Богемская
Ксения Георгиевна

Сектор фольклора и народного искусства
Богемская Ксения Георгиевна

(1947—2010)

доктор искусствоведения, исследователь наивного искусства, самодеятельного и аутсайдерского творчества, художественный критик Ксения Георгиевна Богемская работала в ГИИ почти тридцать лет – c 1981 по 2010 год. Сфера ее научных интересов и изысканий была чрезвычайно широка: от французских импрессионистов до актуального российского искусства новейшего времени. Ксения Георгиевна увлеченно изучала самые разные темы, включая современную массовую культуру (она одна из первых написала научную статью о первом российском телешоу «За стеклом» в сборнике «Опыт повседневности»). С большим энтузиазмом она воспринимала самые новейшие тенденции в современном искусстве и искусствознании.

По ее собственным словам, путь искусствоведа был предопределен происхождением и семейными традициями – три поколения ее семьи занимались наукой, искусством, издательским делом. Она родилась в Риме 11 марта 1947 года в семье переводчиков с итальянского языка: отец – Георгий Дмитриевич Богемский, киновед, член Союза писателей, мать – Аглая Сергеевна Богемская, сотрудница Института истории искусств. После окончания отделения истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1969), поступила в аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Камиль Писсарро в истории французского импрессионизма» в 1978 году.

С приходом на работу в ГИИ в сектор народного творчества и теоретических проблем самодеятельности К.Г. Богемская начала заниматься изобразительным творчеством самоучек и наивным искусством. В течение ряда лет с 1980-х по 1990-е годы совместно с сотрудниками сектора работала над трехтомником «Очерки истории художественной самодеятельности в СССР. 1917–1990-е гг.». Работа над разделами по изобразительному искусству стала ее первым солидным вкладом в разработку проблемы примитива и любительского искусства. Она сделала очень многое для того, чтобы примитив был понят и признан в нашей стране, получил должную оценку. Вычленить драгоценный дар авторского наивного искусства в потоке массового творчества, показать и доказать высокий статус и художественную ценность творений, не вписывающихся в академические рамки, было непростой задачей. Во многом благодаря усилиям Ксении Богемской российское и зарубежное художественные сообщества узнали таких мастеров, как Павел Леонов, Елена Волкова, Татьяна Еленок, Алевтина Пыжова, Василий Романенков, Михаил Ржанников и многих других.

В дальнейшем К.Г. Богемская смогла соединить в одном лице талантливого исследователя, коллекционера, галерейщика, куратора, музейного деятеля. Она собрала обширный фактический материал, систематизировала его. Но главный ее вклад состоял в глубоком осмыслении огромного поля непрофессионального искусства в его самых различных ипостасях и аспектах: самодеятельность, любительство, примитив, наивное и аутсайдерское искусство.

В 1990-е годы по приглашению Л.А. Бажанова она тесно сотрудничала с Центром современного искусства на Большой Якиманке, который стал институцией-первопроходцем в России в области формирования новых принципов работы с современным искусством. Здесь решались концептуальные задачи, связанные с развитием творчества и формированием новых сообществ, но одновременно была сделана попытка создать коммерческие формы функционирования искусства. Центр был общественной, негосударственной организацией, сплотившей несколько галерей самого разного направления. В 1990 году К.Г. Богемская основала галерею наивного искусства «Дар», одну из первых художественных галерей в Москве, и сотрудничала с ней вплоть до 1997 года. За период существования галереи «Дар» там было проведено около 120 выставок наивного искусства. Сама возможность соединения галереи наивного искусства и галерей, ориентированных на авангардные формы, во многом определялась той внутренней симпатией и взаимопритягательностью, которые существовали между кругом московского андеграунда, художников-нонконформистов и творчеством самобытных и наивных художников.

К.Г. Богемская была также куратором крупных российских художественных ярмарок «Арт-Миф» и «Арт-Манеж» (в 1996–1998 годах, вместе с Вильямом Мейландом).

