствоведческого исследования средств массовой коммуникации. — В: «Музы ХХ века. Художественные проблемы средств массовой коммуникации», М. 1978.

Советский телетеатр и проблемы его изучения. — В: «Поэтика телевизионного театра». М. 1979.

Изменение функций художественной культуры под влиянием технического прогресса (на материале «технических» видов искусства). — В: «Социальные функции искусства и его видов». М. 1980.

Эстетические проблемы взаимоотношений эстрады и телевидения. — В: «Телевизионная эстрада», М. 1981.

Д.Вертов. Проблемы реалистического видения в эстетике документального кино. — В: «Художники социалистической культуры. Эстетические концепции», М. 1981.

Предмет и метод искусствознания. — В: «К вопросу о предмете методологии искусствознания», М. 1981.

СМК и система видов искусства. — В: «Контуры будущего. Перспективы и тенденции развития средств массовой коммуникации в художественной культуре», М. 1984.

Искусство фотографии. — В: «Виды искусства в социалистической художественной культуре», М. 1984.

О методологических подходах к изучению средств массовой коммуникации. — В: «Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации», М. 1985.

Проблемы взаимоотношения документа и образа в советской телевизионной теории. — В: «В зеркале критики. Из истории изучения художественных возможностей средств массовой коммуникации», М. 1985.

«Как боец в бою…» А.Довженко о проблемах художественного метода в искусстве. — В: «Эстетические взгляды художников социалистической культуры», М. 1985.

Особенности функционирования видов искусства в эпоху СМК. — В: «Массовые виды искусства и современная художественная культура», М. 1986.

Становление художественного языка телевизионных форм искусства. — В: «Традиционные виды искусства в эпоху СМК», М. 1990.

Критика и средства массовой коммуникации (к вопросу об информационно-познавательном аспекте художественной критики). — В: «Методологические проблемы художественной критики», М. 1987.

Эстрадное искусство как средство социальной регуляции. — В: «Эстрада: что? где? когда?», М. 1988.

Документальное направление в советском искусстве. — В: «Страницы истории советской художественной культуры. 1917–1932», М. 1989.

Массовые зрелища — массовый успех. — В: «Массовый успех», М. 1989.

Формирование исторического сознания средствами СМК. — В: «Образ жизни: проблемы отражения в СМК», М. 1990.

Эволюция развлекательных жанров на ТВ. — В: «Урбанизация и развлекательная культура», М. 1991.

Фольклорные мотивы в киноискусстве от Довженко до Параджанова. — В: «Место и функция национальных художественных традиций в современном искусстве», М. 1991.

Пытки на любой вкус. — В: «Художник и власть», М. 1992.

Человек на телеэкране. — В: «Искусство. Современные творческие процессы», М. 1993.

Четвертый род литературы (к спорам об эстетической природе кинодраматургии). — В: «Экранные искусства и литература. Звуковое кино», М. 1994.

Метаморфозы авторского начала: сценарист, режиссер, зритель. — В: «Экранные искусства и литература. Современный этап», М. 1994.

Витас Луцкус: портрет на фоне. — В: «Ракурсы», М. 1996.

Vox populi? — В: «Ракурсы», М. 1998.

Новая Шахрезада. — В: «Экранные искусства и литература. Телевизионный этап», М. 2000.

Моложе многих молодых… — В: «Ракурсы», М. 2001.

ТВ и художественная культура (о форме телевизионных репродукций). — В: «Средства массовой коммуникации в художественной культуре ХХ века», том 1, М. 2001.

Кинематограф телевизионной поры. — В: «Средства массовой коммуникации в художественной культуре ХХ века», том 2, М. 2001.

Развитие телеязыка: от прямого эфира к интерактиву. — В: «Средства массовой коммуникации в художественной культуре ХХ века», том 3, М. 2002.

Оператор и стиль фильма. — В: «Ракурсы», М. 2002.

Игры со зрителем. — В: «Средства массовой коммуникации в художественной культуре», том 4, М. 2003.

Евангелие от ОРТ. — Там же.

