Строева Марианна Николаевна
Марианна Николаевна

Строева Марианна Николаевна

Строева Марианна Николаевна (урожд. Сканави; 1917–2006) – театровед и театральный критик. В секторе театра с 1960 по 1988 год. Доктор искусствоведения (1970). 

После окончания актерского факультета театрального училища при Театре Революции (1939) стала актрисой Театра Революции (ныне – Московский театр им. Вл. Маяковского). Во время войны работала и училась на театроведческом факультете ГИТИСа (1941–1946). Годы ее аспирантуры в ГИТИСе (1947–1950) пришлись на пору «борьбы с космополитизмом». Публичной абструкции были подвергнуты как «антипатриоты» С.С. Мокульский, Г.Н. Бояджиев, Б.В. Алперс, А.К. Дживелегов – учителя молодых театраведов, который вскоре составили поколение «шестидесятников». 

Кредо нового поколения в театре определило возвращение к «живому Станиславскому», учение которого было догматизировано в 1940-е годы. Это стало основой творчества А.В. Эфроса, Г.А. Товстоногова, «Современника», а также его исследователей. Среди них была и М.Н. Строева. В 1952 году она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Работа К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко над пьесами А.П. Чехова». После недолгого пребывания в репертуарно-редакторском отделе Министерства культуры (1950–1953) М.Н. Строева пришла в журнал «Театр» в ту пору, когда им руководил Н.Ф. Погодин. Журнал в эти годы был эпицентром критических бурь. Острые публикации Строевой вызывали особенно яростные нападки ортодоксальных органов печати. Шквал негодования обрушился на статью «Критическое направление ума», посвященная пьесе А.М. Володина «Фабричная девчонка». 

В 1960 году многие сотрудники журнала «Театр» перешли в наш Институт. М.Н. Строева, Е.И. Полякова (Горячкина) вместе с К.Л. Рудницким сформировали поколение сектора театра, тесно связанное с новыми тенденциями в художественном процессе и предложившим новые подходы к исторической проблематике. Двухтомник, посвященный режиссерским исканиям Станиславского, увенчал многолетнюю работу М.Н. Строевой и стал крупным научным и культурным событием. После него уже было невозможно говорить о Станиславском в параметрах сталинской науки.

Ее отношение к театру определялось необыкновенной страстностью и острым чувством движения театрального времени. Как критик Строева выступала не прокурором посредственности, а бескомпромиссным защитником таланта. В его определении никогда не ошибалась.



Основные публикации

Избранная библиография

Монографии и коллективные труды:

Борис Георгиевич Добронравов: 1896–1949. М.: Искусство, 1950. – 72 с.

Б.Г. Добронравов в пьесах Чехова и Горького // Ежегодник Московского Художественного театра. 1949–1950: Сборник статей / Редкол.: А.К. Тарасова (отв. ред.) и др. М.: Искусство, 1952. С. 667–693.

Библиография. 1949–1950 // Там же. С. 835–856.

Чехов и Художественный театр: Работа К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко над пьесами А.П. Чехова. М.: Искусство, 1955. – 314 с.

 Режиссура К.С. Станиславского в чеховских спектаклях МХТ («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» 1898–1901 гг.) // К.С. Станиславский: Материалы. Письма. Исследования / Под общ. ред. акад. И.Э. Грабаря и др. Т. 1. (Театральное наследство). М.: АН СССР, 1955. С. 613–670.

Режиссерские искания Станиславского: 1898–1917. М.: Наука, 1973. – 374 с.

Режиссерские искания Станиславского: 1917–1938. М.: Наука, 1977. – 413 с.

Русский театр [в соавторстве с А.Н. Анастасьевым, Е.П. Перегудовой, Е.И. Поляковой, К.Л. Рудницким., Л.Г. Тамашиным] // История советского драматического театра: В 6 т. М.: Наука, 1966–1971.

Том I / Отв. ред. К.Л. Рудницкий. М.: Наука, 1966. С.104–211.

Tом ІІ / Отв. ред. К.Л. Рудницкий. М.: Наука, 1966. С. 27–162.

Чехов и другие / Ред.-сост. А. Строев. М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 496 с.


Статьи в журналах и сборниках:

Работа Вл.И. Немировича-Данченко над спектаклем «Три сестры» // Театр. 1954. № 7. С. 53–67.

Противоречия Иванова [«Иванов». Театр им. Пушкина, пост. М. Кнебель] // Театр. 1955. № 6. С. 39–51.

Борис Георгиевич Добронравов // Театр. 1956. № 4. С. 189–190.

«Критическое направление ума» [Пьеса А. Володина «Фабричная девчонка» и ее сценическое воплощение] // Театр. 1957. № 6. С. 59–69.

Лучше умереть стоя… [«Лиса и виноград» Г. Фигейредо. БДТ, реж. Г. Товстоногов] // Театр. 1957. № 8. С. 124–128.

Поэзия и быт [«Безымянная звезда» М. Себастиана. БДТ, реж. Г. Товстоногов] // Театр. 1957. № 2. С. 115–118.

Чехов // Театр. 1957. № 10. С. 100–104

Молодость Чехова // Театр. 1958. № 10. С. 27–37.

Спор о современном [Обзор спектаклей ленинградских театров, поставленных к XXI съезду КПСС] // Театр. 1959, № 6. С. 73–86.

Самый человечный человек [«Третья патетическая» Н. Погодина. МХАТ, реж. М. Кедров] // Театральная жизнь. 1959. № 5. С. 16–20.

Чехов и советская драма: К постановке вопроса // Театр. 1960. № 1. С. 69–82.

Чехов этого года // Театр. 1960. № 8. С. 122–138.

Чехов и советская драматургия // Театр. 1960. № 1. С. 69–82.