Важным направлением для развития российского наивного искусства был выход из достаточно замкнутого пространства внутренних художественных процессов на международную арену. В 1994 году К.Г. Богемская участвовала в международной конференции в рамках масштабного триеннале наивного искусства в Братиславе «ИНСИТА». Это было первое после долгого перерыва значительное международное событие, на котором было столь значимо представлено искусство наивных художников России. На следующем триеннале «ИНСИТА-1997» в Братиславе высшей награды – гран-при был удостоен Павел Леонов, причем экспонировались его произведения из личной коллекции К.Г. Богемской. На крупном международном форуме огромное значение имело само умение представить художника, рассказать о нем и объяснить значение его творческих открытий, ведь наши визуальные коды и художественная оптика отличаются от европейских. Как рассказывала Ксения Георгиевна, она сделала это на четырех языках: английском, французском, итальянском и, конечно, русском. Представление наших художников на «ИНСИТЕ», присуждение гран-при Павлу Леонову и Василию Романенкову (2004) означало признание российского наивного искусства со стороны самого взыскательного в этой области искусствоведческого сообщества.

В 1999 году К.Г. Богемская организовала выставку российского наивного искусства в Музее Шарлотты Зандер (Германия). Затем прошли выставки в Нидерландах, Германии, Швейцарии и Великобритании.

Начиная с 2001 года, исследовательница выпускает небольшие «книги-портреты» талантливых самобытных художников, представителей наивного искусства (Н. Пиросмани, П. Леонова, Е. Волковой), раскрывающие сущностные черты и основы их творчества. Эта серия книг служит и популяризации, и искусствоведческой интерпретации их творчества, связанной с пониманием художественного значения примитива.

Еще одно направление научной рефлексии – монографии, сборники и статьи, в которых автор смог проанализировать множественные основы, параллели и сферы жизни искусства художественного примитива, наивного творчества, ар брют, аутсайдерства и самодеятельности. Психология, социологические и культурные аспекты, историческая конкретика, перипетии личной жизни авторов и многое другое помогают увидеть и понять эти сложные явления в их полноте и полнокровности. Особенно ярко ее идеи воплотились в сборнике научных статей «Примитив в искусстве: грани проблемы» (1992), монографиях – «Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке» (2001), «Искусство вне норм» (2017), альбоме «Советское наивное искусство» (2007), в статьях энциклопедического словаря «Любительское художественное творчество в России ХХ века» (2010–2011). Непререкаемый авторитет К.Г. Богемской выводил ее в число ведущих научных экспертов, оппонировавших кандидатские и докторские диссертации. Она была чутким и заботливым руководителем для своих аспирантов, среди ее учеников М.В. Каткова и Н.А. Мусянкова.

В 2003 году ей было присвоено звание доктора искусствоведения. В научном докладе «Наивное искусство и художественная самодеятельность в России в 1920–1990-е гг. История и проблема культурных контекстов» был обобщен накопленный ею немалый опыт изучения непрофессионального искусства. В том же году она стала заместителем по научной работе директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 2004 году К.Г. Богемская возглавила подготовку выставки произведений Кати Медведевой «Душа моя – живопись» и провела круглый стол «Наивный художник и музей», подняв важнейшую для продвижения искусства художественного примитива проблему музеефикации наивного искусства. При ее участии в ГМИИ им. А.С. Пушкина прошел ряд значимых выставочных проектов, в числе которых «Пикассо: отражения – метаморфозы» (2004), «Маски. От мифа к карнавалу» (2007), «Вокруг рельефа. Древнеегипетские памятники и абстрактный рельеф ХХ века» (2010), «Эра Румянцевского музея. Картинная галерея» (2010).

К.Г. Богемской не стало 24 сентября 2010 года. Через год после ухода Ксении Георгиевны в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской – А.В. Турчина. Это был один из знаковых результатов ее труда: художник-маргинал и почти аутсайдер стал всемирно признанным автором, выставки которого проводят всемирно известные музеи.

К.Г. Богемская сделала очень многое для признания наивного искусства и утверждения его статуса. И путь к этому лежал через серьезную научную работу, экспертную оценку, популяризацию в СМИ, через книги, раскрывающие суть этого явления, обращенные к широкой публике и к коллекционерам. Продолжая работу по формированию методологии исследования наивного и аутсайдерского искусства, сектор фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания с 2012 года ежегодно проводит научные чтения памяти К.Г. Богемской, на которые съезжаются специалисты не только из регионов России, но и из-за рубежа, чтобы обсудить самые актуальные вопросы. С некоторыми материалами чтений можно ознакомиться в сборнике научных статей «Наивное искусство и китч. Основные проблемы и особенности восприятия» (СПб.: Алетейя, 2018).



