Сектор современного искусства Запада
Рубежом, с которого начинается история современного искусства и который тем самым определяет начальную хронологическую границу научных интересов сектора — другая граница подвижна, открыта в наступившее столетие — является эпоха конца ХIХ — начала ХХ столетий, эпоха, когда складывается система искусства ХХ века, возникают явления и идеи, определившие судьбу художественного развития последующей эпохи. Вот почему в трудах сектора, наряду с работами, посвященными разным периодам истории европейского искусства ХХ века, включая явления самого последнего времени — например, новейших направлений авангарда, — в течение многих лет особое место занимает изучение искусства рубежа столетий. Это относится и к монографиям сотрудников сектора, и к его коллективным трудам, таким, например, как серия сборников «Западное искусство. ХХ век». В 2013 году сектор завершает работу над сборником этой серии, посвященным проблемам искусства
В последние годы проблематика трудов сектора, таких обобщающих коллективных работ, как «На грани тысячелетий» или «Театр ХХ века», определяется попытками «подвести итоги» развития западного искусства ХХ века, составить представление об искусстве прошедшего столетия в его
В основе многих работ сектора лежит идея сущностной целостности мирового художественного развития — при всех различиях исторических путей разных стран и народов, при всем многообразии национальных менталитетов и традиций. Судьба отечественного искусства рассматривается как естественная составная часть общеевропейского, общемирового художественного процесса. Эта идея лежит, например, в основе инициированной сектором труда «Спектакли ХХ века», в котором одновременно рассматриваются крупнейшие театральные явления Запада и России. Естественно, что ряд сотрудников сектора участвует в подготовке многотомной Истории русского искусства.
Комплексность исследования искусства — ведущий научный и
Сотрудники отдела стремятся, не теряя научного уровня своих исследований, обращать свои работы к разным слоям читателей, в особенности акцентируя их внимание на практиках искусства начала ХХI века, выступать в качестве экспертов, художественных критиков, педагогов. Можно без особого преувеличения утверждать, что труды сектора широко читаются и оказывают реальное влияние на современный художественный процесс — в той, разумеется, степени, в какой искусствоведение вообще способно влиять на искусство.
На протяжении всех лет своей истории сектор стремился привлекать в свой состав не только самых серьезных специалистов по современному искусству, но таких ученых, которые были достаточно смелыми и порядочными людьми, чтобы в условиях жесткого идеологического давления советского времени не становиться инструментом казенной политики, не заниматься тем, чего официоз требовал от коллектива, работающего над изучением современной западной культуры: «контрпропагандой», «разоблачением растленного буржуазного искусства»
Научные сотрудники