Рудницкий
Константин (Лев) Лазаревич

Рудницкий Константин (Лев) Лазаревич

Рудницкий Константин (Лев) Лазаревич (1920–1988) – театральный критик, историк театра; доктор искусствоведения (1969); В секторе театра с 1959 года. 

После окончания театроведческого факультета ГИТИСа (1942) был призван в танковые войска и уже на фронте стал писать для «ведомственного» танкового листка. Постепенно стал военным корреспондентом. Участвовал в русско-японском окончании Второй мировой войны и «брал» в составе спецподразделения последнего китайского императора. Был награжден боевыми орденами и медалями.

С 1946 года работал сотрудником в газете «Советское искусство». В 1949 году, в период «борьбы с космополитизмом», был уволен из редакции за «примиренческое отношение к антипатриотической группе критиков». С 1959 служил в Институте (здесь же работала его супруга – Т.И. Бачелис)

В 1960–1980-е годы Рудницкий был неформальным лидером сектора театра. Гражданский темперамент не позволял Рудницкому оставаться безучастным к судебным процессам конца шестидесятых годов над инакомыслящими, в защиту которых он открыто выступал. Свою научную и критическую работу вел, как правило, на территориях, – с точки зрения советской идеологии – сомнительных и неугодных. Он превратил компромисс из формы приспособления в наступательное искусство. Вторгаясь в запретные сферы и наталкиваясь на лобовое сопротивление, он иногда соглашался сделать шаг назад, но со временем продвигался к намеченной цели.

На нем держалась многотомная «История советского драматического театра». Смысл ее был очевиднее современникам, чем нынешним читателям. В научный, да и не только научный, обиход вновь вводились театральные явления 1920–1930х годов, перечеркнутые и уничтоженные, часто вместе с их создателями. В исторических исследованиях Рудницкого жила федоровская страсть к «воскрешению отцов». История как сфера бытия была для него противоположна не современности, а смерти как небытию. С легкостью он переходил от исторических штудий к проблемам современного театра. Его монография о Вс.Э. Мейерхольде до сих пор остается непревзойденной, хотя и вышла пятьдесят лет назад. Интерес Рудницкого к режиссуре не был монографическим – она была самим «нервом» его исследований. Шла ли речь о Ю.П. Любимове, Ю.А. Завадском, А.Я. Таирове, И.Г. Терентьеве, А.А. Васильеве, Р. Стуруа, Э. Някрошюсе. О том свидетельствует как двухтомник «Русское режиссерское искусство» (М., 1989; 1990), так и статьи, собранные в книгах «Спектакли разных лет» (М., 1974) и «Театральные сюжеты» (М., 1990). Рудницкий привнес в профессию историка полемический критический темперамент. А занятия историей научили его как критика чувствовать ответственность перед будущим и дорожить точностью фиксации и высказывания.

Последним капитальным трудом Рудницкого, вышедшим в год его смерти, была богато иллюстрированная книга-альбом «Русский и советский театр: Традиция и авангард» на английском и французском языках в Нью-Йорке, Лондоне и Париже (1988). 

В середине 1980х годов Рудницкий ощутил неизбежность нового поворота к публикаторской деятельности как основополагающей для театроведения. С ней были связаны его новые планы, теперь усилиями коллег превращающиеся в тома. Когда мы открываем мейерхольдовское «Наследие» или «Дневники директора Императорских театров» В.А. Теляковского, нас вновь настигает Рудницкий, при всем своем индивидуализме любивший артельную работу.

Трудно представить его состарившимся. В глазах стоит его пружинистая, рвущая воздух походка, которой он вылетал к столу, когда брал слово. А между тем он никогда не отличался здоровьем. Его энергия была энергией духа. Иногда кажется, он и умер так рано, потому что сам не мог представить себя старцем.



Основные публикации

Избранная библиография

Монографии и коллективные труды:

Новые материалы о Сухово-Кобылине // Ежегодник Института истории искусств, 1955: Театр. М.: АН СССР, 1955. С. 250–303.

Письмо К.С. Станиславскому к А.А. Санину. 23 июня 1899 г. / Подготовка к печати, предисловие и примеч. К.Л. Рудницкого // К.С. Станиславский: Материалы. Письма. Исследования / Под общ. ред. акад. И.Э. Грабаря и др. Т. 1. (Театральное наследство). М.: АН СССР, 1955. С. 264–267.

А.В. Сухово-Кобылин: Очерк жизни и творчества. М.: Искусство, 1957. – 335 с.

Портреты драматургов. М.: Советский писатель, 1961. – 399 с.

