Савицкая
Елена Александровна

Отдел художественных проблем массмедиа
Савицкая Елена Александровна

helen@inrock.ru

Работает в институте с декабря 1999 года. Кандидат искусствоведения с 1999 года, старший научный сотрудник Сектора художественных проблем массмедиа.

Сфера научных интересов — рок-музыка, популярная музыка, молодежная культура, массовые жанры, зрелищно-развлекательное искусство, история и теория развлекательной культуры, этническая музыка.

Образование:

  • Средняя специальная музыкальная школа при Уфимском государственном институте искусств, 1979-1990: музыковедение, специальное фортепиано.
  • Российская академия музыки им. Гнесиных, отделение музыковедения, 1990-1995 (красный диплом).
  • Аспирантура Российской академии музыки им. Гнесиных, 1995-1999.
  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Принципы стилеобразования в рок-музыке (на примере зарубежного хард- и арт-рока 1960-1970-х годов), май 1999 года, ГИИ.

Награды:

  • Диплом победителя конкурса на присуждение стипендии им. А.И. Комеча, ГИИ (2011);
  • Диплом финалиста конкурса книги ГИИ за монографию «Прогрессив-рок: герои и судьбы» (2014);
  • Почетные грамоты «За многолетний творческий труд и большой вклад в развитие подрастающего поколения» за подписью Главы городского округа Троицка в г. Москве В.Е. Дудочкина (2015, 2016)
  • Диплом победителя конкурса книги ГИИ за монографию «От советского арт-рока к российскому прогрессив-року» (2021).

Участие в научных конференциях:

  • «Ночь как культурологический феномен» (Москва, ГИИ, 2007 год — наст. время);
  • «Развлечение и искусство» (Москва, ГИИ, 2008 год — наст. время);
  • «Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире» (Саратовская государственная консерватория, ноябрь 2009 г.);
  • «Культура фламенко в процессах глобализации» (Москва, ГИИ, май 2011)
  • «Авторская песня вчера и сегодня» (Москва, ГИИ, ноябрь 2013 г.)
  • «Экранная культура начала ХХI века» (Москва, ГИИ, апрель 2014 г.)
  • «Music Science Today: the Permanent and the Changeable» (Университет Даугавпилса, Латвия, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.)
  • «Ломоносовские чтения» (МГУ, апрель 2017)

Также:

  • Член Гильдии музыковедов России
  • Заместитель главного редактора, постоянный автор музыкального журнала «InRock», с 2002 года по настоящее время.
  • Лектор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Троицкой ДШИ (г. Москва, г. Троицк), музыкант-исполнитель.

В прошлом:

  • Соорганизатор международного фестиваля прогрессив-рока «InProg», ежемесячных всероссийских мини-фестивалей прогрессив-рока «ProgDays» (2012 — 2015 гг.), фестиваля свободного творчества «Пустые Холмы».
  • Обозреватель журнала «Салон Audio Video», портала Gromko.ru.

Основные публикации

Монографии

«Великие обманщики» (творчество группы KING CRIMSON в контексте зарубежной рок-музыки 1960-2000-х годов): Монография. М., изд. Е. Галиной (под грифом ГИИ), 2008. — 358 с., илл., нот. пр.

«Прогрессив-рок: герои и судьбы»: Монография. М., ИП Галин А.В. (под грифом ГИИ), 2015. — 304 с., илл..

Прогрессив-рок: герои и судьбы. Часть 2: От советского арт-рока к российскому прогрессив-року. – М.: Rock-ExPress, ГИИ, 2021. – 352 стр.: ил. ISBN 978-5-906326-19-5

Публикации в научных сборниках и рецензируемых журналах:

Мифосознание и мифотворчество в рок-музыке: опыт группы King Crimson”. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. – Науч.-информ. сб. – Вып. 6. М.: Изд. РГБ, 1999. с.63-77.

«Философия ухода» в творчестве отечественных рок-музыкантов // Между обществом и властью: Массовые жанры от 20-х к 80-м годам ХХ века: Сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Дуков. Москва: Индрик. 2002. С. 231 – 249.

Звуковая ткань рок-музыки: эстетика и технология // Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов: Сб. ст. / отв. ред. Е.В. Дуков, П. Викке. С.-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004. С. 142 – 155.

«Новый русский рок» // Массовая культура на рубеже веков: сб. ст. / под ред. Е.В. Дукова, Л.И. Левина. С.-Петербург: Дмитрий Буланин, 2005. - С. 164-176.

На пути к рассвету: «Кафтан смеха» // Ночь. Ритуалы, искусство, развлечения: сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Дуков. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 246 – 256. 

