Цареградская
Татьяна Владимировна

Сектор теории музыки

tania-59@mail.ru

Доктор искусствоведения, с 2002 г. Работает в ГИИ с 2010 г. в отделе современных проблем музыкального искусства (с 2013 г. — сектор теории музыки)

Сфера научных интересов — зарубежное музыкальное искусство ХХ-ХХI века (история и теория)

Также:

  • Профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных с 2009
  • Член правления Российского Общества теории музыки
  • Член Диссертационного совета по специальности 17.00.02 РИИ
  • Член Диссертационного Совета по специальности 17.00.02 РАМ им. Гнесиных
  • Руководитель международного отдела РАМ им. Гнесиных
  • Член редколлегии журнала «Ученые записки РАМ им. Гнесиных»

Награды:

Благодарность за работу от губернатора Ханты-Мансийского округа

В прошлом:

  • Зав. кафедрой современных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры Российской академии музыки имени Гнесиных (1997–2009)
  • Эксперт Российского авторского общества

Образование:

  • Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (с конца 1990х — РАМ им. Гнесиных) историко-теоретико-композиторский факультет 1982 (специальность музыковедение)
  • Аспирантура ГМПИ им. Гнесиных 1982–1985
  • Защита диссертации на соискание степени канд. Искусствознания 17.00.02 «Критический анализ композиционных методов П.Булеза, К.Штокхаузена, М.Бэббитта» Вильнюс, Государственная консерватория, 1988
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Время и ритм в музыке второй половины ХХ века (О.Мессина, П.Булез, К.Штокхаузен, Я.Ксенакис), 2002

Основные публикации

Монографии:

Время и ритм в музыке Оливье Мессиана. М., Классика-XXI, 2002

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Россия-Америка-ХХ век: композитор и теоретик Иосиф Шиллингер // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 25—27 октября 2000 года.

Материалы буклетов «Валерия Беседина» «Никита Богословский» На русском и англ.языках// Московское музыкальное издательства — Гармония (осенью 2005 преобразовано в Национальное музыкальное издательство) М., 2004.

Статьи «Гавриил Попов» «Фарадж Караев» «Роман Леденев» «Борис Тищенко» На русском и англ.языках // Музыка в России» 2004 № 4.

Авангард и нон авангард: некоторые наблюдения //Музыкознание к началу века: прошлое и настоящее. Сб.ст. под ред. Т. И. Науменко. М., 2004.

Вступительные статьи к компакт-дискам «Серафим Туликов» «Владислав Казенин» «Александр Локшин» На русском и англ. Языках //Московское музыкальное издательство — Гармония М., 2005.

«Ритуал» П.Булеза: аспекты музыкального времени // Процессы композиторского творчества» под ред. Е. В. Вязковой. М., 2007

Глен Гульд. В 2-х томах Научная редактура перевода книги // Классика-XXI М., 2008. 25 п.л.

Ладовая теория О.Мессиана // Музыкальное образование в контексте культуры»/ отв. ред. Дьячкова Л.С. М., 2008.

Статьи «М. Бэббитт», «Э.Картер», «С.Райх»// Американская музыкальная культура ХХ века». Учебное пособие (отв.ред. Переверзева М) М., 2008.

Что такое актуальность научного исследования? //Музыкальное образование в контексте культуры (отв. ред. Дьячкова Л.С. 2008, РАМ им. Гнесиных).

К. Штокхаузен и «морфология музыкального времени»// Электронная публ. Интернет-конференция «Музыкальная наука на постсоветском пространстве» РАМ им. Гнесиных.

Шенберг и Наполеон // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию Е. И. Чигаревой. М., 2010, с. 140–148.

Бах и массовая музыкальная культура второй половины ХХ века // Сб. статей по материалам конференции «И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. и Д. Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия» М., РАМ им. Гнесиных, 2011.

Мессиан и его «Трактат о ритме» //Век Мессиана/ Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, вып. 69. М., 2011, с. 25–30;

Мессиан и его религиозность // Век Мессиана / Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, вып. 69. М., 2011, с. 154–160.

Сет-теория в США: Милтон Бэббитт и Аллен Форт // Музыкально-теоретические системы ХХ века. Ред.-сост. М. Г. Арановский, 2011, с. 220–247.

«Cummings ist der Dicher»: птицы и структуры// Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2012, № 1. Москва, 2012.

Брайан Фернихоу и его опера «Время теней» // Музыка и время, 2012 № 2, с.35–38 (издание ВАК) Москва, 2012.

Атака звука и ее структурные последствия в музыке Мортона Фелдмана // Музыка и время, 2012 № 4, с. 7–10 (издание ВАК). Москва, 2012.

К 60-летию Ю.Воронцова// Ученые записки РАМ им. Гнесиных 2012 № 3, с.20–36. М., 2012.

Перевод статьи П. Булеза " Дебюсси: оркестровые сочинения» // Музыкальная академия 2012 № 3, с. 172–175. М., 2012.

Перевод статьи Р. Ховата «Фортепианная музыка Дебюсси» // Музыкальная академия 2012 № 3, с.168–172. М., 2012.

Перевод лекции Л. Берио «Поэтика анализа» // Ученые записки РАМ им. Гнесиных 2012 № 2. М., 2012.