Доктор искусствоведения, с 2000 г. Ведущий научный сотрудник. Работает в институте в Секторе стран искусства Запада, с 1972 г.
Сфера научных интересов — история немецкого театра и драмы,
Также:
- В театральной журналистике, с 1969 г.
- Куратор выставок «Москва — Берлин» (1995–1996), «Мейерхольд и Германия» (2004), ряда культурных проектов Института им. Гёте в Москве (Немецкий культурный центр им. Гёте в Москве)
- Куратор с русской стороны ряда телевизионных проектов немецкой телестудии SDR (Штуттгарт), в частности, фильмов
д-ра Йоахима Ланга «Бертольт Брехт» (1998) и «Генрих Георге» (2012) - Куратор и переводчик целого ряда театральных и научных проектов Института им. Гёте в Москве, отдела культуры Немецкого посольства в Москве, фестиваля «Золотая Маска», Центра им. Мейерхольда, культурных проектов центра искусств «Платформа», связанных с немецким театром и драмой
- Член редколлегии журнала «Вопросы театра/Proscaenium». Член диссертационного совета ГИИ по присуждению докторских диссертаций по специальности «Театральное искусство», с 2012 г.
- Член Союза театральных деятелей России
- Член гильдии «Мастера литературного перевода», Москва
- Выступает с лекциями и докладами в университетах Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Норвегии
Награды:
- Неоднократно благодарности Министерства культуры Российской Федерации (в частности, за работу куратора театрального раздела выставки «Москва — Берлин // Берлин — Москва», 1996; по итогам гастролей немецких театров в России, в организации которых данный сотрудник принимал участие в качестве эксперта и переводчика)
- Неоднократно, в разные годы — благодарности Посла Федеративной Республики Германии в Москве
- Дипломы различных степеней за лучшую книгу года на ряде конкурсов ГИИ
- Лауреат премии Маргарет Штеффин, США, 1998; Акции по поддержке российских театральных инициатив, 2009
- Научные и литературные гранты в странах немецкого языка: фондов Г. Бёлля, М. фон Дёнхофф, Немецкой Службы Академических Обменов (DААD), Виллы Вальберта (Мюнхен), Дома литераторов в Ванзее (Берлин), Домов творчества Випперсдорф, Аренсхоп, Коллегии переводчиков в Штралене, Австрийского Общества литературы (Вена), а также Берлинского Свободного университета, Кельнского, Франкфуртского, Венского университетов, Гамбургского института социологии
Образование:
- В 1972 г. закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс театральной критики П. Маркова; истории зарубежного театра проф. Г. Бояджиева); затем аспирантуру ГИТИСА, в 1976 г. во время учебы в аспирантуре — театроведческое отделение при кафедре философии и филологии Бернского университета, там же прослушал курс истории европейского театра проф. Э. Штадлера
- Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Таиров, Мейерхольд и Германия. Брехт, Пискатор и Россия. Очерки
русско-немецких художественных связей», 2000 - Трехмесячные научные стажировки в Институте театроведения при Берлинском Свободном университете, начало — конец
1990-х гг. - Трехмесячная стажировка в Институте русской культуры им. Лотмана при Бохумском университете, середина
1990-х гг.
Основные публикации
Автор книг:
Брехт — классик ХХ века. 1990.
«Верните мне свободу!» Деятели литературы и искусства России и Германии — жертвы сталинского террора. Мемориальный сборник документов из архивов бывш. КГБ. 1997.
Таиров, Мейерхольд и Германия. Брехт, Пискатор и Россия. Очерки истории
Брехт и художественная культура ХХ века. 1999.
От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья. 2002.
Бото Штраус. Время и комната. Сборник пьес (составление, вступительная статья, научный комментарий и перевод). 2001.
Мюнхенская свобода. Сборник пьес (составление, вступительная статья, комментарий и перевод). 2004.
Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. 2008.
Хайнер Мюллер. Проза. Драмы. Эссе. Диалоги (научное издание — составление, вступительная статья, переводы, научный комментарий). 2012
Петер Штайн. Судьба одного театра. Ч. 1: Диалоги о театре. 2012.
Мейерхольд, Таиров и Германия. Брехт, Пискатор и Россия. Очерки
Около 200 научных публикаций. Статьи последних лет:
Реквием по русской судьбе. «Орестея» Петера Штайна в Москве // Театральная жизнь, 1999, № 12.
«Летучий голландец» ставит Брехта. // Русский телеграф, 8 апреля 1998.
Франкфуртские мастера и шутники. // Независимая газета, 15 мая 1998.
Зреет ли трагедия в недрах современности? (О современных
Мейерхольд и творцы эпического театра. // Россия — Германия. Культурные связи, искусство, литература в
Выживание русского интеллектуала — дело частного случая (camus primus). Необязательные заметки, неизбежные констатации. // Журнал Вопросы философии. М. Наука., 2006. № 2. С. 164–168.
Колязин
Русский театр в Германии 10–20 гг. XIX в. как символ веры. // [Текст]/ — «Германия и русская революция 1917–1924». Сост. Герд Кёнен и Лев Копелев. Редактор русского издания Яков Драбкин. М.: ВГБИЛ. 2008.
Берлинские «Театральные встречи». Фестиваль немецкого театра — 2008 // [Текст]/ —
О проблемах изучения немецкого искусства ХХ века. Введение. // Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Сборник статей.
