Хренов
Николай Андреевич

Отдел художественных проблем массмедиа
Хренов Николай Андреевич

nihrenov@mail.ru

Доктор философских наук, с 1992 года. Профессор, с 1997 года. Главный научный сотрудник Сектора художественных проблем массмедиа.

Работает в Институте с 1971 года сначала в секторе социологии искусства, затем с 1982 года в секторе эстетики, с 1998 по июнь 2013 года заведующим Отделом теории искусства, с 2005 по март 2014 года заместителем директора по научной работе.

Сфера научных интересов: теория, эстетика, социология и социальная психология искусства; искусство в системе культуры, кино-теле — и другие экранные искусства

Также:

  • Профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова

  • Председатель Комиссии Междисциплинарного изучения художественной деятельности при Научном совете РАН «История мировой культуры»

Награды:

  • Лауреат премии в области киноведения и кинокритики «Слон» (2007)

  • Дипломант премии в области киноведения и кинокритики «Слон» (2009)

  • Благодарность министра культуры за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную деятельность, за высокий профессионализм в подготовке конференции (2009, 2011 гг.)

  • Почетная грамота Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу (2012)

В прошлом:

  • С 1992 по 2007 гг. — зав. Отделом историко-теоретических и философских проблем традиционной культуры ГРЦРФ МК РФ

  • Профессор кафедры экономики и менеджмента исполнительских искусств Школы-студии им. В. И. Немировича -Данченко при МХАТе им. А. Чехова;

  • С 2003 по 2011 гг. — ведущий научный сотрудник Отдела социологии экранных искусств ФГНИ института киноискусства МК РФ;

  • С 1999 по 2007 гг. — главный редактор научного альманаха «Традиционная культура» при ГРЦРФ МК РФ;

  • Профессор кафедры киноведения Вс. гос. универс. кинематографии им. С. А. Герасимова;

Образование, квалификация:

  • Сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (1968)

  • Аспирантура ВГИКа (1971)

  • Защита диссертации на соискание кандидата искусствоведения «От законов творчества к законам восприятия» (1973)

  • Защита диссертации на соискание доктора философских наук «Культурологический аспект публики как коммуникативной общности» (специальность: 17.00.08 — теория и история культуры) (1992)

Основные публикации

Монографии:

Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М, Наука, 1981.

Зрелищные искусства и человек. Братислава,1985.

Мифология досуга. М.,1998.

Социальная психология искусства, Теория. Методология. История. М., 1988. 

Введение в социологию искусства. СПб., 2001 (в соавторстве).

Художественная жизнь императорской России: субкультуры, картины мира, ментальность. СПб., 2001 (в соавторстве).

Культура в эпоху социального хаоса. М, 2002.

Публика в истории культуры. М., 2002.

Социальная психология искусства: переходная эпоха. М., 2005.

Человек играющий в русской культуре. СПб, 2005.

Кино: реабилитация архетипической реальности. М., 2006.

Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.

Воля к сакральному. СПб., 2006.

Русский Протей. СПб, 2007.

Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. М, 2007.

Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. М, 2008.

Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты (в соавторстве). М, 2011.

Визуальная коммуникация: культурологические исследования. М-СПб. 2019

Новая визуальность как проблема культуры. М-СПб. 2019

Социология и социальная психология искусства. Словарь ( в соавторстве с К. Б. Соколовым). М-СПб. 2022


Ответственный редактор следующих изданий:

Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М., 2002.

Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время. М., 2003.

Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2004.

Поколение в социо-культурном контексте ХХ века. М., 2005.

Искусство и цивилизационная идентичность. М., 2007.

Эстетика и теория искусства ХХ века (совм. С А. Мигуновым). М. 2005.

Эстетика и теория искусства ХХ века. Хрестоматия (совм. С А. Мигуновым. М., 2007;

Театр как социологический феномен. СПб., 2009.

Культура на рубеже ХХ-XXI веков: глобализационные процессы. СПб., 2009;

Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты. М., 2010.

Миф и художественное сознание ХХ века. М., 2011.

Очерки эстетики и теории искусства (совм. С А. С. Мигуновым). М., 2013; 

Символизм как художественное направление: взгляд из XXI века (совм. с. И. Е. Светловым). М., 2013.

От искусства оттепели к искусству распада империи. М., 2013.

Автор около 1000 статей в научных сборниках и журналах, активный участник научных конференций и круглых столов.


Избранные материалы конференций:

Медиа в ситуации реабилитации монологического принципа социальной коммуникации // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации. XIII Международные Лихачевские научные чтения. 16–17 мая 2013 г., СПб. 1913.

Культурологический смысл символизма как художественного направления рубежа XIX–XX веков. Материалы конференции «Польша-Россия. Искусство и история» (12—14 сентября 2012 г.). Ежегодник «Sztuka Europy Wshodniey» (Искусство Восточной Европы). Издание Польского института исследований мирового искусства. 2013. № 1. Warszawa — Torun. 2013.

L arte russa tra otto e Novecento e il suo ruolo nella sintesi culturale tra oriente e Occidente// Tendenze orientaliste e arte Russa fra Otto e Novecento. Неаполь. Италия. 2013.

Идеи Л. Н. Гумилева на фоне ориенталистского дискурса // Наследие Л. Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы. СПб. 2012.

Ретроспективная тенденция в эстетике ХХ века: Бахтин, Фрейденберг, Лукач // Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства. IV Овсяниковская Международная эстетическая конференция. Сб. научных докладов. М. 2010.

Художественная культура эпохи надлома империи в цивилизационном контексте // Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты. Материалы Международной конференции (17–19 мая 2010 г.). М. 2010.

От имперского монолога к диалогу в его цивилизационном понимании // Диалог культур и партнерство цивилизаций. Становление глобальной культуры. Х Международные Лихачевские научные чтения. 13–14 мая 2010 г., СПб., 2010.

Ситуация разрыва в культуре ХХ века: актуализация нелинейного уровня преемственности // Фундаментальные проблемы культурологи. Т. 5 Теория и методология современной культурологи. М-СПб., 2009.

The history of art’s history: The realization of the Russian art history project of I. Grabar during the Silver Age and the post-war period // History of art. History in central, Eastern and South — Eastern Europe. Vol. 2. Torun, 2010.

Сквозь призму кино: византийская традиция в функционировании цивилизационной идентичности // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Мат. Межд. Конференции. 13–16 сент. 2007. М., 2008.

Cinema as the Redemption of Archetypal Reality // Narration and Spectatorship in moving images: Perseption, imagination, emotion. Narration and spectatorship in moving images/ Cambridge Scholars Publishing. 2007.