Сариева
Елена Анатольевна

Отдел художественных проблем массмедиа
Сариева Елена Анатольевна

Кандидат искусствоведения, Сектора художественных проблем массмедиа.

Сфера научных интересов — развлекательная культура, история массовых зрелищ, история эстрады

Также:

  • доцент Российского университета театрального искусства ГИТИС

  • член Союза театральных деятелей (с 2005)

В прошлом:

  • Автор программ «С легким жанром» на телеканале «Культура» (2004–2006)

  • Автор сценария документальных фильмов «Три вальса. Клавдия Шульженко» (2006), «Его Величество конферансье. Борис Брунов» (2007), «Храм детства Натальи Дуровой» (2009), «Аттракционы Юрия Дурова» (2010)

Образование:

  • Российская академия театрального искусства (ГИТИС), театроведческий факультет (специальность: театроведение)

  • Аспирантура Государственного института искусствознания, 1996–1999

  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствоведения «Городская развлекательная культура пореформенной Москвы», 2000

Основные публикации

Монографии:

Развлечения в старой Москве. Очерки истории. 60–80 годы XIX века. М., ГИИ, 2013.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Влияние Пьера Левассора на исполнительское искусство отечественных артистов разговорных жанров  эстрады  // Культура и искусство. — 2018. - № 3. - С.48-55. 

Александр Ваттемар. Искусство театральной̆ трансформации // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 343–350.

Поэтические произведения в антрактах и дивертисментах императорской сцены//Культурное наследие России. 2019. № 2 (апрель–июнь). С. 70–78. ВАК

Поэзия на концертной эстраде второй половины XIX века. Артисты и репертуар//Артикульт. 2019. №36 (4). С.126–133. 

Монологи в дивертисментах и антрактах театральной сцены XIX в. // Вестник славянских культур. 2020. Т. 56. С. 202–212. 

Анекдоты и бывальщины М.С. Щепкина: становление жанра «импровизационного» рассказа на концертной эстраде//Культурное наследие России. 2020. № 2. С.59–65. 

Генерал Дитятин. Эстрадная маска –литературный персонаж– литературная маска//Художественная культура. 2020. №3 (34). С. 144–161. 

«Травиата» в оперных пародиях // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 4. С. 67–77. 

Национальный колорит эстрадного бытового рассказа//Культурное наследие России. 2021. № 2 (апрель-июнь). С. 45–52. 

«Читать толпу». Многоголосье в рассказах И.Ф. Горбунова и В.Ф. Лебедева//Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021. № 3. С. 154–165. 

Художественное своеобразия рассказа П.М. Садовского «Наполеондер»//Вестник славянских культур. 2022. Том 64. С. 370–278.

Фейерверки в России XVIII века // У истоков развлекательной культуры России Нового времени. Сб. статей. Государственный институт искусствознания. М. 1996.

Кафешантан Шарля Омона // Развлекательная культура России XVIII—XIX вв. Сб. статей. «Дмитрий Буланин». С.-Петербург. 2000.

Потешные огни // Родина. М. 2005. № 3.

Развлечения в Петровском парке // Театр, эстрада, цирк. Сб. статей. КомКнига. 2006.

Соединение природы с правдою // 60 параллель. Сургут, 2010. № 3 (38). С. 102–113.

Материалы конференций:

Трагический балаган. Легкие жанры во время Первой мировой войны//”На крайнем пределе веков”: Первая мировая война и культура. Сб. статей по Материалам Международной научной конференции. ГИИ. Сентябрь, 2014. М., 2017. С. 322-331. 

Истоки разговорных жанров эстрады на городской праздничной площади//Театр и театральность в народной культуре. Сборник статей памяти Ларисы Павловны Солнцевой (1924-2016) по материалам научно-практической конференции «Богатыревские чтения-2015: театр и театральность в народной культуре». Ноябрь, 2015Государственный институт искусствознания. Москва, 2017. С. 146-160. 

Клубы как зрелище будущего // От заката до рассвета. Ночь как культурологический феномен. Сб. статей. «Дмитрий Буланин». С-Петербург. 2005.

Кафешантан: искусство и развлечение//Развлечение и искусство. Сб. статей. С-Петербург., «Алетейя». 2008.

Московские балаганы: искусство развлекать//Развлечение и искусство-2. Сб. научн. статей. «Нестор-история». С-Петербург. 2011.

Канкан — танец ночного города//Ночь. Закономерности, ритуалы, искусство. Вып. 3. «Нестор-История». М.-Спб., 2012.

Бурлеск — «злоба ночи». Статья по материалам научной конференции «Ночь-4: новые гуманитарные исследования» 24—25 ноября 2011 г. (в печати).

Филантроп и джентльмен. Сборник статей по материалам Международного научного форума, посвященного 100-летию А. И. Райкина в октябре 2011 г. (не опубликован).

Коллективные труды:

Эстрада России. ХХ век. Энциклопедия. М. «Олма-пресс». 2004. Статьи, общим объемом 1 а.л.

Научные комментарии к переизданию книги М. О. Янковского «Оперетта» (М.-Л., 1937). Издательство «Вузовская книга» (в печати). Совместно с Е. Д. Уваровой.

 От потешной панорамы к эстрадному фельетону: искусство развлекать, просвещать и убеждать//Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века/под ред. Сальниковой Е.В. М.: Издательские решения, 2019. С. 334–362. РИНЦ

Предисловие//Эстрада сегодня и вчера. Сборник статей. Вып. 3: О некоторых эстрадных жанрах ХХ–XXI веков / Ред.-сост. О.А. Кузнецова, Е.А. Сариева, Е.А. Савицкая. – М.: Государственный институт искусствознания, 2020 – 344 c. ил. С. 6–9.

Судьба и песни Изы Кремер// Эстрада сегодня и вчера. Сборник статей. Вып. 3: О некоторых эстрадных жанрах ХХ–XXI веков / Ред.-сост. О.А. Кузнецова, Е.А. Сариева, Е.А. Савицкая. – М.: Государственный институт искусствознания, 2020 – 344 c. ил. С. 274–295.

Карантинный юмор на эстраде: прошлое и настоящее//Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма: Коллективная монография [б.м.]: Издательские решения, 2020. С. 599–616.