Кандидат искусствоведения, с 2008 г. Старший научный сотрудник и ученый секретарь сектора фольклора и народного искусства. Работает в институте с 2008 г. в Отделе народной художественной культуры (с 2013 — сектор фольклора и народного искусства), совместитель
Сфера научных интересов — русское и зарубежное наивное искусство, ар брют, творчество аутсайдеров, культурная политика в области изобразительной самодеятельности в ХХ веке, проблемы примитива и примитивизма в искусстве ХХ века
Также:
- Научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, 1999 (отдел живописи второй половины XIX — начала ХХ века, 2012)
- Участие в подготовке и организации выставок, кураторство (более 15 проектов)
В прошлом:
- Заведующая фондом изобразительного искусства в Заочном народном университете искусств, Москва, 1996–1998
- Сотрудник отдела выставок Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Москва, 1998–1999
- Хранитель фонда живописи республик СССР в отделе живописи 2-ойполовины ХХ века Государственной Третьяковской галереи, 2002–2012
Образование:
- Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 2000 (специальность: искусствоведение)
- Сотрудник отдела выставок Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Москва, 1998–1999
- Аспирантура Государственного института искусствознания, 2002–2008. Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Художники и институции: самодеятельное творчество в СССР 1920–1930-х гг.», 2008
- Трехмесячная стажировка «Музейный менеджмент» в музеях Германии (Берлин, Ганновер, Гамбург и др.), прохождение музейной практики в Государственном собрании искусства г. Дрездена. Организатор: Немецкая академия менеджмента Нижней Саксонии, Целле, 2006
Основные публикации
Монографии
Примитив в квадрате. Советская культурная политика и изобразительная самодеятельность в лицах и фактах. М., БуксМарт, 2019. 360 с.
В.А. Серов. Девочка с персиками. Серия «История одного шедевра». М., ГТГ, 2019. 40 с.
К.А. Сомов. Дама в голубом. Серия «История одного шедевра». М., ГТГ, 2019. 48 с.
Составление и редактирование научных сборников:
Наивное искусство и китч. Основные проблемы и особенности восприятия. Сб. науч. статей / Сост. и отв. ред. Н.А. Мусянкова. СПб.: Алетейя, 2018. 290 с.
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
«Потерянная» живопись. Самодеятельное искусство в Государственной Третьяковской галерее // Аспирантский сборник. М., 2003. С. 148–158.
Музей подарков как культурный феномен // Опыт повседневности / Отв. ред. К. Г. Богемская, М. В. Юнисов. СПб., 2005. С. 187–197.
Из истории объединений непрофессиональных художников 1920–1930-х годов // Искусство и образование. № 4. 2007. С. 11–18. (Список ведущих рецензируемых журналов ВАК).
Массовое и самодеятельное в изобразительном искусстве // Массовая культура на рубеже веков. Сб. ст. / Ред.-сост. Е. В. Дуков, Л. И. Левин. М.; СПб., 2005. С. 229–236.
Самоучки 1920–1930-х годов // Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики / Ред.-сост. П. Р. Гамзатова. М., 2007. С. 223–234.
Художники — рок-музыканты. // Любительство: XVIII—XXI вв.от просвещенных дилетантов до рок-музыкантов. Сб. ст. памяти Милихата Юнисова. Ред. К. Г. Богемская. М.; ГИИ, 2010. С. 227–252.
Китч в изобразительном искусстве последней четверти ХХ века // Искусствознание, № 3–4. М., 2012. С. 564–591.
Любители и профессионалы: художественная студия Института народов Севера (1926–1941) // Художественная культура, Вып. № 5, 2012. Эл. периодическое издание http://sias.ru/magazine/vypusk-5-2012/prikladnaya-kulturologiya/779.html Дата обращения: 01.02.2013.
Произведения народного творчества в картинах художников группы «Бубновый валет». // Функционально-структуральный метод П.Г. Богатырева в современных исследованиях фольклора. Сб. статей и материалов. ГИИ, ИМЛИ. М., 2015. С. 300–315.
Пролетарское искусство и супрематизм: опыт мастерских ИЗОРАМ // Столетие Революции 1917 года в России. Научный сборник. Труды исторического факультета МГУ, вып. 108. Сер. II. Исторические исследования, 60. Отв. ред. И.И. Тучков. Часть I. М., 2018. С. 944–954.
