Беликова
Мария Андреевна

Сектор современного искусства Запада
Беликова Мария Андреевна
Старший научный сотрудник

Кандидат искусствоведения, с 2024 г. Работает в институте с 2024 г.


Сфера научных интересов – немецкое искусство первой трети ХХ века (экспрессионизм, новая вещественность), искусство межвоенной эпохи в Европе, США и СССР, советско-германские художественные связи 1920-х гг.

Также:

Преподаватель кафедры театра и кино РГГУ с 2023 г. 

Образование:

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Факультет мировой экономики и политики, бакалавр международных отношений), 2013

  • Московский Государственный Институт Международных Отношений (МГИМО университет) МИД России (Факультет международных отношений, магистр международных отношений со знанием иностранных языков), 2015 

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Школа исторических наук, Программа «Мировая художественная культура и рынок искусства», магистр по направлению «История»), 2017

  • Очная аспирантура Государственного института искусствознания (2017–2020)

  • Защита кандидатской диссертации на тему «Репрезентация современного города и технического прогресса в работах художников Новой вещественности (Германия, 1920–1930-е годы)» (науч. рук. К.В. Дудаков-Кашуро)


Основные публикации

Статьи:

  • Новая вещественность 20-30-х гг. ХХ века: взгляд современников из СССР// Искусствознание. 2018. №4. С. 220-249.

  • Тело – протез – механизм. Изобразительное искусство Веймарской Германии (1918-1933 гг.) // Художественная культура. 2020. № 1 (32). С.207-236. 

  •  Pittura metafisica и «новый человек» в немецком искусстве 1920-х гг. // Художественная культура. 2020. № 2 (33). С. 77-99.

  • Травма и попытки ее преодоления в творчестве художников Веймарской Германии (1918–1933)// Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика / отв. ред. О.А. Кривцун. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С.121–135.

  • Образ Берлина в работах художников Новой вещественности 1920-х годов// Искусство Евразии. 2020. №1. С.212-226. 

  • Pittura metafisica and the "New Man" in Weimar Art of the early 1920s// in: Proceedings of the 3rd International Conference on Art Studies: “Science, Experience, Education” (ICASSEE 2019). Pp. 492-500. Atlantis Press, Paris, France. 2019. 

  • The Metropolitan Life in German Artists’ Legacy of the Pre-war and Interwar Period// in: Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020). Pp. 192-200. Atlantis Press, Paris, France. 2020. 

  •  Weimar Art: Between Tradition and Avant-Garde// Quaderni di Venezia Arti. Taking and Denying.Challenging Canons in Arts and Philosophy. 2020, №4. Pp. 221-230.