Кандидат искусствоведения с 2002 г. Ведущий научный сотрудник Отдела региональных культур, сектор искусства стран Азии и Африки. Работает в институте с 2000 г. в Секторе (Отделе) искусства стран Азии и Африки
Сфера научных интересов — культура Древнего Египта
Также:
- Учредитель и руководитель египтологического центра им.
Б. А. Тураева при Русском Фонде Содействия Образованию и Науке, главный редактор альманаха «Aegyptiaca Rossica», с 2012 г. - С 2001 г. веду курс «Религия Древнего Египта» в Центре сравнительного религиоведения РГГУ
- С 2010 г. веду курс египтологии в Университете Дмитрия Пожарского (РФСОН)
В прошлом:
- Старший преподаватель кафедры Истории и филологии Древнего Востока РГГУ, 2000–2010
- Старший научный сотрудник Отдела Древнего Востока Института Востоковедения РАН, 1989–2000
Образование:
- Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 1989 (специальность: искусствоведение)
- Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Папирусная графика Древнего Египта», 2002
Основные публикации
Монографии:
Папирусная графика Древнего Египта (монография). М., 2004.
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Земли страны Прекрасного Запада // Троя, 1992, № 1. С. 12–19.
Древнеегипетская Книга Мертвых. Фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории, 1994, № 8. С. 145–163; № 9. С. 141–151.
По поводу так называемого «обратного» направления письма в древнеегипетской Книге Мертвых. — в сб. Невербальное поле культуры, М., РГГУ 1995. С. 74–78.
Some remarks Regarding the
The Great God Ilu and the field of Ialu // Discussions in Egyptology, № 36, Oxford, 1996. P. 15–20.
Переворачивание в древнеегипетской мифологии. — в сб. Древность: историческое знание и специфика источника. М., ИВ РАН, 1996. С. 122–124.
Lest One Be Turned Upside Down // Discussions in Egyptology, № 40, Oxford, 1998. P. 67–80.
Финальные «глайды» в египетском письме: метатеза и огласовка. — в сб. «Древний Египет: язык — культура — сознание». М., 1999. С. 27–41.
«Чтобы не быть перевернутым» (комментарий к 51 главе древнеегипетской Книги Мертвых). // Вестник РГГУ, № 4, кн. 1, М., 2000. С. 57–71.
Древний Египет: язык и культура. — в сб. Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций, М., 2001. С. 33–51.
Хор-Без-Глаз-
Изречения «Книги Мертвых»; Книга Небесной коровы (миф об истреблении людей. (Переводы и комментарии). // История Древнего Востока. Тексты и документы. Под редакцией
Саркофаг Сепи из Египетского музея в Каире и два языка древнеегипетской культуры. // Петербургские египтологические чтения 2005. С.-Пб., 2006. С. 193–204.
Линейная иероглифика и ее место в древнеегипетской культуре. // Петербургские египтологические чтения 2006. ТГЭ XXXV. С.-Пб., 2007. С. 147–158.
Письменность и искусство: человек на границе миров.- в сб. «Искусство Востока» вып. 3. Сравнительное изучение традиций. М., URSS, 2008. С. 295–316.
К древнеегипетской категории (Ax). // Петербургские египтологические чтения 2007–2008. ТГЭ XLV. С.-Пб., 2009. С. 318–330.
Иеротопия древнеегипетского саркофага. // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М., 2009. С. 18–31.
Древнеегипетская папирусная графика Позднего времени: особенности взаимоотношения текста и изображения. // «Арестей», вып. 2. М., 2010. С. 148–155.
Храм: сохранность сакрального в Древнем Египте. // «Искусство Востока» вып. 4. Сохранность и сакральность. М., ГИИ, 2012. С. 33–58.
О переводимости языка древнеегипетской культуры // «Aegyptiaca Rossica», вып. 1. М., 2013. C. 9–19.
Утка входит в храм // «Aegyptiaca Rossica», вып. 1. М., 2013. C. 177–194.
Материалы конференций:
«Иллюстрации древнеегипетской „Книги Мертвых“ // II чтения памяти
„Саркофаг Сепии из Египетского музея в Каире и „два языка изобразительности“ в египетской культуре“» // III чтения памяти
«Линейная иероглифика: специфика и назначение» // IV Египтологические чтения памяти
«Что это, Джеди? Несколько замечаний к папирусу Весткар» // Сергеевские чтения, МГУ 2007.
«Об одной древнеегипетской категории» // V Египтологические чтения памяти
«Образ и слово в культуре Древнего мира» // Цветаевские чтения (Октябрь—ноябрь; ГМИИ, РГГУ) 2008.
«Староегипетские заметки» // «Петербургские египтологические чтения», Эрмитаж и СПбГУ 2010.
«Утка входит в храм. О
«Староегипетские заметки 2» // «Петербургские египтологические чтения» (СПб Гос. Университет) 2012.
«О понимании древнеегипетской культуры» // конференция «Язык(и) древнеегипетской культуры: проблемы переводимости» (
«На каком языке говорил Бог?» // «Сергеевские чтения». (МГУ, Исторический
«Привидение гиены» // «Петербургские египтологические чтения (СПбГУ) 2013.
«Папирус Хата из собрания ГМИИ им.