Основные публикации

Монографии

Развитие жанров в советской живописи: (Некоторые тенденции). – М.: Знание, 1983. – 48 с.: ил. – (Новое в жизни, науке, технике).

Клод Моне. – М.: Искусство, 1984. – 143 с., цв. ил.

Самодеятельное художественное творчество. – М.: Знание, 1987. – 47 с.: ил. – (Новое в жизни, науке, технике. Искусство; 8/1987).

Наивное искусство. Елена Волкова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. – 114 с., ил.

Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. – СПб.: Алетейя, 2001. –183 с.

Наивное искусство. Павел Леонов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 183 с., цв. ил.

Наивные художники России. Лексикон коллекционера. – СПб.: Алетейя, 2009. – 180 с., цв. ил.

Искусство вне норм. – М.: БуксМАрт, 2017. – 415 с., цв. ил.

Сборники, публикации (составление и редактирование)

Камиль Писсарро. Письма. Критика и воспоминания современников. – М.: Искусство, 1974. – 352 с., ил.

Жорж Сёра. Поль Синьяк: Письма, дневники, литературное наследие. Воспоминания современников: пер. с фр. / Сост., авт. вступ. ст., авт. примеч. К.Г. Богемская, пер. Е.Р. Классон, пер. Г.С. Верейский. – М.: Искусство, 1976. – 335 с., ил.

Примитив в искусстве. Грани проблемы: [Сб. ст.] / Ред.-сост. К. Богемская. – Москва: Рос. ин-т искусствознания, 1992. – 228 с.: ил.

Опыт повседневности: Сб. ст. памяти Сергея Юрьевича Румянцева / Ред.-сост. К.Г. Богемской и М.В. Юнисова; Гос. ин-т искусствознания. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 307 с.

Любительство: XVIII–XXI вв. От просвещенных дилетантов до рок-музыкантов: Сборник статей памяти Милихата Юнисова / Ред. К.Г. Богемская. – Москва: ГИИ, 2010. – 307 с.

Альбомы

Франс Мазерель: [Альбом] / К. Богемская. – Москва: Изобразит. искусство, 1975. – 63 с.: ил., цв. ил.; 14 см. – (Прогрессивные художники мира).

Наталья Нестерова: Живопись: Кат. выст. / [Сост. М.Л. Бодрова; авт. статей К.Г. Богемская, Л.А. Бажанов]. – М.: Сов. художник, 1989. – [20] с.

Пейзаж: страницы истории. – М.: Галарт, 1992. – 336 с., цв. ил.

Михаил Иванов: Старая Москва: Альбом. – М.: Галарт, Мосбизнесбанк, 1993. – 154 с., ил.

История жанров. Пейзаж. – М.: Аст-Пресс, Галарт, 2002. – 254 с., цв. ил.

Нико Пиросмани. – М.: Белый город, 2002. – 47 с., цв. ил.

Катя Медведева. Душа моя – живопись: Альбом-каталог / Под общ. ред. К. Г. Богемской; ГМИИ им. А. С. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2004. — 95 с.

Пикассо: отражения – метаморфозы / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Гос. музей изобразит. искусств им. А.С. Пушкина; [под общ. ред. К. Г. Богемской]. – М.: Сканрус, 2004. – 335 с., ил.

Советское наивное искусство. – М.: Интерроса, 2007. – 384 с., цв. ил.

Вокруг рельефа. Древнеегипетские памятники и абстрактный рельеф ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 28 мая – 18 июля 2010 г.: [альбом-каталог] / [авт. текстов: К. Богемская, О. Васильева, А. Чудецкая]. – Москва: Виртуальная галерея, 2010. – 70 с. : цв. ил.

Эра Румянцевского музея. Картинная галерея: из истории формирования собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина / ГМИИ им. А.С. Пушкина, РГБ; [под общ. ред. К.Г. Богемской]. – М.: Красная площадь, 2010. – 611 с.: цв. ил.