Может ли ретро быть прогрессивным? (К проблеме авторского стиля в современном прогрессив-роке) // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции / ред. колл: О.Б. Краснова, Е.И. Вартанова и др. Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л.В. Собинова, 2009. С. 280 – 287.

Музыкант и слушатель в пространстве рок-концерта // Развлечение и искусство: Вып. 2: сб. ст. / ред.-сост. д.ф.н. Е.В. Дуков. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2011. С. 284 – 296.

Ночные прогулки по Петербургу // Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3: сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Дуков. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012. С 454 – 465. 

Рок-музыка как система стилевых координат // Обсерватория культуры. №1 – 2013. С. 57 – 65.

Российские опен-эйры до и после полуночи //  Ночь: ритуалы, искусство, развлечение: Вып.4: сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Дуков. Москва: ГИИ, 2014. С. 202 – 214.

Зарубежный прогрессив-рок 1960-1970-х годов: «высокий стиль» в рок-музыке // Народная традиционная культура в системе современного музыкального образования / науч. ред-сост. Н.В. Ахметжанова, Ф.Х. Шарафуллин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. С 49 – 57. 

Прогрессив-рок: проблемы стилевой идентификации и эволюции // Muzikas Zinatne Sodien: Pastavigais Un Mainigas. Zintnisko rakstu krajums VIII. Daugavpils Universitates, 2016.  С. 58 –70. 

Арт-рок в России: мы пойдем другим путем! // Эстрада сегодня и вчера. О некоторых эстрадных жанрах ХХ—ХХI веков: Вып. 2: сб. ст. / ред.-сост. О.А. Кузнецова. М., ГИИ, 2016. С.112-134. 

Specifics of Mode and Harmony Approach in Progressive Rock // Music Science Today: the Permanent and the Changeable. / Scientific papers. Editor-in-Chief prof. Evalds Dauguils. Daugavpils University. Academic Press “Saule”, ISSN number 2501-0344. 2017. S. 22-28.

Лад и гармония в рок-музыке: к соотношению модального и тонального // Музыковедение. 2017. №7. С. 3-11. 

Основные тенденции в развитии российского прогрессив-рока 1970–2000-х годов // Теория и история искусства: Научный журнал. МГУ: Издательство «БОС», 2017. Вып. 1-2. – С. 185-199.

Российские рок-фестивали 2000-2010- годов // Художественная культура. 2018. №2 (24). С. 276-299.

Концептуальные альбомы в отечественной рок-музыке 1970-1990х годов. // Художественная культура. 2018. №4 (26). С. 196-223.

«Songs of the Northern Land»: the Origins of the National Identity of Swedish Progressive Rock // Music Science Today: the Permanent and the Changeable. / Scientific papers. Editor-in-Chief prof. Evalds Dauguils. Daugavpils University. Academic Press “Saule”, 2018. №2 (10). С. 62-68.

Некоторые аспекты жанрово-стилевого синтеза в творчестве ансамбля «Арсенал» Алексея Козлова // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Краснодарский государственный институт культуры. 2018. – С. 167-177.

From Rock Symphony to Metal Opera: Classical Genres and Forms in Rock Music // Music Science Today: The Permanent and the Changeable. No 3 (11). Scientific Papers. Daugavpils: Daugavpils University Academic Press Saule, 2019. Pp. 40-48.

Отечественный рок 1970–1980-х гг. в контексте взаимодействия с академической музыкой // Вестник славянских культур: науч. журн. – 2019. – Т. 52, июнь. С. 261-275. http://vestnik-sk.ru/assets/files/23-Savickaya.pdf

Феномен саунда и «звуковая материя» отечественного рока 1970-1980-х годов // Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции / под. ред. Е. В. Сальниковой. -  [б.м.]: Издательские решения, 2019. – С. 437-478.

«Большая форма» в отечественной рок-музыке 1970–1980-х годов (на примере творчества ВИА «Песняры») // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2019, №4. С. 167-178. http://journalpmn.ru/index.php/PMN/article/view/1093

Симфония, инструментальный концерт, concerto grosso в рок-музыке: к вопросам жанровой интерпретации и формообразования // Человек и культура. – 2019. – № 6. – С. 216-225. DOI: 10.25136/2409-8744.2019.6.28933 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28933

Рок-музыка в современном мире (от редактора-составителя) // Рок-музыка в контексте современной культуры. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 23 ноября 2018 года) / Ред.-составитель Савицкая Е.А. Москва, Государственный институт искусствознания / ИП Галин А.В., 2020. – С. 5-13.

Отечественный фолк-рок 1970-1980-х годов // Рок-музыка в контексте современной культуры. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 23 ноября 2018 года) / Ред.-составитель Савицкая Е.А. Москва, Государственный институт искусствознания / ИП Галин А.В., 2020. – С. 163-177.

