Доктор искусствоведения, заведующая сектором искусства Нового и Новейшего времени.
Работает в институте с 1994 г. в Секторе (Отделе) Изобразительного искусства и архитектуры (с 2013 г. — сектор Русского искусства Нового и Новейшего времени)
Сфера научных интересов:
Русское и европейское искусство ХХ столетия, русский авангард, итальянский футуризм; неофициальное искусство в СССР; концептуализм, современное искусство.
Образование:
- В 1988 году закончила исторический факультет (отделение истории и теории искусства) МГУ им. М. Ломоносова.
- В 1993 году защитила кандидатскую диссертацию на тему Взаимодействие поэзии и живописи в русском
кубо-футуризме (МГУ, научн. рук. Сарабьянов Д.В.). - В 2005 году защитила докторскую диссертацию на тему Проблема границ искусства в русском авангарде конца
1910-х — начала1920-х годов.
В прошлом:
- С 1989 по 1991 работала редактором в издательстве «Советский художник».
- В
1996—1997 гг. читала курс лекций по истории русского искусства в Государственном литературном институте и в МГУ (факультет журналистики).
Также:
- В 1996 грант фонда Getty Grant Program for Scholars from Central and East Europe. Исследовательский проект — Московский концептуализм и американское искусство (попарт, концептуализм, перформанс).
- В 2001 грант фонда Artslink (США). Исследовательский проект — Искусство перформанса.
- В 2008 г. куратор русской части выставки Футуризм. Радикальная революция.
Италия-Россия . ГМИИ им. А.Пушкина. - Член жюри Премии Кандинского
2007—2009 гг. ; 2013–2015
Награды:
Приз фонда «
Основные публикации
Монографии:
Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М., 2013.
Русский авангард: границы искусства. М.: НЛО, 2006.
Русский авангард: истоки и метаморфозы. М.: Пятая страна, 2003.
Футуризм и кубофутуризм. М.:
Футуризм. М.: Галарт, 1999.
Ранний русский авангард в контексте философской и художественной культуры рубежа веков., М.: ГИИ, 1999.
Концептуализм. М.: Галарт, 1994.
Статьи:
Восстановленный интервал // Искусство, 10, 1989, с.21–25.
«Итальянский жанр» и советская живопись
«Предметное умозрение." (К вопросу о визуальном образе текста в кубофутуристической эстетике) // Вопросы искусствознания, 1, 1993, с.31–48.
«Автографические книги» А. Крученых //Искусство, 1,1993, с.53–55.
«Механизм работы сноведения» в кубофутуристическом взаимодействии поэзии и живописи.//Сб. Сон — семиотическое окно. М., 1994, с.57–64.
Мотивы «преодоления человека» в эстетике русского футуризма // Вопросы искусствознания, 1,1994, с.199–212.
Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания,1–2, 1995, с.476–495.
Московский концептуализм и его истоки // Сб. Век нынешний и век минувший. М., ГИИ, 1996, с.182–199.
Живописная материя в авангардной «метафизике» искусства // Вопросы искусствознания IX(2), 1996, с.439–458.
«Моментальное творчество» А.Крученых // Терентьевский сборник 2, «Гилея»,1998, с.13–42.
«Скифство» в русской культуре начала века и скифская тема у русских футуристов // Искусствознание 1, 1998, с.445–467.
Жест в поэтике раннего русского авангарда // Авангардное поведение: Сб. ст. СПб, 1998, с.49–62.
«Естественное» в эстетике русского авангарда. — Искусствознание 1/1999, с.273–285.
Из истории московского перформанса (Коллективные действия) // Путешествие из Москвы в Москву: Сб. ст. М.,ГИИ, 1999, с. 184–205.
20 век и искусство концептуализма // Двадцатый век и пути европейской культуры. М., ГИИ, 2000, с.180–199.
Слово и изображение у Е.Гуро и А.Крученых // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти
«Философия коллективизма» в советской живописи
Предсюрреалистические мотивы в эстетических концепциях А.Крученых конца
«Живописная скульптура». — Искусствознание. Вып.2. 2003, с.384–407.
Freez Frame. Photography and Performance in Moscow Conceptual Art. — Beyond Memory. Soviet Nonconformist Phtography and
«Принцип случайного» в теоретических работах В.Маркова. // Вольдемар Матвей и «Союз молодежи»: Сб. ст. М., Наука, 2005, с.113–124.
Американский и советский
Der Moskauer Konzeptualismus — Ästhetik und Geschichte\ Moscow Conceptualism: Its Aesthetic and History // Die Totale Aufklärung. Moskauer Konzeptkunst 1960–1990/ Total Enlightenment Conceptual Art in Moscow 1960–1990. Schirn Kunsthalle. Frankfurt, 2008, p. 36–60.
Предсюрреалистические мотивы в эстетических концепциях А.Крученых
On the Threshold of the Cosmos: the Instinct of Lightness and Cosmic Consciousness (на греческом и англ. яз.) // The Cosmos of the Russian
Московская концептуальная школа. Эстетика и история // Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст
Русский авангард как
Moscow Conceptual Performance Art in the 1970s. // Moscow Conceptualism in Context. Ed.by Alla
Rosenfeld. Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Prestel&Zimmerli Art Museum, 2011, pp.154–177.
Концептуализм как бренд // Искусство, № 2–3, 2011, с.38–43
Теориjа «тренутног стваралаштва» Алексеjа Кручониха // Поетика 7–9, Белград. 2013, с.109–136 (на сербском языке).
Футуризм и всёчество в теоретических работах Ильи Зданевича // Дада
Красота и необходимость насилия // Русский авангард и война. Белград, 2014. С.45–59.
Политика зрения // Неофициальное искусство в СССР