Отдел культурной политики и экономики искусства
Отдел был создан в 2003 году. Его цель — изучение искусства как социально-экономического института в истории. Для этой цели из всего многообразия явлений истории искусства выделяется, во-первых, все, что связано с публикой и восприятием произведений искусства, а во-вторых, все, что связано с социальной организацией и экономической стороной жизни искусства.
Исторический аспект здесь существен; именно он позволяет отграничить данное направление от традиционной социологии и экономики культуры: мы отводим преимущественное место методу исторической реконструкции в изучении искусства как общественного института. Это значит, что мы стараемся использовать разнообразные свидетельства, разбросанные в различных литературных и изобразительных источниках эпохи (собрать их воедино — кропотливый труд), чтобы составить как можно более полную картину бытия того или иного вида искусства в обществе.
Вокруг отдела сформировалось небольшое сообщество молодых исследователей — студентов, аспирантов и выпускников московских вузов, в числе которых есть и очевидные кандидаты на работу в отделе. Благодаря этому сообществу, периодически пополняющемуся, заседания отдела превращаются в семинары молодых ученых с разнообразной тематикой: обзоры научной литературы по профилю отдела, отчет о собственных исследованиях, научные доклады и т. д.
Исследовательские интересы большинства участников заседаний отдела сосредоточены вокруг социальных аспектов истории европейского театра. Так, естественно оформилось первое крупное направление нашей работы: история театра как история театральной публики от античности до XVIII века.
Изучение театральной публики прямо связано с исследованиями того, что называется театральной повседневностью. Знания о театре как процессе подготовки и показа спектаклей, социальных и экономических аспектах его повседневной деятельности — предельно конкретны, и мы также пытаемся извлечь их из исторических эпох. В этом главное отличие нашего подхода от традиционного искусствознания и театроведения: мы уделяем повышенное внимание не шедеврам, но в первую очередь массовой и повседневной стороне искусства. Поэтому наш подход смыкается с тем направлением науки истории, который получил название «истории повседневности».
В этом направлении мы планируем серию публикаций первоисточников, главным образом, дневниковые записи директоров театров и их зрителей. К ним относятся дневник Хенслоу, подробно фиксирующий мельчайшие факты повседневной жизни театров елизаветинской эпохи; записи Ла Гранжа, директора мольеровского театра; дневник Пиписа, свидетельствующий об английском театре XVII века; итальянские свидетельства о театральной жизни Венеции XVII-ХVIII веков. Ни один из этих источников не был еще переведен на русский язык полностью, оригинальные тексты труднодоступны; однако потребность в таких свидетельствах эпохи совершенно очевидна. Разнообразие интересов и возможности участников отдела позволят организовать переводы подобных первоисточников практически со всех европейских языков.
Наш отдел, будучи молодым, как по составу, так и по научной проблематике, испытывает все трудности и преимущества людей, совершающих первый шаг. Но приоткрывающаяся реальность исторической театральной повседневности и проступающий через древние тексты и изображения облик театральных зрителей далеких эпох настолько увлекательны, что все участники работы отдела совершенно увлечены своими изысканиями, и кропотливое изучение источников уже вознаграждается их маленькими открытиями, каждое из которых достойно публикации.
Актуальность исследований Отдела истории экономики и социологии искусства в мировом научном сообществе подтверждается тем, что уже сейчас отдел имеет прочные международные контакты. В числе крупных ученых, сотрудничающих с отделом, проф. Эрика Фишер-Лихте (Свободный университет, Берлин), проф. Дэвид Уайлз (Роял Холлоуэй, Лондон), проф. Ричард Бичем (Кингз Колледж, Лондон); в 2011 и 2012 г. Отдел организовал лекции проф. Дэвида Уайлза и проф. Эрики Фишер-Лихте в Государственном институте искусствознания; Отдел также близко сотрудничает с театроведческим факультетом Университета в Брно (Чехия), с театроведческими факультетами Восточного университета Неаполя и Университета в Салерно (Италия), с театроведческим факультетом Афинского университета (Греция); с различными исследовательскими группами и учеными в Италии, Великобритании, Германии, Греции, Чехии и других стран.
Научные сотрудники