«Leni Basso», или Лени Рифеншталь возвращается. // Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Сборник статей.
Нам идти еще очень долго (несколько слов к беседе с Василием Франком) // Журнал Вопросы философии. М. Наука., 2009. № 1. С.137–138.
Диссонансы жизни и таланта. «Тассо» И.-В. Гёте в постановке Петера Штайна. На полустанке между Бременом и Шаубюне. // [Текст]/ —
«Даешь Европу, Мейерхольд!» Гастроли ГосТИМа в Германии в 1930 г. Публ., вступит. статья, перевод и комментарии
Брехтом Брехта поправ, или Сто пудов полынной горечи нашей встречи с обыкновенная капитализмом. «Трехгрошовая опера» Брехта в МХТ им. Чехова. [Текст]/ —
Херварт Вальден в стране большевиков.
Деятели искусства — жертвы сталинского террора. Комментарий к трагическим документам эпохи. // Россия и Германия в ХХ веке. Том 3. Оттепель, похолодание и управляемый диалог. Русские и немцы после 1945 года. Москва, АИРО, 2010. С. 242–276.
Мистерия как религиозное действо, зрелище и праздник. //
Первый русский фестиваль Хайнера Мюллера в
Зачинатель «Штурма». Немецкий художник Херварт Вальден: Россия как идеал и Россия как плаха//[Текст] //
Магнитная аномалия. Хайнер Мюллер в России.// [Текст] //
О постдраматическом театре и его месте на современной европейской сцене. [Текст] // Колязин В.Ф. М.: «Вопросы театра», 2011. № 1–2. С. 86–99.
Колязин,
«Меж двух миров: рождение духа свободы». // Предисловие к сборнику произведений Хайнера Мюллера «Хайнер Мюллер. Проза. Драмы. Эссе. Диалоги». Издательство РОССПЕН. 2012. 528 стр. С. 7–30.
Крупный план: Петер Вайс и Фолькер Браун: две пьесы про Троцкого. // Журнал «Театр», 2012, № 8. С. 74–83.
Бертольт Брехт и Томас Манн: как великого драматурга награждали Сталинской премией. Документальная публикация с комментариями. // Журнал «Театр», 2012. № 8. С. 184–192.
Гумус Созополя. Заметки посетителя болгарских
Чеховское, слишком чеховское??? Полутанцтеатр Люка Персеваля. // Независимая газета. 22 октября 2012.
Кураж. Шардам, Эрмитаж. О постановке «Мамаши Кураж» Брехта в театре «Эрмитаж». // 29 февраля 2012 г.
Виртуозы новой немецкой сцены. Берлинская школа имени Эрнста Буша в Москве. // Независимая газета. 31 октября 2012.
Изобличение вечного зла. «Отелло» Люка Персеваля на фестивале «Сезон Станиславского». // Независимая газета. 29 октября 2012 г.
Некабинетный ученый. Эрика
Российская имперская парадигма в восприятии немецких драматургов второй половины ХХ века. // «От искусства оттепели — к искусству распада империи». // [Текст] //
«Кончилось ли время Брехта?» Современные дискуссии о классике эпического театра. // Вопросы театра. 2013. № 4.
Статьи на иностранных языках:
«Das Erbe Stanislawskis… " «Neue Aspekte und Perspektive». Tuebingen, 1992.
Performance Reviews. Der gute Mensch von Sezuan aus russischer Sicht. — Communications from the IBS, Pennsylvania, Volume 21, N 1, 1992. P. 24–26.
Brecht und sowjetisches Theater heute, oder Brecht auf den sieben Winden des russischen Wirren. — Communications from the IBS, Pennsylvania, Volume 22, N 2, 1992. P. 67–70.
Brodelnde Gefahr. Ueber den zunehmenden Rechtsradikalismus in Russland. — Der Tagesspiegel,
Meyerhold und Gropius. «Neue Rundschau». S.Fischer, 1994, N 3.
Die Lage der Theaterkritik in Russland. — «Das Theaterbuch», Hrsg. von
«Orestie» von Peter Stein in Moskau. — «Kulturchronik», Inter Nationes, Bonn, 1994, N 3.
«Das Theater und die Revolution als geistiges Dilemma der Russen und Deutschen». Serie «Russen und Russland aus deutscher Sicht», Hrsg. von Lew Kopelew. Reihe A, Band 5. Fink Ferlag, Muenchen, 1998. S. 703–762.
Peter Weiss am
Die dritte Welt liegt im Osten. // Abendzeitung, München. 18/19 März 2000.
Eine Kulturpolitik gegen Kuenstler.
«Russische Literatur bei Heiner Mueller»; «Russland und Heiner Mueller». In: «Heiner
Herwart Walden im Land der Bolschewiki. Eine
Kuenstler als Opfer des stalinistischen Terrors. Anmerkungen zu tragischen
Heiner Müller und Russland. Internationale Rezeption. // Heiner Müller Handbuch.
Heiner Müller a Moscow. // Theátre / Public. Revue bimetrelle publiéc par le theatre de Gennovilliers. [Текст] // Paris, 2008. P. 160–161.
Нощ на музейте. Старозагорские зустречи. // Пламък. Литература. Изкуство.
Публицистика. Списание альманах за литература. // София. 2012. С. 84–90.
«Les recherchesstylistiques. Peter Stein, directeurartistique de la Schaubühne 1970–1984». — Théâtre / Public n° 209, La Schaubühne