Вожди и герои Лёни Пурыгина. // III Всероссийский конгресс фольклористов. Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития. Сборник научных статей. Том. 4. М., 2019. С. 274–282.
Материалы конференций:
Чудесное и обыденное: примитив и самодеятельность // Чудесное и обыденное. Материалы научной конференции. Курск, 2003. С. 16–26.
Иллюстрации к «Алисе в стране чудес» Ольги Киряшовой // Образ и текст. Материалы международной научной конференции. Курск, 2004. С. 156–163.
Творчество Кати Медведевой в контексте современной культуры // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы. М., 2004. Материалы научной конференции. Издание Музея наивного искусства. С. 132–141.
Наивное искусство и нонконформизм. // Наивное искусство и творчество аутсайдеров в XXI веке: история, практика перспективы. Материалы научной конференции. Фестнаив-2007. М., 2007–2008. С. 64–69.
Это безумное, безумное, безумное современное искусство. // Музейная политика в области маргинального искусства. Материалы научной конференции. Фестнаив-2010. М., 2010. С. 83–95.
Примитивизм в отечественной живописи 1970–1990-х: истоки и параллели // Третьяковские чтения. 2012. Материалы отчетной научной конференции. М., 2013. С. 224–234.
Гуггинг: путь от арт-терапии к арт-галерее // Искусство-наука-медицина: феномен арт-терапии. Сборник научных статей. Выпуск второй. По материалам международной научно-практической конференции «Искусство-наука-медицина: феномен арт-терапии», РАХ, 12-13 марта 2014. Ярославль, 2014. С. 96–101.
Заочный народный университет искусств (ЗНУИ) как ареал неофициальной культуры// Неофициальное искусство в СССР. 1950–1980-е годы.Сборник по материалам конференции. М., НИИ РАХ, 2014. С. 345–360.
Мехрдад Рашиди – новое имя в ар-брют // Странный художник. Сб. материалов международной конференции «Искусство аутсайдеров. Философские, культурологические и психопатологические аспекты». Сост. А.С. Мигунов. М., 2015. С. 128–135.
«Выход за рамки». Живопись нонконформистов из собрания Третьяковской галереи // Рама как объект искусства. Материалы научной конференции. Науч. ред. и сост. Т.Л. Карпова. ГТГ. М., 2015. С. 225–233.
Произведения русских художников на Балтийской выставке в Мальмё (Швеция, 1914) // Третьяковские чтения-2016. Государственная Третьяковская галерея.
Музеи наивного искусства: опыт Запада // Амплитуда колебаний. Наив и ар-брют: от классики к современности. Материалы научной конференции. М., Музей русского лубка и наивного искусства, 2016. С. 37–49.
Каталоги выставок и собраний, музейные издания:
Душа моя — живопись. Каталог персональной выставки Кати Медведевой. ГМИИ, М. 2004. Автор-составитель.
Абстракция как драма. // Михаил Кулаков. Потоп млечных путей. Каталог выставки. М., 2008. С. 11–14.
16-е Международное биеннале наивного и маргинального искусства. // Биjeнале наивнее и маргиналнеуметности/2013. Jагодина, Србиjа. 2013. С. 15–16.
Валентин Серов в отзывах зарубежной критики // Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения. Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. М., 2015. С.32–47.
На рубеже веков. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. К 120-летию Всероссийской промышленной и художественной выставки и Нижегородского государственного художественного музея. Каталог выставки. Нижний Новгород, 2016. Автор-составитель и автор 12 аннотаций.
Живописная Россия. Русская жанровая живопись второй половины XIX – начала XX века из собрания Государственной Третьяковской галереи. Каталог выставки в Курской картинной галерее им. А.А. Дейнеки. М.: ГТГ, 2017. 14 аннотаций.
Эдвард Мунк и русское искусство: в поисках параллелей // Эдвард Мунк. Каталог выставки. ГТГ, М., 2019.
Коллективные труды:
Искусство ХХ века. Альбом. Собрание Государственной Третьяковской галереи. М., 2006. Один из авторов-составителей.
Наивное искусство и любительское творчество в начале Нового века // Культура России 2000-е годы. Сб. подготовлен при поддержке МК РФ (гос. Контракт № 4091-01-41/06-ОН от 10 ноября 2009 г. Отв. Ред. Е. П. Костина. СПб., Алетейя, 2012. С. 624–629.
Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Т. 7. Кн. 1. А-М. Живопись второй половины ХХ века. М., 2013. – 688 с. В составе группы авторов-составителей.