История советского драматического театра (1917–1967): В 6 т. Редкол. К.Л. Рудницкий и др. Отв. ред. тт. 1–2 К.Л. Рудницкий. М.: Наука, 1966–1971. К.Л. Рудницкий – автор разделов «Русский театр» в тт. 1–4, 6. «Заключения» в т. 6. В соавторстве с А.Н. Анастасьевым, А.Н. Гозенпуд, Е.П. Перегудовой и др.

Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. – 525 с.

Спектакли разных лет. М.: Искусство, 1974. – 343 с.

В театре на Офицерской / Творческое наследие В.Э. Мейерхольда / Редкол.: К.Л. Рудницкий и др. М.: ВТО, 1978. С. 137–210.

Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. – 426 с. (Сер. «Жизнь в искусстве»)

Проза и сцена. М.: Знание, 1981. – 112 с.

Theatre russe et soviétique / Trad. de l’anglais par E. Deschodt. Paris: Ed. du Regard, 1988. – 319 p. ill.

Russian and Soviet Theatre: Tradition and Avant-garde / Transl. from russ. by R. Permar; Ed. by Dr. L. Miln. London: Thames and Hudson, 1988. – 320 p., ill.

То же: New York: Harry N. Abrams, 1988 – 320 p.. ill.

Русское режиссерское искусство: 1898–1907. М.: Наука, 1989. – 384 с.

Русское режиссерское искусство: 1908–1917. М.: Наука, 1990. – 279 с.

Театральные сюжеты. М.: Искусство, 1990. – 464 с.

Любимцы публики. Киев: Мистецтво, 1990. – 368 с.


Статьи в журналах и сборниках:

Драматургия Арбузова // Театр, 1957. № 4. С. 101–113.

Всеволод Вишневский // Театр. 1959. № 7. С. 116–130.

Иван Николаевич Берсенев: Очерк творчества // Иван Николаевич Берсенев: Сборник статей / Сост. А.М. Эскин. М.: ВТО, 1961. С. 3–114.

Театральность Маяковского // Театр. 1963. 7. С. 23–36.

Юрий Завадский // Театр. 1964. № 10. С. 48–53.

Время. Чехов и режиссеры // Вопросы театра, 1965. М.: ВТО, 1965. С. 135–159.

Михоэлс – мысли и образы // С.М. Михоэлс. Статьи. Беседы. Речи. Воспоминания о Михоэлсе / Ред. К.Л. Рудницкого. 2-е изд., расширенное. М.: Искусство, 1965. С. 5–59.

Михаил Булгаков // Вопросы театра, 1966. М.: ВТО, 1966. С. 127–143.

А.В. Сухово-Кобылин и его сатира. Сценическая история трилогии // Сухово-Кобылин А.В. Трилогия: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». М.: 1966. С. 5–46.

«Дело» [Пьеса А.В. Сухово-Кобылина в Ленинградском театре им. Ленсовета, реж. Н.П. Акимов] // Спектакли и годы: Статьи о спектаклях русского советского театра / Ред. и сост. А.Н. Анастасьева и Е.П. Перегудовой. М.: Искусство, 1969. С. 344–352.

Когда Станиславский разговаривал с Вахтанговым о гротеске? // Вопросы театра, 1970. М.: ВТО, 1970. С. 229–235.

В поисках новой театральности: О дискуссии начала 30-х гг. о путях советской драматургии. К 70-летию со дня рождения Н.Ф. Погодина // Театр. 1970. № 11. С. 49–57.

Анатолий Кторов // Искусство кино. 1972. № 9. С. 99–114.

Искусство Завадского // Вопросы театра, 72. М.: ВТО 1973. С. 89–137.

О пьесах А. Арбузова и В. Розова // Вопросы театра, 73. М.: ВТО, 1975. С. 143–185.

По ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы. 1976. № 10. С. 28–75.

«Лес» Мейерхольда: Замысел, структура, значение // Театр. 1976. № 11. С. 97–110.

«Мертвые души» (МХАТ – 1932) // Театральные страницы: Сб. статей / Ред. сост. Ю.С. Рыбаков и М.Д. Седых. М.: Искусство, 1979. С. 145–185.

«И взрывы сил, и крайность мнений» [Об истории отношений А.А. Блока и Вс.Э. Мейерхольда в 1906–1918 гг.) // Театр. 1980. № 11. С. 34–45.

Николай Сапунов: К 100-летию со дня рождения // Советские художники театра и кино, 79. Вып. 4. М., 1981. С. 230–244.

Размышления о «Современнике» // Вопросы театра, 81. М.: ВТО, 1981. С. 98–133.

Режиссерская партитура К.С. Станиславского и «Чайка» на сцене МХТ в 1898 году // Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского, 1898–1930. Т. 2: 1898–1901. М.: Искусство, 1981. С. 6–50.

