Кононенко
Наталия Геннадьевна

Отдел художественных проблем массмедиа
Кононенко Наталия Геннадьевна

Кандидат искусствоведения, с 2008 г. Старший научный сотрудник. Работает в институте с 2006 г. в Секторе Художественных проблем средств массовой коммуникации (с 2013 г. — сектор Медийных искусств)

Область научных интересов — междисциплинарные исследования, музыкальный язык и современные медийные искусства, звуковой универсум фильма, музыкальная эстетика, история и теория музыки, звуковой ландшафт

Также:

  • Автор курса «История и теория музыки в кино» (ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва)

  • Автор периодических изданий «Искусствознание», «Музыковедение», «Искусство музыки. Теория и история», «Художественная культура», «Наука телевидения», «Ракурсы»

  • Участник ежегодных международных конференций, посвященных творчеству А. Тарковского, проводимых в рамках Международного кинофестиваля «Зеркало» им. Андрея Тарковского 

  • Участник конференций международной исследовательской группы «Music and Media» (MaM, «Музыка и Медиа») Международного музыковедческого общества (IMS) 

  • Член Гильдии киноведов и кинокритиков России

Награды:

  • Дипломант конкурса на лучшую научную статью среди ученых ГИИ («Музыкальные аспекты метатекстовости в творчестве А. Сокурова»), 2019

  • Стипендиат FMSH (Дома наук о человеке, Париж) и CEFR (Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук, Москва), 2016

  • Дипломант премии в области киноведения и кинокритики «Слон» в номинации «Теория кино» за книгу «Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма» (М.: Прогресс-Традиция, 2011), 2012

  • Грант Российского гуманитарного научного фонда на издание монографии «Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма» (издательство «Прогресс-Традиция»), 2011

  • Грант Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве на осуществление работы в архивах и библиотеках Парижа, 2009

  • Дипломант I степени Всероссийского конкурса «Наука о музыке: Слово молодых ученых» (текст «„Erbarme dich“ И. С. Баха в аудиовизуальном пространстве второй половины ХХ — начала XXI века»), 2009

  • Дипломант конкурса на лучшую научную статью среди молодых ученых ГИИ («Метаморфозы „звучащего времени“ в искусстве 1970-х. К творчеству В. Сильвестрова и А. Тарковского»), 2005

  • Грант Федерального агентства по культуре и кинематографии на осуществление работы во флорентийском архиве А. Тарковского, 2005

  • Лауреат премии конкурса на лучшую научную статью среди молодых ученых ГИИ («Звучащий мир или звуковые притчи Андрея Тарковского»), 2004

В прошлом:

  • Преподаватель Всероссийского государственного университета кинематографии (ВГИК им. С.А. Герасимова, Москва), режиссерский и сценарно-киноведческий факультеты. Курсы «История и теория музыки в кино», «Звукозрительный анализ фильма», «Эстетика кинофонографии».

  • Преподаватель Института современного искусства (ИСИ, Москва), Музыкальный факультет. Курс «История отечественной музыки».

  • Доцент Московского городского психолого-педагогического университета (кафедра Информационных технологий, направление «Режиссура мультимедиа-программ»). Музыкальные дисциплины.

  • Стажировка в Institut de recherché sur le cinema et l'audiovisuel (IRCAV) (Институт кино и аудиовизуальных исследований в Париже, Sorbonne 3), 2016. 

  • Лекция «Музыкально-исторический миф в фильмах А.Тарковского» в Кембриджском университете (Clare MCR, Old Court, Trinity Lane, Cambridge), 2011. 

  • Лекция «Музыкальный Универсум в фильмах Андрея Тарковского», прочитанная в рамках юбилейной программы, посвященной 80-летию со дня рождения Андрея Тарковского (Москва, Галерея на Солянке), 2012.

  • Лекция «Восток и Запад: Структуры сближения. Музыка в фильмах А.Тарковского и А.Сокурова» в рамках междисциплинарного семинара «Среды в РИИИ» (цикл «Творчество: модели, подходы, мнения») (Санкт-Петербург, Российский институт истории искусства), 2012.

  • Лекция «Пушкин – Мусоргский – Тарковский. “Борис Годунов”» в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина (Москва), 2011.

  • Саунддизайн выставки «Тарковский. Space», организованной в рамках юбилейной программы, посвященной 80-летию со дня рождения Андрея Тарковского (Москва, Галерея на Солянке), 12 апреля — 27 мая 2012.