The Three Sisters at the Moscow Art Theatre / tr. by E.R. Hapgood //

Tulane Drama Rewiew. vol. 9. 1964. № 1. P. 42–56.

На подступах к Брехту // Вопросы театра. М.: ВТО. 1965. С. 81–101.

Такой уж это был человек [«Насмешливое мое счастье» Л. Малюгина. Театр им. Евг. Вахтангов, реж. А. Ремизова] // Театр. 1966. № 4. С. 44–48.

Жизнь или смерть Галилея [«Жизнь Галилея» Б. Брехта, Театр драмы и комедии, реж. Ю. Любимов] // Театр. 1966. № 9. С. 11–16.

Любительница абсента [«Трехгрошовая опера» Б. Брехта. Театр им. Ленсовета, реж. И. Владимиров] // Театр. 1967. № 4. С. 38–39.

Спрашивайте с себя… [«Традиционный сбор» В. Розова. Театр «Современник», реж. О. Ефремов] // Театр. 1967. № 8. С. 16–21.

The Three Sisters in the Production of the Moscow Art Theatre // Chekhov: A Collection of Critical Essays / Ed. R.L. Jackson. New Jersey: Prentice-Hall, 1967. P. 121–135. [Переработанный вариант статьи «Режиссура К.С. Станиславского в чеховских спектаклях МХТ» (1955)].

Если бы знать… [«Три сестры». Театр на Малой Бронной, реж. А. Эфрос] // Советская культура. 1968. № 8. 18 января. С. 3.

Перепечат: Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи / Сост. М. Зайонц, С. Никулин. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 199–206.

Станиславский ставит «Смерть Иоанна Грозного» // Вопросы театра, 1967. М.: ВТО, 1968. С. 123–130.

«Мой друг» [пьеса Н. Погодина в театре Революции, реж. А. Попов] // Спектакли и годы: Статьи о спектаклях русского советского театра / Ред. и сост. А. Анастасьева и Е. Перегудовой. М.: Искусство, 1969. С. 135–145.

В годы исканий [О динамике режиссерской мысли Станиславского, о постановке спектакля «Жизнь человека» Л. Андреева в МХТ, о полемике Станиславского и Мейерхольда] // Театр. 1970. № 12. С. 89–99.

«Тут ни убавить, ни прибавить…» [Рец. на кн.: Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С. Станиславского. Летопись. Т. 1–2] // Театр. 1972. № 7. С. 80–82.

По законам гротеска [«Игроки» Гоголя. Кишиневский театр «Лучафэрул», реж. И. Тодоров] // Театр. 1972. № 8. С. 49–50.

Ольга Леонардовна [Рец. на книгу: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. М.: Искусство, 1972. Часть первая. Воспоминания и статьи. Переписка с А.П. Чеховым; Часть вторая. Переписка (1896–1959). Воспоминания об О.Л. Книппер-Чеховой] // Театр. 1973. № 10. С. 111–112.

Драмы одиночества. Две гауптмановские постановки К.С. Станиславского // Вопросы театра, 72. М.: ВТО, 1973. С. 229–244.

«Горячее сердце» Станиславского // Вопросы театра, 73. М.: ВТО, 1975. С. 186–226.

Чехов и Художественный театр: К вопросу о структуре ранних спектаклей МХТ // Чеховские чтения в Ялте. Чехов и театр. М.: Книга, 1976. С. 11–21.

Чехов и советская драма // Чеховские чтения в Ялте. Чехов и русская литература. М.: Гос. библиотекa им. В.И. Ленина, 1978. С. 131–142.

Смена режиссерских форм // Театральные страницы / Ред. сост. Ю.С. Рыбаков, М.Д. Седых. М.: Искусство, 1979. С. 83–125.

Мужское дело [«Белорусский вокзал» по киносценарию В. Трунина, Тульский драматический театр им. М. Горького, реж. Р. Рахлин] // Театр. 1981. № 7. С. 13–16.

Герой и среда // В поисках реалистической образности: Проблемы советской режиссуры 20–30-х г. / Отв. ред. К.Л. Рудницкий. М.: Наука, 1981.

С. 86–158.

Судаков И.Я. Репетиции Станиславского / публ. в соавторстве с К.Л. Рудницким // Там же. С. 263–275.

Чехов М.А. о пяти великих русских режиссерах / публ. в соавторстве с К.Л. Рудницким // Там же. С. 359–373.

Военная музыка [«Три сестры». Театр на Таганке, пост. Ю. Любимова реж. Ю. Погребничко] // Театр. 1982. № 10. С. 118–125.

Возвращаясь к Станиславскому // Театральная жизнь. 1984. № 3. С. 20–22.

Володин: взгляд сквозь годы // Театральная жизнь. 1984. № 17. С. 4–5.

Мера откровенности: Опыт драматургии Людмилы Петрушевской // Современная драматургия. 1986. № 2. С. 218–228.

Приближение: Воспоминания о Б.Г. Добронравове с комментариями // Вопросы театра. М.: ВТО, 1986. С. 152–163.

Станиславский в работе над Достоевским // Театр Достоевского / Сост. А.А. Нинов. М.: СТД, 1987. С. 71–89.

Реабилитация души: о спектакле МХАТа в проезде Художественного театра «Московский хор» // Советский театр. 1989. № 4. С. 36–38.

Реабилитация души. (Новая пьеса Людмилы Петрушевской на сцене МХАТа в проезде Художественного театра) // Литературное обозрение. 1989. № 10. С. 93–95.

Театр двух Габоров [О будапештском театре им. Й. Катоны и его руководителях Габоре Секее и Габоре Жамбеки, о спектаклях и актерах театра] // Театральная жизнь. 1989. № 15. С. 8–9.