Красота в пьесах Чехова // Театр. 1981. № 6. С. 72–80.

Борис Бабочкин // Портреты режиссеров: Сборник статей. Вып. 3. Л.: Искусство, 1982. С. 29–61.

Борис Бабочкин // Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Малый театр СССР, 1924–1974: Сборник в 2 т. Т. 2. / Сост. В. Канаева, Е. Струтинская. М.: ВТО, 1983. С. 344–359.

Приключения идей [Ф.М. Достоевский на московской сцене конца 70-х – начала 80-х гг.] //Достоевский и театр. Сборник статей / Сост., общ. ред. и введ. А.А. Нинова. Л.: Искусство. 1982. С. 426–462.

Старые роли, новые лица: [«Отелло» в Театре им. К. Марджанишвили, реж. Т. Чхеидзе] // Театр. 1983. № 12. С. 44–54.

В Москве и дома [О спектаклях Каунасского драматического театра. Гастроли в Москве] // Театральная жизнь. 1984. № 1. С. 12–14.

Роли Марецкой, разговоры с Верой Петровной // Воспоминания о Вере Марецкой / Ред. К.Л. Рудницкий. М.: ВТО, 1985. С. 131–156.

Художники театра Таирова [К 100-летию со дня рождения] // Декоративное искусство СССР. 1985. № 10. С. 30–35.

Играем Чехова [Обзор постановок последнего двадцатилетия] // Вопросы театра. М.: ВТО, 1986. С. 10–81.

Время и место [О постановке пьес А.П. Чехова во второй половине 70-х – начале 80-х гг.] // Классика и современность: Проблемы советской режиссуры 60–70-х гг.: Сборник статей / Отв. ред. А.М. Смелянский. М.: Наука, 1987. С. 191–223.

Творческий путь Таирова // Режиссерское искусство Таирова [К 100-летию со дня рождения]: Сборник статей / Ред. К. Рудницкий. М., 1987. С. 7–41.

Театральные опыты русских футуристов // Искусство театра. Свердловск, 1987. С. 4–23.

Вдогонку за Терентьевым // Театр. 1987. № 5. С. 58–80.

Первые пьесы русских футуристов // Современная драматургия. 1987. № 2. С. 269–278.

Два урока истории [«Вчерашние» Ш. Дадиани в Театре им. К. Марджанишвили, реж. Т. Чхеидзе и «Кваркваре Тутабери» П. Какабадзе в Театре им. Ш. Руставели, реж. Р. Стуруа] // Творчество. 1987. № 9. С. 16–18.

Вахтангов Е. Всехсвятские записи / Публ., вступит. заметка и примеч. К. Рудницкого // Театр. 1987. № 12. С. 147–151.

Первые роли // Высоцкий на Таганке. М.: Союзтеатр, 1988. С. 7–29. 

Секреты и уроки Г.А. Товстонога // Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами: попытка осмысления режиссерского опыта. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 5–21.

Александр Вертинский // Театр. 1988. № 2. С. 130–142.

Парный портрет к юбилею [К 60-летию актера Р. Чхиквадзе и 50-летию режиссера Р. Стуруа] // Театр. 1988. № 4. С. 113–132.

Школа «Серсо» [Спектакль театра «Школа драматического искусства» «Серсо» В. Славкина, реж. А. Васильев] // Творчество. 1988. № 4. С. 29–31.

Александр Таиров: конец пути [О деятельности А.Я. Таирова в Камерном театре в 1930–40-е гг., о ликвидации театра в 1949 г.] // Театральная жизнь. 1988. № 21. С. 28–32.

Судьба Гиацинтовой //  Гиацинтова С. В. С памятью наедине / Лит. запись Н.Э. Альтман, предисл. С.В. Образцова, послесл. К.Л. Рудницкого. 2-е изд. М.: Искусство, 1989. С. 525–543.

Новое о Мейерхольде [Предисловие М.А. Чехова 1954 г. к кн. Ю.Б. Елагина «Темный гений». Забытая статья Вс.Э. Мейерхольда 1917 г. «Да здравствует жонглер!»] / Публ., вступит. текст и примеч. К.Л. Рудницкого // Вопросы театра. М., 1990. С. 203–220.

Из рукописи о Таирове / Публ. Е. Перегудовой и О. Фельдмана // Театральная жизнь. 1991. № 17. С. 29–31; № 18. С. 29–31; № 19. С. 26–29; № 20. С. 27–29.

Игра портретами [«Страницы журнала Печорина» ТВ; реж. А. Эфрос] // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания, статьи / Сост. М.Г. Зайонц. М.: АРТ, 2000. С. 260–264.