Образование:

  • Историко-теоретический факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 2002 (специальность — музыковедение)

  • Аспирантура Государственного института искусствознания (сектор Музыки), 2002–2006

  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствоведения «Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма» (ГИИ, Москва, 2008)

Основные публикации

Монографии:

Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. М.: Прогресс-Традиция, 2011 (монография издана по гранту РГНФ).

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Звучащий мир или звуковые притчи Андрея Тарковского // Ракурсы. М. ГИИ., 2005. Вып. 6. С. 105–147.

А. Тарковский. Музыка запечатленного времени // Архетип детства — 3. Иваново, 2005. С. 216–230.

Метаморфозы «звучащего времени» в искусстве 1970-х. К творчеству В. Сильвестрова и А. Тарковского // Аспирантский сборник. М. ГИИ, 2005. Вып. 3. С. 89–120.

«Erbarme dich» И. С. Баха в фильмах А. Тарковского. Чтение — слышание — вúдение // Музыковедение. М., 2008. № 1. С. 29–34.

Аморфное время музыкальных интроспекций Андрея Тарковского // Искусствознание. М. ГИИ, 2008. № 1. С. 160–175.

Андрей Тарковский. Структуры и мотивы аудиовизуального мифотворчества // Ракурсы. М.: ГИИ. 2011. Вып. 8. С. 289–308. (Интернет-публикация: http://sias.ru/publications/books/578.html).

Музыкальная эмблема в эпоху иконического поворота // Искусство музыки. Теория и история. М.: ГИИ, 2011. Вып. 1–2. Интернет-издание: http://sias.ru/publications/magazines/musik/vipousk1-2/articles/469.html

Музыкальные аспекты метатекстовости в творчестве А. Сокурова // Художественная культура. М., 2018. № 2.С. 94—119.

Александр Сокуров. Музыкальная аура и лабиринты слуха // Художественная культура. М.: ГИИ, 2019. № 2. С. 100—127.

Шум как элемент ауры музыкального опуса: аудиовизуальные метафоры авторского кино // Художественная культура. М.: ГИИ, 2020. № 1. С. 315—330.

Вступительная статья (Вступление) в сб. Сравнительное искусствознание — XXI век. Вып. 3: Статьи и материалы III Международной конференции «Орловские чтения», 15–16 октября 2018 г. / Российский институт истории искусств [ред.-сост. О. В. Колганова; отв. ред. И. В. Мациевский]. СПб., 2021. С. 5-10.

О феномене киномузыки Сергея Курехина: от механики к аффекту // Наука телевидения. 2021. 17 (4). С. 143–172.

Ирония музыкальной событийности в «Охоте на бабочек» О. Иоселиани // Художественная культура. М.: ГИИ, 2022 (в печати).

Материалы конференций:

Музыкальный хронос в фильмах Андрея Тарковского // Информация. Время. Творчество. Тезисы докладов Международной конференции «Новые методы в исследованиях художественного творчества» и Международного симпозиума «Информационный подход к исследованию культуры и искусства». М., 2007. С. 156–160.

«Erbarme dich» И. С. Баха в аудиовизуальном пространстве второй половины ХХ — начала XXI века // Наука о музыке: Слово молодых ученых. Вып. III. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2009. С. 401–421.

Акустический миф Андрея Тарковского. The acoustic Myth by Andrey Tarkovsky // Музыка природы: звукоподражание в природе и искусстве. Тезисы IV научно-практической конференции к программе «Голос в культуре». Спб., 2011. Music of Nature: Onomatopoeia in Rite and Art. Abstracts of IV conference of the program «Voice in Culture». St. Petersburg, 2011 (двуязычное издание). С. 24–25 и 42.

On the Cinematic History of a Baroque Musical Theme: Bach’s ‘Erbarme Dich’ // Film and Media 2013: The Pleasures of the Spectacle. The Third Annual London Film and Media Conference. L., 2013. P. 85 (К кинематографической истории одной барочной музыкальной темы // Фильм и Медиа 2013: Зрелищные развлечения (Тезисы). Л., 2013. С. 85).

