Отдел художественных проблем массмедиа
Отдел художественных проблем массмедиа был образован в процессе объединения секторов медийных искусств и зрелищно-развлекательной культуры. В настоящем отдел продолжает разностороннее изучение истории и современности «технических» искусств (кино, анимации, телевидения, фотографии, компьютерного творчества) и зрелищно-игровых форм (эстрада, цирк, концертная деятельность и пр.). Особенно актуальны следующие грани предмета исследования:
-
трансформация жанровых моделей, авторских стилистик, бродячих мотивов в современной медиасреде; художественное пространство и время в «технических» искусствах; феномен авторского кино и авторского телевидения; история и современная эстетика фотографии; история отечественной эстрады и развлекательных форм досуга;
-
интерпретация в художественных массмедиа человека и его взаимоотношений с вселенной, природой, обществом, сферой культуры;
-
мифологическое и архетипическое в экранных искусствах; смеховая культура; переходные процессы в культуре и искусстве; проблемы открытых форм, вопросы соотношения жизнеподобия и условности; особенности синкретических искусств, включающих в свою художественную материю визуальное, музыкальное, нарративное; история популярного в искусстве, его роль в повседневности, взаимосвязь с классикой и «высоким» искусством;
-
взаимодействие литературы и кино, литературы и ТВ, роль литературы в формировании медиасреды; модели художественного нарратива в синкретических искусствах;
-
музыка в экранных искусствах, влияние музыкальной составляющей на эстетическую целостность кинофильмов, телепрограмм, компьютерных игр и пр.; визуализация музыкальных произведений; история песенного творчества; рок-культура.
Исследования сотрудников отдела выходят за пределы истории искусств как описания ее вершин. Пристальное внимание посвящается не только наиболее значительным произведениям, но и широкому полю произведений различного масштаба, активно циркулирующих в медиасреде и участвующих в диалогах культуры и общества. Коллектив ученых чувствует ценность отображения художественных процессов в прошлом и современности и исходит из убеждения, что исследование современного искусства как процесса — неотъемлемая часть работы на историю искусства. Без этого невозможно понимание логики развития искусств, модификации художественных форм, ухода в тень одних жанров и видов искусства, рождения или актуализации других.
В своей работе сотрудники стремятся к обновлению методов и подходов. Используется аналогичный «медленному чтению» в литературоведении метод «многократного просмотра» отдельных произведений, позволяющий сделать анализ художественной формы максимально подробным, детальным. Изучаются исторические документы, ставшие доступными в отечественных и зарубежных архивах. Исследователи составляют свое представление о том или ином явлении и эпохе в искусстве на основе анализа максимально возможного количества конкретных произведений, будь то фильмы, сериалы, телепрограммы, журнальные материалы, фотоматериалы, эстрадные миниатюры, концертные программы, реклама и пр. Проводятся полевые исследования, необходимые для изучения медиасреды. Искусствоведение интегрировано с принципами антропологии медиа, культурологией, эстетикой и междисциплинарными исследовательскими практиками.
В своей работе сотрудники стремятся к обновлению методов и подходов. Используется аналогичный «медленному чтению» в литературоведении метод «многократного просмотра» отдельных произведений, позволяющий сделать анализ художественной формы максимально подробным, детальным. Изучаются исторические документы, ставшие доступными в отечественных и зарубежных архивах. Исследователи составляют свое представление о том или ином явлении и эпохе в искусстве на основе анализа максимально возможного количества конкретных произведений, будь то фильмы, сериалы, телепрограммы, журнальные материалы, фотоматериалы, эстрадные миниатюры, концертные программы, реклама и пр. Проводятся полевые исследования, необходимые для изучения медиасреды. Искусствоведение интегрировано с принципами антропологии медиа, культурологией, эстетикой и междисциплинарными исследовательскими практиками.
Сотрудниками отдела были написаны фундаментальные труды по истории советского кино, теории и истории отечественного телевидения и фотографии, эстрады, концертной деятельности, в том числе «В зеркале критики. Из истории изучения художественных возможностей средств массовой коммуникации» (1985), «Средства массовой коммуникации в художественной культуре ХХ века» (в четырех томах, 2001), «Фотография. Проблемы поэтики» (1974, неоднократные переиздания), «Урбанизация и развлекательная культура» (1991) и десятки других коллективных монографий и сборников статей. Создан лексикон «Эстрада России. Двадцатый век» (2000; 2004). Этапными стали коллективные исследования «Между обществом и властью. Массовые жанры от 20-х к 80-м годам ХХ века» (2002), «От заката до рассвета. Ночь как культурологический феномен» (2005), «Бремя развлечений. OTIUM в Европе XVIII–XX вв.» (2006), «Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации» (2005), «Телевидение между искусством и массмедиа» (2015), «Литература в зеркале медиа» (2016), «Кино в меняющемся мире» (2016), «Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности» (2018, в трех частях), «Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века» (2019), «Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма» (2020).
Не менее важны авторские монографии — «От фото до видео» (1996) и «Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица» (2009) А. С. Вартанова, «Проблемы художественного времени на телевидении» (1977), «Курьеры муз» и «Между мифом и искусством» (1994) Ю. А. Богомолова, «Фототворчество России. История, развитие и современное состояние фотолюбительства» (1990) и «От пикториализма к фоторепортажу. Очерки истории отечественной фотографии 1900-1950» (2013) В. Т. Стигнеева, «Очерк теории телевидения» (1996) и «Избранные российские киносны» (2005) В. И. Михалковича, «Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов» (2008) и «Кино. Реабилитация архетипической реальности» (2006) Н. А. Хренова, «Рождение звукового образа: Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио», «Музыкальный мир Иосифа Бродского» (2004, 2007) и «Михаил Глинка и Италия» (2009) Е. М. Петрушанской, «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы» 1917-1945″ и «Эстрадный театр. Миниатюры, обозрения, мюзикл-холлы. 1945-1990» (2011) Е. Д. Уваровой, «Концерт в западноевропейской культуре» (1999, 2003) и «Сеть: публика и искусство» Е. В. Дукова, «Испытание будущим. Ф. М. Достоевский как участник современной культуры» (2010) и «Литературная классика в соблазне экранизаций» (2018) Л. И. Сараскиной, «Телевидение и театр: пересечения закономерностей» (2004) и «Современные телевизионные зрелища...» А. А. Новиковой, «Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма» (2011) Н. Г. Кононенко, «Развлечения в старой Москве. Очерки истории. 60–80 годы XIX века» (2015) Е. А. Сариевой, «Прогрессив-рок: герои и судьбы»" (2015) Е. А. Савицкой, «Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре» (2016) Д. А. Журковой, «Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х...» (2008, 2010, 2014) и «Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века» (2012) Е. В. Сальниковой. Это далеко не полный перечень научных трудов, составляющих опору для нынешнего периода научной деятельности отдела.
Научные сотрудники