Бобринская
Екатерина Александровна

Сектор искусства Нового и Новейшего времени
Заведующий сектором

Доктор искусствоведения, заведующая сектором искусства Нового и Новейшего времени.
Работает в институте с 1994 г. в Секторе (Отделе) Изобразительного искусства и архитектуры (с 2013 г. — сектор Русского искусства Нового и Новейшего времени)

Сфера научных интересов:

Русское и европейское искусство ХХ столетия, русский авангард, итальянский футуризм; неофициальное искусство в СССР; концептуализм, современное искусство.

Образование:

  • В 1988 году закончила исторический факультет (отделение истории и теории искусства) МГУ им. М. Ломоносова.
  • В 1993 году защитила кандидатскую диссертацию на тему Взаимодействие поэзии и живописи в русском кубо-футуризме (МГУ, научн. рук. Сарабьянов Д.В.).
  • В 2005 году защитила докторскую диссертацию на тему Проблема границ искусства в русском авангарде конца 1910-х — начала 1920-х годов.

В прошлом:

  • С 1989 по 1991 работала редактором в издательстве «Советский художник».
  • В 1996—1997 гг. читала курс лекций по истории русского искусства в Государственном литературном институте и в МГУ (факультет журналистики).

Также:

  • В 1996 грант фонда Getty Grant Program for Scholars from Central and East Europe. Исследовательский проект — Московский концептуализм и американское искусство (попарт, концептуализм, перформанс).
  • В 2001 грант фонда Artslink (США). Исследовательский проект — Искусство перформанса.
  • В 2008 г. куратор русской части выставки Футуризм. Радикальная революция. Италия-Россия. ГМИИ им. А.Пушкина.
  • Член жюри Премии Кандинского 2007—2009 гг.; 2013–2015

Награды:

Приз фонда «U-Art: Ты и искусство» за книгу «Чужие? Неофициальное искусство: Мифы, стратегии, концепции».


Основные публикации

Монографии:

Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М., 2013.

Русский авангард: границы искусства. М.: НЛО, 2006.

Русский авангард: истоки и метаморфозы. М.: Пятая страна, 2003.

Футуризм и кубофутуризм. М.: Олма-Пресс, Галарт, 2000.

Футуризм. М.: Галарт, 1999.

Ранний русский авангард в контексте философской и художественной культуры рубежа веков., М.: ГИИ, 1999.

Концептуализм. М.: Галарт, 1994.

Статьи:

Восстановленный интервал // Искусство, 10, 1989, с.21–25.

«Итальянский жанр» и советская живопись 30-50-х гг. // Искусство,5, 1990, с.28–33.

«Предметное умозрение." (К вопросу о визуальном образе текста в кубофутуристической эстетике) // Вопросы искусствознания, 1, 1993, с.31–48.

«Автографические книги» А. Крученых //Искусство, 1,1993, с.53–55.

«Механизм работы сноведения» в кубофутуристическом взаимодействии поэзии и живописи.//Сб. Сон — семиотическое окно. М., 1994, с.57–64.

Мотивы «преодоления человека» в эстетике русского футуризма // Вопросы искусствознания, 1,1994, с.199–212.

Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания,1–2, 1995, с.476–495.

Московский концептуализм и его истоки // Сб. Век нынешний и век минувший. М., ГИИ, 1996, с.182–199.

Живописная материя в авангардной «метафизике» искусства // Вопросы искусствознания IX(2), 1996, с.439–458.

«Моментальное творчество» А.Крученых // Терентьевский сборник 2, «Гилея»,1998, с.13–42.

«Скифство» в русской культуре начала века и скифская тема у русских футуристов // Искусствознание 1, 1998, с.445–467.

Жест в поэтике раннего русского авангарда // Авангардное поведение: Сб. ст. СПб, 1998, с.49–62.

«Естественное» в эстетике русского авангарда. — Искусствознание 1/1999, с.273–285.

Из истории московского перформанса (Коллективные действия) // Путешествие из Москвы в Москву: Сб. ст. М.,ГИИ, 1999, с. 184–205.

20 век и искусство концептуализма // Двадцатый век и пути европейской культуры. М., ГИИ, 2000, с.180–199.

Слово и изображение у Е.Гуро и А.Крученых // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М., 2000, с.309–322.

«Философия коллективизма» в советской живописи 1930-х годов // Искусствознание. Вып. 2. 2001, с.489–506.

Предсюрреалистические мотивы в эстетических концепциях А.Крученых конца 1910-х гг. // Пинакотека, 13–14, 2002 Экспрессионизм и дада // Русский авангард 1910–1920-х годов и проблема экспрессионизма: Сб. ст., М., Наука, 2003, с.174–188.

«Живописная скульптура». — Искусствознание. Вып.2. 2003, с.384–407.

Freez Frame. Photography and Performance in Moscow Conceptual Art. — Beyond Memory. Soviet Nonconformist Phtography and Photo-Related Works of Art. // Zimmerli Art Museum at Rutgers, The State University of New Jersy, 2004, p.91–101.

«Принцип случайного» в теоретических работах В.Маркова. // Вольдемар Матвей и «Союз молодежи»: Сб. ст. М., Наука, 2005, с.113–124.

Американский и советский поп-арт.формулы реальности // Пинакотека, 22–23, 2006, с.172–178 Русский футуризм // Футуризм Италия-Россия. Радикальная революция. Каталог выставки. ГМИИ им. Пушкина, М., Красная площадь, 2008, с.144–158.

Der Moskauer Konzeptualismus — Ästhetik und Geschichte\ Moscow Conceptualism: Its Aesthetic and History // Die Totale Aufklärung. Moskauer Konzeptkunst 1960–1990/ Total Enlightenment Conceptual Art in Moscow 1960–1990. Schirn Kunsthalle. Frankfurt, 2008, p. 36–60.

Предсюрреалистические мотивы в эстетических концепциях А.Крученых 1910-х гг. // Russian Literature, January-April 2009, LXV–I/II/III, P.339–354.

On the Threshold of the Cosmos: the Instinct of Lightness and Cosmic Consciousness (на греческом и англ. яз.) // The Cosmos of the Russian Avant-Garde: Art and Space Exploration, 1900–1930. Contemporary Art Center of Thessaloniki, 2010, pp.83–96.

Московская концептуальная школа. Эстетика и история // Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст 70-80-е годы ХХ века. М.: Фонд Екатерины, 2010, сс.15–25. Штурм неба: наука и мифология // Научные концепции ХХ века и русское авангардное искусство. Белград, 2011, сс.95–109.

Русский авангард как историко-культурный феномен // Авангард в культуре ХХ века (1910—1930 гг.). Теория. История. Поэтика. М.,ИМЛИ РАН. 2010, Сс.5–65.

Moscow Conceptual Performance Art in the 1970s. // Moscow Conceptualism in Context. Ed.by Alla

Rosenfeld. Zimmerli Art Museum at Rutgers University. Prestel&Zimmerli Art Museum, 2011, pp.154–177.

Концептуализм как бренд // Искусство, № 2–3, 2011, с.38–43

Теориjа «тренутног стваралаштва» Алексеjа Кручониха // Поетика 7–9, Белград. 2013, с.109–136 (на сербском языке).

Футуризм и всёчество в теоретических работах Ильи Зданевича // Дада по-русски. Белград, 2013, сс.29–38.

Красота и необходимость насилия // Русский авангард и война. Белград, 2014. С.45–59.

Политика зрения // Неофициальное искусство в СССР 1950–1980-е годы. М., 2014. С.22–35.