Trans-sentimental Sound of Musical Cultures in the Films by Alexander Sokurov // Abstracts’ book of the International Conference Sociocultural Crossings and Borders: Musical Microhistories and competition Interdisciplinary Studies in Music: New approaches, Methods and Conseptions. Vilnius: Lithuanian Academy of Music and Theatre, 2013. P. 84 (Транс-сентиментальное звучание музыкальных культур в фильмах Александра Сокурова // Тезисы международной конференции Социокультурные пересечения и границы: Музыкальные микроистории и конкурса Междисциплинарные исследования в музыке: Новые подходы, методы и концепты. Вильнюс: Литовская академия музыки и театра, 2013. С. 84).

Восток и Запад: Структуры сближения. Музыка в фильмах А.Тарковского и А. Сокурова // Ракурсы. М.: ГИИ. Вып. 10, 2014. С. 122—137.(Интернет-публикация: http://sias.ru/publications/books/?ELEMENT_ID=1882).

Звуковой миф Андрея Тарковского // Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре. Иваново: ПрессСто, 2014. С. 117—126.

Звуковые метафоры культурных пространств в фильмах А.Тарковского и А.Сокурова // AndrejTarkovskij. Klassiker – Классик – Classic – Classico / Norbert P. Franz (Hrsg.). Beiträge zum Ersten Internationalen Tarkovskij-Symposium an der Universität Potsdam. Band. 2. Universität Potsdam, 2016. P. 323—338.

Андрей Тарковский и Александр Сокуров: звуковые ландшафты сновидений // Тарковский. Сны. Материалы международной научной конференции / сост. А. Ахмадщина. Спб.: Книжные мастерские, 2018. С. 38—53.

«Незаметная» музыка Эрика Сати. К истории кинематографического слышания // Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9–11 ноября 2017 года / Ред.-сост. Г.У. Лукина. – М.: Государственный институт искусствознания, 2018.  С. 107—118.

Musical metaphors of time in the documentaries by A. Sokurov: On the example of Spiritual Voices // Abstracts’ book of the 10th Meeting International Musicological Society Music and Media Study Group (IMS-MAM) in collaboration with XI International Symposium “La Creación Musical en la Banda Sonora” of Salamanca University. UniversityofSalamanca, Spain, 2018 (Музыкальные метафоры темпоральности в документальных фильмах А.Сокурова: на примере фильма “Духовные голоса” //Тезисы Х ежегодной конференции международной исследовательской группы«Музыка и Медиа» Международного музыковедческого общества совместно с XI международным симпозиумом «Музыкальное творчество на звуковой дорожке» университета Саламанки. Университет Саламанки, Испания, 2018).

Коллективные труды:

Leonardo da Vinci nello spazio audiovisivo dei film di Andrej Tarkovskij. Леонардо да Винчи в аудиовизуальном пространстве фильмов Андрея Тарковского // Leonardo in Russia: Temi e figure tra XIX e XX secolo / Pref. Romano Nanni e Nadia Podzemskaia. Milano: Mondadori, 2012. Леонардои русскаякультура / Сост. Н. Подземскаяи Р. Нанни. Милан: Мондадори, 2012. C. 415–439 (двуязычное издание).

 «Erbarme dich» И. С. Баха в координатах высокой и низкой культуры. На материале кино и музыки второй половины ХХ — начала XXI века // Высокое и низкое в художественной культуре. Т. 2. М.-СПб.: Нестор-История, 2013 (Интернет-публикация: http://sias.ru/publications/books/818.html).

Музыка Страстей на рубеже тысячелетий. От коллективного портрета к симулякру // Высокое и низкое в художественной культуре. Т. 3. М.-СПб.: Нестор-История, 2013.

Музыкальные аспекты метатекстовости в творчестве А. Сокурова. О временных и музыкальных структурах фильма «Духовные голоса» // Большой формат: Экранная культура в эпоху трансмедийности. Часть 3. М., 2018.С. 56—88.

Фильм как инструмент музыкального мифотворчества. К истории “музыкалистского” подхода в исследованиях киноискусства // Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века. М.: Ридеро, 2019. C. 264—285.

Danse macabre: средневековая аллегория в фильмах И. Бергмана и П. Пазолини // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма: Коллективная монография. М.: Издательские решения, 2020. С. 243-262.

Звуковой Универсум в фильмах А. Тарковского. В диалоге с музыкальной традицией // Звуковое решение фильма. СПб.: РИИИ, 2020. С. 278-306.

От механики к аффекту. О феномене киномузыки Сергея Курехина // Смена вех: отечественное кино середины 1980-х – 1990-х. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022. С. 375-404.