Родина
Татьяна Михайловна

Родина Татьяна Михайловна

Родина Татьяна Михайловна (1914–1989) – театровед и театральный критик, доктор искусствоведения (1964). С 1955 года – В секторе театра с 1955 год. С 1961 по 1963 год – заведующая сектором.

По окончании школы в 1931 году поступила в ГИТИС, на только что образованный театроведческий факультет, который закончила в 1935 году. Работала в Бахрушинском музее, где начала заниматься историей русского театра XIX века. Продолжила обучение в аспирантуре ГИТИСа (1939–1941), но диссертацию защитила только после войны. В начале войны работала в помощь фронту в военно-пошивочной мастерской, потом в ВТО – в репертуарном отделе фронтовых театров. После войны короткое время была редактором в Главреперткоме, потом на преподавательской работе в ГИТИСе (1947–1950). Первые научные публикации относятся к 1944 году. В 1946 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Романтизм в русской драматургии и театре 20-х – 30-х годов XIX века». Вскоре вышли две ее книги в серии портретов-биографий: об актерах П.Н. Орленеве (1948) и В.Н. Асенковой (1952).

С 1950 года – научный редактор отдела музыки, театра и кино Большой советской энциклопедии. Редактор значительной части статей по разделам театра, кино и балета 2-го издания БСЭ, а также автор ряда важнейших статей, посвященных театру. Сотрудничество с редакцией БСЭ продолжалось и в последующие годы. Т.М. Родина – один из ведущих авторов пятитомной Театральной энциклопедии (1961–1967). Ей принадлежит также большое количество публикаций в БСЭ 3-го издания (1969–1978), как текстов об отдельных актерах, так и обширных статей общего характера: «Театр», «Драма (в литературе)», «Актерское искусство». Т.М. Родина владела труднейшим жанром энциклопедической статьи, сочетающим лаконизм и информативность, факта с теорией, биографии с культурой эпохи. У Т.М. Родиной был талант воспринимать театр крупно. Глубокий энциклопедизм позволял видеть каждый факт в дальних связях, что и делало факт историческим.

В 1961 году Родина опубликовала монографию «Русское театральное искусство в начале XIX века» и спустя некоторое время защитила ее как докторскую диссертацию (1964).

Другой ее фундаментальный труд «А. Блок и русский театр начала XX века» увидел свет в 1972 году. В последующие годы Т.М. Родина участвовала в подготовке коллективных изданий Института: «Русская художественная культура конца XIX – начала XX века» (1977), «История русского драматического театра» в 7 томах (1977–1987), являясь как редактором, так и автором отдельных разделов. В этот же период вышла ее монография о Достоевском (1984), которая по каким-то причинам была сильно сокращена издательством. В последние десятилетия жизни Т.М. Родину глубоко занимала проблема символистской драмы и символистского театра. Она оказалась первопроходцем в этой области, так как в театральной науке на тот момент названный ракурс культурной жизни России почти не был исследован. Некоторые работы на эту тему она завершить не успела, в частности, были собраны и остались неопубликованными материалы к исследованию «Театральная критика символизма».

Культура романтизма и символизма, которую Родина так любила, жила в ней самой. Татьяна Михайловна всегда держала спину прямой. Ее легкая походка казалась парящей. Родина органично возвышалась над любыми обстоятельствами и возвышала тех, кто находился рядом. При некоторой надмирности Татьяна Михайловна была всегда оживлена, открыта, полна интереса к собеседнику и к жизни. Но беседа с ней часто оказывалась и испытанием. Ее интересу не так просто было соответствовать. На секторе Татьяну Михайловну почтительно звали Дамой.

В начале 1990-х годов в память о Т.М. Родиной была названа малая планета – Rodita, открытая в 1969 году учеными в Крымской обсерватории.



Основные публикации

Избранная библиография

Монографии и коллективные труды:

П.Н. Орленев. 1869–1932. М.; Л.: Искусство, 1948. – 64 с.

Варвара Николаевна Асенкова. 1817–1841. М.: Искусство, 1952. – 60 с.

Русское театральное искусство в начале XIX века. М.: АН СССР, 1961. – 317 с. 

Малый театр // Очерки истории русского советского драматического театра / Под ред. Н.Г. Зографа. Т. 2. М.: АН СССР, 1960. С. 128–177. В соавторстве с С.Н. Дурылиным.

