Сектор фольклора и народного искусства
Сектор фольклора и народного искусства (первоначально — отдел народного творчества и теоретических проблем художественной самодеятельности, затем — отдел народной художественной культуры) создан в январе 1980 года. В момент основания его возглавила
Сектор ведет исследовательскую работу, охватывающую различные формы народного искусства — от фольклора до видов современного любительства, наивного искусства. Такое разнообразие интересов позволило создать обобщающее описание важнейших тенденций любительства советского периода отечественной истории — трехтомник «Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории.
К основным направлениям деятельности сектора на сегодняшний день можно отнести:
- изучение мировоззренческих основ народной культуры, религиозных представлений, нашедших отражение в реалиях бытовой повседневности, произведениях фольклора и народного искусства (круглые столы и сборники «Мифологические представления в народном творчестве» (М., 1993); «Религиозный опыт народной культуры. Образы. Обычаи. Художественная практика» (М., 2003), «Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество» (СПб., 2011), монография
А. В. Часовниковой «Христианские образы растительного мира в народной культуре: Петров крест. Адамова голова. Святая верба» (М., 2003) и др.); - коллективное и индивидуальное в традиционном творчестве (круглые столы и сборник «Личность в культурной традиции» (М., 2013) и др.);
- музыкальный фольклор народов России (монография
Н. И. Жулановой «Многоствольные флейты в традиционной культурекоми-пермяков » (М., 2008) и др.); декоративно-прикладное искусство народов России, в том числе в связи с современными художественными практиками (круглые столы и монографияП. Р. Гамзатовой «Архаические традиции в народномдекоративно-прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа» (1-е изд. — М., 2004;2-е изд. — М., 2012), др.);- творчество наивных художников и
художников-любителей (круглые столы и конференции памятиК. Г. Богемской — «Наивное и любительское искусство наарт-рынке », «Копирование в любительском и наивном искусстве», «Китч: на перекрестке народной и массовой культуры»).
К давним традициям сектора принадлежат ежегодные Богатыревские чтения. Их проведение дает возможность коснуться всего комплекса проблем, связанных с функционированием живой фольклорной традиции в динамике ее процессов. Результатом чтений стали, в частности, сборники «Петр Григорьевич Богатырев: Воспоминания, документы, статьи» (СПб., 2002) и «Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире» (М., 2010).
Научные сотрудники