Старшая среди Золушек… Опыт периодизации послевоенной отечественной фотографии. — В: «Ракурсы», 2004.

Телевидение. Конфликт интересов. — В: «Очерки культурной жизни России на рубеже веков (совместно с А.Новиковой и Е.Сальниковой), М. 2005.

С этажа на этаж. — В: «Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации», том 1, М. 2005.

Рейтинг — новая идеология. — В: «Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации», том 2, М. 2006.

Духовный мир детей и телевидение. Взгляд искусствоведа (совместно с А.Новиковой, Е.Петрушанской, Е.Сальниковой). — В: «Дети и культура», М. 2007.

Третий череп Александра Македонского. — В: «Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации», том 3, М. 2007.

Документальные формы в искусстве. — В: «Фотография. Проблемы поэтики», М. 2008.

Классификация. Какой ей быть? — Там же.

Этапы развития фотопублицистики. — Там же.

Истины творчества. — Там же.

Телевидение 2000х. — В: «Культура России. 2000е годы», М. 2012.

Эксперименты для миллионов. — В: «Высокое и низкое в художественной культуре», том 2, М. 2013.

Телевидение/Интернет: соперничество/содружество. — В: «Высокое и низкое в художественной культуре», том 3, М. 2013.

Наиболее крупные внеплановые публикации:

Диалог о комментаторе. — В: «Искусство голубого экрана», М. 1968.

Этика и эстетика «скрытой камеры». — В: «Фотожурналистика и время», М. 1975.

Фотоискусство. — В: «Большая советская энциклопедия», 3е издание, том 27, М. 1977.

Три этапа телевизионной режиссуры. — В: «Режиссер на телевидении», М. 1978.

Вступительная статья. — В: Г. Петрусов. Избранные фотографии, М. 1979.

О соотношении литературы и изобразительного искусства. — В: «Литература и живопись», Л. 1982.

Телевидение и искусствоведческая наука. — В: «Телевидение вчера, сегодня, завтра», вып. 2, М. 1982.

Научное кино об искусстве. — В: «Кино и наука», М. 1984.

Телевидение и кино. — В: «Кино. Энциклопедический словарь», М. 1986.

Мир фотохудожника. — В: «В.Михайловский. Избранные фотографии», М. 1988.

«Новая волна» в режиссуре. — В: «Кино Армении», М. 1994.

Первое лицо. — В: «В.Демин. Не для печати», М. 1996.

Эстрада на телевидении. — В: «Эстрада России. Двадцатый век». Лексикон, М. 2000 (второе, дополненное издание в 2004).

Пафос открытий и классическая традиция (перечитывая статью Б.Казанского «Природа кино» в «Поэтике кино». — В: «Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино», СПб, 2001.

Память и совесть публициста. — В: «Борис Добродеев. Было — не было…», М. 2010.

Критические статьи, посвященные фотографии, кино, телевидению, эстраде:

Начиная с середины 1950-х годов, регулярно выступаю в качестве журнального и газетного критика по вопросам массовых видов искусства. Публиковался в журналах: Искусство кино, Вопросы литературы, Литературное обозрение, Театр, Искусство, Советская музыка, Советский экран, Музыкальная жизнь, Советская эстрада и цирк, Советское радио и телевидение (позже переименован в Телевидение и радиовещание), Советское фото (в нем в течение многих лет был членом редколлегии), Журналист (где работаю по сей день) и др., — в газетах: Правда, Известия, Неделя, Комсомольская правда, Литературная газета, Советская культура (позже переименована в Культуру), Московская правда, Кино, Экран и сцена, Независимая газета, Российская газета, Труд, Российские вести, Куранты (в трех последних был постоянным телеобозревателем) и др. Кроме рецензий на конкретные произведения искусства публиковал в журналах теоретические и проблемные статьи (в том числе и довольно объемные тематические циклы, размером в 1–2 а.л.) на эстетические темы того или иного вида творчества. Удостоен премий Союза кинематографистов СССР и Союза журналистов России за выступления в журналах Искусство кино и Журналист.