Театр [Раздел о русском театре XVIII века] // История европейского искусствознания / Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова. М.: АН СССР, 1963. С. 217–270.

Александр Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1972. – 312 с.

Русский театр предреволюционного десятилетия // Русская художественная культура конца XIX – начала XX века. Кн. 3. 1908–1917. Зрелищные искусства. Музыка / Редкол.: А.Д. Алексеев, Ю.Я. Барабаш, С.С. Гинзбург, Ю.С. Калашников, А.А. Сидоров, Г.Ю. Стернин, О.А. Швидковский. М.: Наука, 1977. С. 11–21.

История русского драматического театра: В 7 т. / Редкол.: Е.Г. Холодов (гл. ред.) и др. М.: Искусство, 1977–1987. Автор разделов: Т. 2: Часть первая. Введение, § 1–3; Репертуар, § 1–5 и 7–10; Сценическое искусство. Часть вторая. Введение, § 1; Репертуар § 1–8; Т. 6: Репертуар § 1–9; Т. 7: Введение, Репертуар.

Достоевский. Повествование и драма. М.: Наука, 1984. – 245 с.


Статьи в журналах и сборниках:

Валя – А.М. Комолова [В спектакле «Русские люди» К. Симонова. МХАТ им. М. Горького] // Театр. Сборник статей и материалов / Редкол.: Б.В. Асафьев, М.С. Григорьев (отв. ред.) и др. М.: ВТО, 1944. С. 212–217.

Новые работы Ю.А. Завадского // Театр: Сборник статей и материалов / Под ред. П.А. Маркова. М.: ВТО, 1945. С. 50–64.

«Варвары» А.М. Горького в критике и на сцене // «Варвары»: материалы и исследования. М.: ВТО, 1946. С. 33–55.

О штампах в современной драматургии // Театр. 1947. № 3. С. 49–52.

Буржуазная космополитическая школа в театроведении и ее эпигоны // Театр. 1948. № 12. С. 34–46.

Русские романтические актеры: П. Мочалов, В. Каратыгин // Театральный альманах ВТО / Под ред. П.А. Маркова. Кн. 8. М.: ВТО, 1948. С. 163–191.

Колхозная деревня на сцене // Театр. 1948. № 6. С. 34–41.

О некоторых закономерностях развития русского драматического театра первой половины XIX века (1800–1850) // Вестник мировой культуры. 1957. № 1. С. 79–94.

Сентиментальная драма Н.Н. Сандунова и Р.И. Ильина: Очерк из истории русского театра конца XVIII – начала XIX века // Ежегодник Института истории искусств, 1958: Театр / Редкол.: С.С. Мокульский (отв. ред.), А.Г. Образцова. М.: АН СССР, 1958. С. 194–228.

Этим летом в Москве. Ярославль // Театр. 1958. № 11. С. 88–92.

Ибсен (Человек и среда) // Вопросы театра. М.: ВТО, 1970. С. 154–176.

У истоков традиции [Из истории Малого театра] // Театр. 1974. №10. 32–39.

Литературные и общественные предпосылки образа Соленого («Три сестры») // Чеховские чтения в Ялте. Чехов и русская литература: Сборник научных трудов / Редкол.: В.И. Кулешов и др. М.: Книга, 1978. С. 21–31.

Постоянное обновление [О взаимодействии литературы и театра] // Театр. 1979. № 5. С. 38–42.

Проблема актера в режиссерском искусстве // Реальность и образность: Сборник статей и материалов / Редкол.: Ю.А. Дмитриев, Е.П. Перегудова, К.Л. Рудницкий. М.: Наука, 1984. С. 6–84.

«Есть какая-то тайна искусства…» [Проза Ф.М. Достоевского на московской и ленинградской сцене] // Классика и современность: Проблемы современной режиссуры 60-70-х годов: Сборник / Отв. ред. А.М. Смелянский. М.: Наука,1987. С. 149–190.

К 125-летию со дня рождения А.П. Чехова. На рубеже веков // Театральная жизнь. 1985. № 2. С. 4–6.

Проза Федора Абрамова на сцене // Вопросы театра. М.: ВТО, 1987. С. 306–318.

О драматургии символистов: И. Анненский, Вяч. Иванов, В. Брюсов // Театральная жизнь, 1992. № 2. С. 26–28.