РУССКИЙ    |    ENGLISH

Кандидат искусствоведения, с 1989 г. Старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства, с 1994 г. Работает в институте с 1988 г. в Отделе народной художественной культуры (с 2013 г. — Сектор фольклора и народного искусства отдела исполнительских искусств)

Сфера научных интересов — этническое, мусульманское и современное ювелирное искусство, мусульманское ковроткачество, народное и современное искусство Дагестана, советское и русское непрофессиональное декоративно-прикладное искусство

Также:

В прошлом:

Образование:

Oсновные публикации

Начиная с 1981 г. опубликовала около 90 статей, тезисов докладов на научных конференциях и др. материалов.

Монографии:

Женские ювелирные украшения Дагестана (ХVIII — начало XX в.). Махачкала, 1986.

Архаические традиции в народном декоративно — прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа. М., 2004; изд. 2-е, дополненное. М., 2012.

Научный редактор и составитель сборников научных статей:

Мифологические представления в народном творчестве. Совместно с О. А. Пашиной. М., 1993.

Народное творчество стран Востока: структура и дефиниции. М.: УРСС, 2007.

Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. М.: ГИИ, 2007.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Одарен шубой с царского плеча: Универсальная культурная модель и русская традиционная форма дара. // Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество: Сб. статей. Ред -сост. Данченкова Н. Ю. Часовникова А. В. Санкт-Петербург СС.155–179.

Материал по декоративно- прикладному искусству в «Любительское художественное творчество в России ХХ века: Словарь». М. Прогресс — Традиция 2010–2011. Электронный вариант. Сс. 336–337 и 339–351. http://sias.ru/upload/iblock/e4e/sltext.pdf

Проблема этнической самоидентификации в искусстве Средней Азии и Северного Кавказа в конце ХХ века // Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире: сб.статей. под ред. Солнцевой Л. П. Фадеевой Л.В. М. ГИИ 2010 г. сс.46–67.

Художественные особенности женских украшений южного Дагестана. // Вестник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Махачкала 2010 № 1. Сс.76–85.

Русский ювелирный театр.// В сб.:Люди и судьбы. ХХ век: книга очерков. Вып. 3. Ред-сост. В. Е. Лебедева. М. УРСС 2010 сс. 171–183.

Восточный ковер в создании сакральных пространств. // сб. Иератопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Ред-сост. А. М. Лидов М. Индрик. 2009.сс. 219–252.

Когнитивное искусствознание и искусственный интеллект. // в сб. ст. Искусствознание и теория информации. под.ред. Петрова В.М., Харуто А.В. М. УРСС 2009 сс.137–143.

Актуальные проблемы современного мусульманского искусства в странах СНГ // сб.научных трудов «Искусство тюркского мира. Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов». Выпуск 1. Под ред. Р. Султановой Казань 2009. сс. 56–67.

В поисках психологического здоровья. Народное творчество и телесноориентированные практики: традиция и современность. Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. Ред-сост. П. Р. Гамзатова М. ГИИ 2007 г. СС 36–50.

Восточные регион: искусство классическое, элитарное, народное. Искусствоведческие модели, исследовательские стратегии.// В сб.: Народное творчество стран Востока: структура и дефиниции. Ред-сост. П. Р. Гамзатова М.2007 сс.4–15.

Инобытийное пространство в традиционной культуре и художественных системах: универсальная модель, когнитивные аспекты. //ж. Традиционная культура М.2007 № 1 сс.3–14.

Графомания чистой воды. Об одном из направлений современного искусства. // В сб. Опыт повседневности. Памяти С. Ю. Румянцева. Ред-сост. К. Г. Богемская, М. В. Юнисов. М.-СПб.: Дмитрий Буланин. 2005. сс. 205–231.

Термин «Народное искусство» в 1920–30 гг.: трансформация смыслов. Научные чтения памяти В. М. Василенко выпуск IV Москва 2003 с. 3–13.

О «структурирующей» функции архаической системы украшений (на материале дагестанского народного искусства).// В сб.: Ювелирное искусство и материальная культура. С-Пб. Государственный Эрмитаж 2001. сс. 8–12.

Эмоциональная усталость конца ХХ века: иглы, шипы, розги.//В сб.: Вещь в прикладном искусстве. Ред-сост. О. Соснина М. 2001.

Декоративно-прикладное искусство.// В кн.: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930- 1950 гг. С.-Пб. 2000 г. сс. 189–198.

Самодеятельное декоративно-прикладное искусство.//В кн.: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории конец 1950 — начало 1990. С-Пб. 1999. с. 443–466.

Мироустроительная функция архаического прикладного искусства.// в сб. статей: Научные чтения памяти В. М. Василенко. вып.1. М. ВМДПИНИ 1997. сс. 50–63.

Традиционная культура и рок: опыт сравнительного анализа.// В сб.: Примитив в искусстве. Грани проблемы. Ред-сост. Богемская К.Г. М. РИИ 1992. сс. 207–226.

«Реконструкция» народного декоративно — прикладного искусства. Теория и практика//В сб. статей: Проблемы народного творчество 1930-50-х годов. Под ред. С. Ю. Румянцева, А. П. Шульпина. Москва ВНИИ искусствознания.1990. с. 167–191.