Рок-фестивали в России: новые тенденции (XXI век) // Эстрада сегодня и вчера. Вып. 3: О некоторых эстрадных жанрах ХХ–XXI веков / Ред.- сост. О.А. Кузнецова, Е.А. Сариева, Е.А. Савицкая. С. Москва: ГИИ, 2020. С. 116-135.

Folklore In Soviet Rock: Between Creativity And Ideology // Music Science Today: The Permanent and the Changeable. Daugavpils University, Academic Press Saule, 2020. P. 27-35. 

«Карантинные» стриминги и видеоклипы: как рок-музыканты реагировали на пандемию // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма: Коллективная монография / Под ред. Е. В. Сальниковой, В. Д. Эвалльё, А. А. Новиковой. 2020. – С. 559-598.

О терминологическом словаре «интеллектуальных» направлений рок-музыки // ИКОНИ: Искусство. Культура. Образование. Научные исследования. Уфа: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Научно-методический центр «Инновационное искусствознание». 2020. № 2. С. 79–96. DOI: 10.33779/2658-4824.2020.2.079-096. URL: http://journaliconi.com/index.php/iconi/article/view/9

Творчество рок-группы «Автограф»: музыкальный язык, саунд, стилевая эволюция // Художественная культура. 2020. №3. С. 288-319.  URL: http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/cab/hk_2020_3_288_319_savitskaya.pdf/ 

DOI:  10.24411/2226-0072-2020-00055

Русская музыкальная классика в творчестве британских рок-групп // Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 10–11 октября (Москва, ГИИ), 6–7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 года / Ред-сост. Е.А. Артамонова, Г.У. Лукина, О.М. Табачникова. – М.: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 354-364.

Savitskaya, Elena. Swedish Progressive Rock of the 1990s-2000s in the Context of Retro Trends // Music Science Today: The Permanent And The Changeable. Daugavpils University, Academic Press Saule. 2021. №5 (13). P. 70-75.  https://du.lv/wp-content/uploads/2021/06/Muzikas-zinatne-sodien-513_2021_JAUNS.pdf

Шведский прогрессив-рок 1970-х гг. как культурный феномен (на примере творчества группы «Kaipa» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021. №4. С. 129-149.

Genre and Style Dialogues in Works of Merit Hemmingson // Music Science Today: The Permanent And The Changeable. Daugavpils University, Academic Press Saule. 2022. №6 (14). P. 18-24.

Сборники статей

Рок-музыка в контексте современной культуры. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Москва, 23 ноября 2018 года) / Ред.-составитель Савицкая Е.А. Москва, Государственный институт искусствознания / ИП Галин А.В., 2020. – 208 с. 

Эстрада сегодня и вчера. Сборник статей. Вып. 3: О некоторых эстрадных жанрах ХХ–XXI веков / Ред.- сост. О.А. Кузнецова, Е.А. Сариева, Е.А. Савицкая. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. – 344 c. ил. 

 

Коллективные труды:

Эстрада России. ХХ век. Энциклопедия. М. «Олма-пресс». 2004. Статьи, общим объемом 1 а.л.

Прочие публикации по вопросам профессиональной деятельности: интервью, статьи о рок-музыке, рецензии, концертные обзоры в журнале «InRock»

Участие в научных конференциях

  • Организатор научно-практической конференции «Рок-музыка в контексте современной культуры» (ГИИ, 2018, 2020, 2022)

  • «Ночь как культурологический феномен» (Москва, ГИИ, с 2007 года);

  • «Развлечение и искусство» (Москва, ГИИ, с 2008 года);

  • «Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире» (Саратовская государственная консерватория, ноябрь 2009 г.);

  • «Культура фламенко в процессах глобализации» (Москва, ГИИ, май 2011)

  • «Авторская песня вчера и сегодня» (Москва, ГИИ, ноябрь 2013 г.)

  • «Экранная культура начала ХХI века» (Москва, ГИИ, апрель 2014 г.)

  • «Music Science Today: the Permanent and the Changeable» (Университет Даугавпилса, Латвия, 2014-2021 гг.)

  • «Ломоносовские чтения» (МГУ, 2017, 2018 гг.)

  • «Феномен синестезии в междисциплинарном пространстве научного знания» (Общественная академия эстетики и свободных искусство, 2018)

  • Круглый стол «Новая виртуальность: искусство и художественные практики в режиме изоляции» (ГИИ, 2020)

  • «Музыковедческий форум» (ГИИ, 2020)

  • «Опера в музыкальном театре: история и современность» (ГИИ, 2021)

  • «От «Позорищных игр» до кинокомедий: история человека смеющегося» (ГИИ, 2022)