Избранные статьи

Перрюшо, Анри. Поль Гоген / [Пер. с фр. Ю.Я. Яхниной; Послесл. К. Богемской]. – М.: Искусство, 1979. – 318 с., ил. (Серия "Жизнь в искусстве").

Линдсей, Джек. Поль Сезанн: [Пер. с англ.]; [Послесл. и примеч. К. Г. Богемской]. – М.: Искусство, 1989. – 415 с., ил.

Перрюшо, Анри. Жизнь Сезанна: Пер. с фр. / [Послесл. К. Богемской]. – М.: Радуга, 1991. – 350 с., цв. ил.

Перрюшо, Анри. Жизнь Сёра: перевод с фр. / [Послесл. К. Богемской]. – М.: Радуга, 1992. – 190 с., цв. ил.

Перрюшо, Анри. Таможенник Руссо / [Послесл. К. Богемской]. – М.: Радуга, 1994. – 398 с., ил.

Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Конец 1950-х – начало 1990-х годов / [РАН, Гос. ин-т искусствознания МК РФ]; [Коллектив авторов]. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – С. 389–439.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1917–1932 / [РАН, Гос. ин-т искусствознания МК РФ]; [Коллектив авторов]. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С. 400–464.

Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930–1950 / [РАН, Гос. ин-т искусствознания МК РФ]; [Коллектив авторов]. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С. 147–188.

Самодеятельность в советском тоталитарном искусстве // Россия – Германия: Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века. – М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2000. –С. 496–505.

Наивное искусство: таланты и поклонники // Философия наивности / Сост. А.С. Мигунов. – М.: Издательство Московского гос. ун-та, 2001. – С. 222–235.

Мифология нового города и нового человека в истории любительского творчества в России // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы. Материалы научной конференции, проходившей в рамках Московского международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров "Фестнаив-2004". – М., 2004. – С. 40–59.

Прокрустово ложе для русского аутсайдера // Искусство Аутсайдеров: Путеводитель / Под ред. В.В. Гаврилова. Сборник опубликован под эгидой Международного общества психопатологии экспрессии (СИПЭ). Издание приурочено к проведению выставки «Путеводитель» в центре современного искусства «Арс-Форум», Ярославль, 25 ноября – 18 декабря 2005 года. – Ярославль, ИНЫЕ, 2005.

Фольклор в Интернете: презентации и новые культурные практики // Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. – М.: ГИИ, 2007. – С. 116–119.

Поклонники высокого и любители маргинального // Наивное искусство и творчество аутсайдеров в XXI веке: история, практика, перспективы. Материалы научной конференции, проходившей 16–17 ноября 2007 г. в рамках Московского международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров "Фестнаив-2007"). – М.: Издание Гос. учреждения культуры г. Москвы «Музей наивного искусства», 2007–2008. – С. 70–72.

Самодеятельность в области изобразительного искусства [и серия статей о художниках-любителях и наивных художниках по персоналиям] // Любительское художественное творчество в России ХХ века: Словарь / Ред. Т.Н. Суханова. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – С. 336–345 и др.

Избранные кураторские проекты

«Сон Золотой». Центр Современного искусства, Москва, 1992.

Erste Begegnung mit der Russischen Naiven, Museum Charlotte Zander. Schloss Boennigheim, Stutgard, 1999–2000.

Павел Леонов. Galerie Hamer, Amsterdam, 1999.

Выставка наивного искусства. Галерея «Роза Азора» на ярмарке «Арт-Москва», Москва, 2008.

Павел Леонов. Галерея «Роза Азора», Москва, 2010.

Статьи о К.Г. Богемской

Богемская К.Г. Моя научная биография // Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. – М.: ГИИ, 2007. – С. 256–258.

Солнцева Л.П. Ксения Георгиевна Богемская (11.03.1947 – 24.09.2010) и «Искусство вне норм» // Люди и судьбы. ХХ век: Книга очерков. Вып. 4 / Ред.-сост. В.Е. Лебедева. – М.: ГИИ, 2013. – С. 216–219.

Гамзатова П.Р. Наивное искусство на пути к новому статусу и арт-рынку в постсоветское время // Наивное искусство и китч. Основные проблемы и особенности восприятия. Сб. науч. статей / Отв. ред. Н.А. Мусянкова. – СПб.: Алетейя, 2018. – С. 272–284.